Искусство, История

Как звучит древнегреческая музыка

Вся античная культура пронизана музыкой, но до нас дошли всего шестьдесят с лишним композиций. С помощью некоторых из них рассказываем, что слушали древние греки

Само слово «музыка», так же как мелодия, гармония, симфония, полифония, ритм, тон и многие другие музыкальные термины, пришло из древнегрече­ского языка. Культура Древней Греции пронизана музыкой — об этом мы, в частности, знаем благодаря древнегреческой литературе и античному искусству.

Мальчик и лира. Рисунок Жана Кокто. 1958 годBridgeman Images / Fotodom

Профессиональная нотная запись сформировалась в Древней Греции к III веку до н. э. Существо­вали две параллельные системы нотных символов: для голоса и для му­зыкальных инструментов. Каждая из них охватывала чуть больше трех октав. Ноты представляли собой буквы греческого алфавита и разные символы. В слу­чае вокальной музыки они помещались над соответствующими слогами в тек­сте. Над нотами также писались ритмические обозначения.

Еще в Средние века о греческой музыкальной системе было известно из антич­ных трактатов о теории музыки, но материала для полноценной реконструкции не хватало. В конце XIX века археологи обнаружили несколько мраморных стел с текстом и музыкой: надгробную эпитафию недалеко от Эфеса в Турции и два гимна Аполлону в Дельфах. Один из них впервые прозвучал вновь в 1894 году на конгрессе в Сорбонне, где было принято решение восстановить Олимпий­ские игры.

В ХХ веке благодаря найденным папирусам число нотных записей древнегрече­ской музыки выросло до шестидесяти одной. Это позволило ученым соотнести их с современной музыкальной нотацией и воссоздать звучание мелодий с большей точностью.

1. Песня про фиалки, нарцисс и стрельбу из лука

© Рeople.duke.edu

Текст этой песни был обнаружен на папирусе II века н. э. В нем упоминаются фиалки и нарцисс (цветы указывают на любовную тематику), а также стрельба из лука, пророчество, дева и дикие звери. Над строчками добавлены нотные обозначения. На том же папирусе удалось разобрать фрагменты второй песни: слова «музыка», «оплакивает», «пти­цы», «женщина».

2. Соло на греческой дудке

© Рeople.duke.edu

Памятников, где записаны специальные нотные символы для инструменталь­ной музыки, сохранилось совсем немного. Этот фрагмент должен был испол­няться на авле — греческой дудке, по­хожей на современный гобой. Папирус, скорее всего, принадлежал профессиональ­но­му музыканту — этот отрывок достаточно сложен для исполнения.

3. Ария из трагедии Еврипида

Ария из трагедии Еврипида «Орест» была записана в III веке до н. э. в еги­петском городе Гермополе. На папирусе, сейчас хранящемся в Вене, можно разобрать семь строк с нотами для голоса и духового инструмента — авла. В этом отрывке хор оплакивает судьбу Ореста, сравнивая его с кораблем, гибнущим в бурном море. Движение мелодии при этом как будто повторяет удары волн, обрушивающихся на героя. Такое подражание было вообще характерно для древнегреческой музыки.

Милосердие! Милосердие!
Между смертными
Нет великого счастья прочного:
Демон тот, что рвет паруса ладьи,
В бездне горестей топит счастье,
Как в волнах ненасытно злых…  Пер. Иннокентия Анненского.

Всего известно около десяти нотных записей музыки из греческих трагедий, в частности — из еще одного произведения Еврипида, «Ифигения в Авлиде». На папирусе с этой трагедией, хранящемся в голландском Лейдене, записаны сразу две арии: первую должен был исполнять хор женщин, а вторую — главная героиня, которую уводят, чтобы принести в жертву Артемиде.

4. Христианский гимн

Папирус с отчетом о поставках зерна и христианским гимном на обороте был найден в египетском городе Оксиринх в 1918 году. Текст III–IV веков н. э. воспевает Святую Троицу: это один из самых ранних христианских гимнов, который не основан на библейских строчках. Главный мотив фрагмента — весь тварный мир умолкает, в то время как хор людей и ангелов воспевает Бога:

«Вместе… все … почтенные Божии…
Да молчит… Пусть светоносные звезды не…
… бушующих рек все [источники] … когда мы воспеваем
Отца, Сына, Святого Духа. Все Силы да воскликнут: Аминь, аминь!
Держава, хваление [и слава Богу], единому подателю всех благ.
Аминь, аминь!»  Пер. Алены Чепель.

5. Два пеана

Два пеана  Пеан — торжественный благодарственный гимн, исполнявшийся хором. Аполлону высечены на камне в Дельфах, где находился комплекс сооружений, посвященных этому богу. Известны их авторы, афинские поэты Афиней и Лимений, и время создания — II век до н. э. Оба гимна были испол­нены во время торжественных посольств-паломничеств афинской делегации на религиозных торжествах в Дельфах. Плиты с текстами пеанов и нотацией были размещены на стенах сокровищницы, где хранились приношения богу Аполлону от афинских граждан.

Источники
  • Johnson W. A. Musical Evenings in the Early Empire: New Evidence from a Greek Papyrus with Musical Notation.
    Journal of Hellenic Studies, 120, 2000.
  • Johnson W. A. New Instrumental Music from Graeco-Roman Egypt (P. Mich. inv. 1205).
    Bulletin the American Society of Papyrologists, 37, 2000.
  • Pöhlmann E., West M. L. Documents of Ancient Greek Music.
    Oxford, 2001.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив