10 качеств, необходимых режиссеру

0
6307

Дневать и ночевать на съемочной площадке, не спать ночей, обсуждая с оператором новую сцену, а в результате – снять своих «Прирожденных убийц», «Затрак у Тиффани» или «Дэдпул». Короче, ты хочешь стать режиссером – и это отличное желание. Чтобы узнать, что тебе для этого потребуется, мы обратились к тому, кто режиссеров нанимает – то есть к продюсеру. Павел Шумов, генеральный продюсер кинокомпании Studio8 и преподаватель Московской Школы Кино, написал для нас мануал по самым ценным режиссерским качествам.

1. Готовность брать ответственность

Это самое главное и самое редкое качество: многие мечтающие о профессии как таковой сходят с дистанции на этапе, когда в руки попадает проект, и на него нужно решиться. То есть, быть готовым отвечать за результат.

Нередко будущие режиссеры так долго ищут «идеальный сценарий», что в итоге упускают все возможности, так и не осуществляя мечту.


Кроме того, сам процесс съемки — это бесконечная череда принимаемых решений. Если вы не любите отвечать за свой выбор, скорее всего, в режиссуре вам делать нечего.

В российской модели коммерческого производства одна из основных бед — в том, что взаимосвязи между успехом проекта и востребованностью режиссера практически нет: если кто-то всю жизнь снимает убыточный трэш, он все равно считается состоявшимся режиссером, и на его следующие картины продолжают давать деньги. Получается, что ответственности у так называемого режиссера нет никакой: при таком подходе у него нет и не может быть мотивации снимать хоть сколько-нибудь качественный продукт – «все равно на мой следующий фильм найдут инвестора». Но пусть ваша планка будет выше.

2. Дотошность и внимание к деталям

Необязательная, но очень полезная черта: когда вы представляете результат настолько ясно, что в своей голове уже «посмотрели фильм от начала до конца» – вы не можете соглашаться на то, что понизит планку качества. Вы должны тщательно готовиться к каждой съемке, добиваться своего от продакшн-команды и актеров – и тогда вы получаете если не шедевр, то хотя бы продукт, за который не стыдно.

Николь Кидман в своих интервью противопоставляет режиссуру актерскому мастерству: по ее мнению, режиссеры — фрики, которые в силу профессии должны контролировать каждую деталь. И в этом она права: если не вы, то кто?

3. Собственное видение/стиль

Режиссером – и даже достаточно хорошим – можно быть и без этого качества. Но каждый культовый или известный режиссер легко отличим благодаря наличию уникального угла зрения на историю. Даже пропустив начальные титры, вы ни за что не перепутаете фильм Тарантино и Гильермо дель Торо; вряд ли подумаете о картине Звягинцева, что это – работа Балабанова, и так далее.

В последнее время именно уникальный взгляд на мир позволяет молодым режиссерам «выстреливать» на переполненном рынке: Найшуллер, снявший по-режиссерски свежий клип для своей группы, был тут же нанят для съемки полнометражного фильма «Хардкор», основанного на приеме и идее клипа; американская группа Ok GO с первых музыкальных видео заявила о себе, в первую очередь, именно как авторы с необычным видением мира — и их каждую следующую песню, если говорить честно, ждут вовсе не из-за нового слова в музыке, а из-за потрясающих видео, которые они для своих песен снимают.

Чтобы гнать диалоги-«восьмерки», не нужно быть режиссером – настолько это техническая работа. Поэтому портфолио, состоящее из сериалов дневного эфира со сценами типа «Василий понял, что Татьяна ему изменяет», по большому счету, не стоит ничего.

Лучше снимите одну микробюджетную короткометражку, в которой вы выразите себя как режиссера на 100%, чем 10 серий «для телека» с плоскими ходульными персонажами.

4. Классическое образование

Хотя бы на уровне самоучки: читайте книги, изучайте теорию, смотрите мастер-классы великих. Сейчас так много бесплатных материалов для самообразования, что грех ими не пользоваться. Вам стоит знать основы драматургии и мизансценирования; уметь ставить актерам задачи так, чтобы они выдавали в кадре именно ту эмоцию, которая вам нужна. Вам точно поможет понимание монтажности снимаемых кадров и многое другое.

Само собой, можно сыграть в игру «я художник, я так вижу» — и снять полнометражный фильм целиком на крупных планах или с нарочито ужасающей игрой актеров – но, скорее всего, получится что-то невероятно скучное, и, как следствие, убыточное.

Самое веселое заключается в том, что даже если вы не знакомы с базовой программой, и думаете, что «вот сейчас создадите нечто уникальное» — скорее всего, вы просто, проект за проектом, на своих же ошибках будете осваивать все те же азы классического образования.

5. Насмотренность

Смотрите как можно больше коммерчески успешных картин, культовых и просто побеждающих на фестивалях проектов. Они будут откладываться в вашей памяти, чтобы время от времени выполнять роль «изобретенного велосипеда», когда вы будете придумывать режиссерское решение для очередного сценария.

Каждый год по интернету гуляет немало видео, доказывающих идентичность сцен у разных режиссеров: например, в это году популярно «Иньяриту позаимствовал решения у Тарковского».

Но так и должно быть: многие цитируют работы великих мастеров, и вы можете смело воспроизводить сценки из Чаплина в вашем скетчкоме или приемы Кубрика в картине о космосе. Если помимо этих кадров вам было что сказать в своем кино – отлично; плохо, когда заимствование – это все, на что вы способны.

6. Чувство юмора

Любой процесс сопряжен с накладками и сложностями, и кинопроизводство не исключение, поэтому выжить без чувства юмора просто невозможно. Именно юмор зачастую помогает выбраться из конфликтных ситуаций или преодолеть усталость.

Плюс к этому, многие сцены лишь выигрывают от привнесения в них веселья: тот же «Крепкий орешек» был бы банальным и скучным фильмом без злых шуток Брюса Уиллиса. Понятно, что подавляющее большинство реплик прописывают сценаристы, но то, что режиссер в два счета может угробить любую сцену с участием даже оскароносного актера – увы, факт.

7. Коммуникабельность

Многие начинающие режиссеры думают, что именно они будут центром вселенной в производственном процессе. И здесь их ждет серьезное разочарование: режиссер — это наемный специалист, которого, при желании, продюсер может заменить. Хотя бы поэтому стоит уметь находить общий язык с командой. В период подготовки к съемке вам придется взаимодействовать с десятками, если не сотнями специалистов: от актеров до костюмеров, от художника-постановщика до гримеров. Сложно добиться от команды содействия, если вы замкнуты в себе или привыкли ни во что не ставить окружающих.

Это качество тем более важно, если вы режиссер и продюсер в одном лице – с вами, как минимум, должно быть приятно разговаривать. Вы должны уметь объяснить суть своего фильма и причины, по которым профинансировать нужно именно этот проект.

Конечно, в любой индустрии есть примеры добившихся успеха настоящих тиранов, но такие качества все же редко открывают все двери.

8. Техническая подкованность

Вам стоит разбираться хотя бы в камерах и оптике, а в идеале – постоянно изучать все то «железо», что вас окружает на съемочной площадке и на этапе пост-продакшна: иногда технические новшества важны для фильма даже больше, чем сюжет (хороший пример – «Аватар»).

Важно понимать, какие сцены и как можно снимать без использования натуры или сложных в создании интерьеров. Учитывая, что без хромакея, моушн-кэпчера и прочих технологий не обходится уже практически ни один высокотехнологичный фильм – стоит понимать, как с ними работать.

9. Неиссякаемая энергия

Со стороны кажется, что съемка фильма – это «камера, мотор, начали», а потом постеры, премьера, вечеринки, признание и так далее. На деле съемочный процесс большую часть времени относительно скучен. Не все и не всегда получается сразу, а иногда и вовсе не получается. И если в начале смены все бодры и веселы, то (в зависимости от интенсивности и организации процессов) уже ко второй половине дня многие начинают «сдуваться».

Режиссер – движущая сила проекта. И если вы поникнете первым, все остальные мгновенно последуют вашему примеру (а этот процесс зачастую необратим).

Режиссеры-энерджайзеры, четко знающие, чего хотят добиться, способны настолько сильно заводить свои команды, что им удаются даже самые сложные съемки – и коллеги отрабатывают смены по 20 и более часов на одном дыхании. Заражайте людей оптимизмом и всегда имейте ответы на все вопросы команды: уныние и бессилие – ваши враги.

10. Талант

Ставлю его в самый конец списка, так как качество это хоть и крайне полезное, но нередко заменяемое трудолюбием и сочетанием описанных выше качеств.

Талант – медаль двусторонняя: с его помощью вы можете быстро пробиться, ярко сверкнув своей картиной в бесконечно длинном ряду серых работ; но он же часто является занозой, не позволяющей вам идти на компромиссы, что (особенно в начале пути) часто приводит к конфликтам и потере проектов.

Идеальный случай: вы талантливы + обеспечены (хотя бы на первый проект). Один из примеров такой ситуации — первый фильм режиссера Коди Блю Снайдера «All that remains» (доступен бесплатно на Youtube), который он снял на деньги, отложенные родителями на обучение в колледже. Сделав выбор в пользу инвестирования в дебют, парень рискнул будущим образованием – и не прогадал.

Но… см. пункт 1 – к сожалению, правда жизни заключается в том, что 99 из 100 молодых режиссеров, потратив все на первый фильм, успеха не достигают, и поэтому подавляющее большинство просто не решается взять на себя ответственность и остаются режиссерами лишь в своем воображении.

Талант без трудолюбия и всего описанного выше почти всегда – бесполезный груз. Поэтому если вам не кажется, что вы одарены с рождения – не отчаивайтесь: у вас все равно есть все шансы стать лучшим, пусть и приложив гораздо больше усилий.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here