ICHEP 2018: все основные каналы рождения и распада бозона Хиггса окончательно подтверждены

Рис. 1. Четыре основных канала рождения бозона Хиггса

Рис. 1. Четыре основных канала рождения бозона Хиггса. Адаптированные изображения с сайта Physics of and with Leptons

Когда физики запускали Большой адронный коллайдер и готовились к охоте на бозона Хиггса, они заранее понимали, что рождаться он может разными способами (рис. 1). Наиболее вероятный вариант рождения — в прямом столкновении двух глюонов; именно так в 2012 году хиггсовский бозон и был открыт. Другие механизмы рождения тоже исключительно полезны для изучения хиггсовского механизма (а через него — и для поиска Новой физики), но из-за малого сечения и более сложного конечного состояния их труднее отделять от фона. Тем не менее, благодаря всё более прозорливым методикам классификации событий, эти процессы рождения тоже удалось отследить. Под напором новых данных их статистическая значимость неуклонно росла. Было ясно, что рано или поздно она перевалит через заветные 5σ, и соответствующий канал рождения будет считаться окончательно открытым.

Весной этого года обе крупнейшие коллаборации Большого адронного коллайдера, ATLAS и CMS, объявили, что наконец-то открыт канал рождения ttH. И вот сейчас, на конференции ICHEP 2018, последовало заявление от ATLAS, что окончательно открыты все четыре основных канала рождения (см. доклад T. Carli. ATLAS+ALICE highlights). Об открытии рождения бозона Хиггса в сопровождении W- или Z-бозона (канал VH) сообщает предварительная публикация ATLAS-CONF-2018-036, а процесс слияния WW- или ZZ-пары упомянут в сводной публикации ATLAS-CONF-2018-031. Популярный обзор текущей ситуации дан также в публикации Combined measurements of Higgs boson couplings reach new level of precision на сайте коллаборации.

Конечно, физиков интересует не только сам факт, что хиггсовский бозон может рождаться разными способами, но и точные вероятности рождения по тому или иному каналу. Именно эти вероятности способна вычислить теория, но предсказания разнятся для Стандартной модели и для многочисленных вариантов Новой физики. Измерения можно наглядно сравнивать с теоретическими ожиданиями с помощью интенсивности хиггсовского сигнала — отношения измеренного сечения рождения и предсказанного в рамках СМ. Это отношение для всех четырех вариантов рождения приведено на рис. 2, причем канал VH здесь разбит на две составляющие, WH и ZH. В пределах погрешностей все отмеченные точки не противоречат единице; иными словами, данные не показывают никаких существенных отклонений от Стандартной модели. Детальное разбиение сигнала по всем каналам рождения и распада можно найти на рис. 5 публикации ATLAS-CONF-2018-031.

Рис. 2. Интенсивность хиггсовского сигнала в основных процессах рождения бозона Хиггса по данным ATLAS

Рис. 2. Интенсивность хиггсовского сигнала в основных процессах рождения бозона Хиггса по данным ATLAS. Черные точки — экспериментальные данные с их погрешностями, красная полоса на единице с серой областью — предсказание Стандартной модели с теоретическими погрешностями. Обозначения: ggF — столкновение глюонов; VBF — слияние WW- или ZZ-пар; WH и ZH — две составляющие процесса VH; ttH+tH — рождение бозона Хиггса вместе с топ-кварками. Изображение с сайта atlas.web.cern.ch

Стоит отметить, что предварительная публикация ATLAS-CONF-2018-036 сообщает также об окончательном открытии доминирующего канала распада бозона Хиггса — на b-кварк-антикварковую пару (популярный рассказ об этом результате см. в заметке Higgs boson observed decaying to b quarks — at last!). Несмотря на то что в 58% случаев бозон Хиггса распадается именно так, долгое время этот канал распада открыть не удавалось из-за огромного фона. Первые намеки на регистрацию этого процесса стали появляться только в прошлом году (см. новость LHC наконец-то видит основной распад бозона Хиггса), и это был именно тот случай, когда неосновные каналы рождения помогают исследовать определенный канал распада. Сейчас, благодаря данным 2017 года, и этот результат «дорос» до полноценного открытия (рис. 3).

Рис. 3. Распределение событий, прошедших строгий отбор, по инвариантной массе пары b-анти-b

Рис. 3. Распределение событий, прошедших строгий отбор, по инвариантной массе пары b-анти-b. Черные точки — экспериментальные данные с погрешностями, серая гистограмма — остаточный неустранимый фон, красная область — хиггсовский сигнал в VH-канале рождения и bb-канале распада. Изображение с сайта atlas.web.cern.ch

В целом можно сказать, что в этом году исследования бозона Хиггса переходят через некий психологический рубеж. Период экспериментальной неопределенности и связанных с ней надежд на сенсацию позади. Все основные каналы рождения и распада открыты. К сожалению, все они в пределах погрешностей согласуются со Стандартной моделью. Надо быть отъявленным оптимистом, чтобы полагать, что в этих хорошо измеренных каналах ситуация способна кардинально измениться до запуска HL-LHC, то есть до 2026 года. Поэтому пока что дальнейший прогресс в хиггсовской физике будет связан не с сенсациями, я с планомерным наступлением по широкому фронту, со всё более точными измерениями этих величин. Параллельно будут продолжаться поиски редких эффектов в хиггсовской физике, но появятся ли тут какие-то новые поводы для воодушевления теоретиков, мы узнаем по окончании сеанса Run 2.


9
Показать комментарии (9)
Свернуть комментарии (9)

  • Fireman  | 10.07.2018 | 17:25 Ответить
    ОК, новой физики похоже в этом десятилетии не будет.
    А куда сейчас наука собирается двигаться дальше?
    Накапливать статистику в надежде, что начнут вылазить незамеченные тонкие эффекты?
    Надежды теперь на новые хиггсовские фабрики типа линейного коллайдера или все таки на старый проверенный БАК?
    Ответить
    • Игорь Иванов > Fireman | 29.07.2018 | 16:36 Ответить
      Зачем же сразу в упаднические настроения ударяться. Самые сильные отклонения от СМ были получены на данных Run 1. Как минимум ждем обработки Run 2 для их подтверждения. При больших инвариантных массах от Run 2 действительно сенсаций уже не ждут, но впереди еще Run 3 и HL-LHC.

      Насколько я понимаю общие настроения, ILC как хиггсовская фабрика не выглядит уже особо привлекательным вариантом. Сейчас продолжает крепнуть понимание, что надо по-прежнему ориентироваться на самые амбициозные проекты и строить 100 ТэВный коллайдер.
      Ответить
      • Fireman > Игорь Иванов | 29.07.2018 | 17:04 Ответить
        А чем связано, что самые большие отклонения найдены в Run1? Просто больший объём данных успели обработать?

        Вообще такое ощущение с обработкой данных складывается, что учёные ограничены по большей части вычислительными ресурсами, если данные с эксперимента#1 обрабатывались 3 года, то данные в несколько раз большего объёма с эксперимента#2 будут обрабатываться опять же в несколько раз дольше (ну не считая роста вычислительных мощностей согласного закону Мура плюс/минус) :(

        И еще вопросик - если окажется, что нужны запредельные энергии (те же 100ТэВ), ставит ли это крест на мюонных коллайдерах как устройствах поиска новых частиц?
        Ответить
        • Игорь Иванов > Fireman | 29.07.2018 | 17:30 Ответить
          > А чем связано, что самые большие отклонения найдены в Run1? Просто больший объём данных успели обработать?

          Не обработали еще данные Run 2 по тем распадам, в которых видны отклонения в Run 1.

          > Вообще такое ощущение с обработкой данных складывается, что учёные ограничены по большей части вычислительными ресурсами

          А также человеческими. Ну да, это так. А в чем проблема-то? Мы разве куда-то торопимся?

          > И еще вопросик - если окажется, что нужны запредельные энергии (те же 100ТэВ), ставит ли это крест на мюонных коллайдерах как устройствах поиска новых частиц?

          Не совсем точная формулировка. 100 ТэВ не запредельные, а вполне по силам, с учетом экстраполяции развития технологий. Мюонные коллайдеры возможны и на несколько ТэВ, но они уже кажутся менее предпочтительными, чем 100 ТэВ протонный. Мюонные коллайдеры были бы очень хороши прямо на массе Хиггса, но круг вопросов там не такой широкий. Поэтому сейчас мюонный коллайдер выглядит проектом далеко не первой и даже не второй важности.
          Ответить
          • Fireman > Игорь Иванов | 29.07.2018 | 18:03 Ответить
            про запредельные я имел в виду, что на 100ТэВ придётся много копать :), а это, как я понимаю очень дорого, а если лет через 50 окажется, что надо 10000ТэВ, то вообще по экватору придётся ускоритель строить :)
            Ответить
  • kbob  | 10.07.2018 | 18:29 Ответить
    Возможно прорыв будет в физике нейтрино.
    https://www.katrin.kit.edu/68.php
    Все таки это единственное нарушение СМ. Измерят массу нейтрино.
    Ответить
    • Hom > kbob | 10.07.2018 | 23:20 Ответить
      kbob, чуть подробнее, если это возможно.
      Ответить
  • Игорь Иванов  | 12.07.2018 | 03:29 Ответить
    Пропадаю на две недели, потом отвечу на разные комментарии.
    Ответить
    • HellMaus > Игорь Иванов | 13.07.2018 | 18:13 Ответить
      А вы напишете про доклады LHCb и Belle на ICHEP2018 ? Судя по анонсам http://www.ichep2018.org/newsletter/ICHEP2018_DailyBulletin_0705.html, там было что-то новенькое в распадах b-мезонов.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2024 «Элементы»