Календарь

Close-up

Новости из мира кино: расписание ближайших показов, лекций, выставок и концертов, готовящиеся проекты и важные события.

Подписаться на События:

rss

Холодный фронт российского кино

25 апреля 2015

Антон Мазуров подробно о продажах российского кино в мире и «перспективах» его дальнейшего продвижения, о Каннском фестивале 2015 и подмединской культурной политике.
KINOTE взял интервью у президента кинокомпании ANT!PODE Sales & Distribution

О Каннах и пакете компании ANT!PODE

Антон, приближается Каннский кинофестиваль, на котором в этом году ничего не слышно о российских картинах. Есть ли у вашей компании что-то новое к каннскому кинорынку, и комфортно ли вашей компании будет работать, не имея фильмов ни в одной официальной программе крупнейшего в мире кинофестиваля?
(в программе «Синефондасьен» две короткометражки из России)

  • Да, Канны в этом году точно избавили себя от картин из России, от российского духа. Впрочем, думаю, одна картина еще может появиться в официальной программе, каковая заявлена как обычно еще не полным списком. Я ждал минимум спецпоказ Сокурова, но он, вроде, отказался. А вообще, фестивалю было предложено определенное число картин из России, и они не прошли строгий каннский отбор этого года. Хотя может это было сделано каннской командой сознательно. Россия и российская репутация сейчас в мире, мягко говоря, спорная. В прошлом году «Левиафан», конечно из этой волны отношения, нами же самими, как государством, к себе в мире созданному, выбивался. В этом году такого фильма «против течения» каннские программеры не нашли. Показывать же патриотический продукт «местного применения» про битвы, зори и коловратов на эстетском профессиональном форуме никто не будет точно, это далеко не всегда про искусство, да и не всегда про бизнес.
Кадр из фильма «Холодный фронт»

Кадр из фильма «Холодный фронт»

«Антипод», конечно на крупнейшем кинорынке в мире, как положено, с пакетом нового, сделанного в России кино. Мы взяли в работу веселый полнометражный дебют Миши Местецкого «Тряпичный союз», и камерный дебют Романа Волобуева «Холодный фронт», и смешняцкую зубастую комедию Василия Сигарева «Страна Оз», и еще практически студенческий дебют Надежды Степановой «Я умею вязать», мы занимаемся анимационно-игровой ретро-картиной Ирины Всеволодовны Евтеевой «Арвентур». Еще несколько картин находятся в стадии подписания договоров с продюсерскими компаниями, и я не готов пока озвучивать названия.

Работать без фильма в программах феста крайне тяжело, внимание очевидно будет перетянуто фильмами десятков компаний, фильмы которых участвуют в фестивале. Но с одной стороны - «Антиподу» два с половиной года. Путь в сложившихся условиях отсутствия серьезной продуманной, системной, апробированной мировой практикой, политики в области продвижения российского кино, розами все эти годы не был усыпан. Работаем себе. Учимся у западных коллег-конкурентов, устанавливаем свои контакты, придумываем свои яркие ходы. Они у нас точно есть. Во-вторых, Marche du film (каннский кинорынок — крупнейший в мире, - KINOTE) площадка настолько профессиональная, структурированная, удобная, настолько сильная, что работать в круглом здании павильона «Ривьера» на нем — и большой опыт и большое удовольствие. Не пропадем.

О новых фильмах и их зрителе

Те картины, что вы перечислили.., их когда на родине зритель увидит? А в мире? Это то, что действительно «на продажу», почему компания именно эти фильмы выбрала?

  • У каждой из этих картин будет своя судьба. Что-то увидит зритель «Кинотавра», его большинство российских картин пропустить никак не могут, да и не должны. Вряд ли эти фильмы увидит зритель Московского кинофестиваля. Мы, к примеру, как World Sales, выстраивающий фестивальную судьбу каждого фильма «ручками», в этом из профессиональных соображений точно не заинтересованы. Что-то из фильмов начнет путешествие к зрителю с летних и осенних международных фестивалей. Премьеры будут не в России. Я не произношу конкретных названий применительно к конкретным кинофорумам, потому что картины все новейшие, некоторые из них все еще в стадии пост-производства, и процесс переговоров вот прямо сейчас с фестивалями и их программерами ведется...

Мы отсматриваем все, что нам готовы показать заинтересованные в настоящих профессиональных «руках» для международного продвижения, российские продюсеры. Если нашей команде (не только мне, естественно), кажется-видится, что мы можем увиденное, скажем так - «конвертировать», если мы замечаем в какой из современных эстетических и бизнес-трендов каждая картина вписывается, то мы за это увлеченно беремся. Результат все равно не гарантирован. Российское кино все еще не стало «обязательным» к покупке. Многие обстоятельства, астрологические - «звезды»...влияют на интерес и результат, продажи. А политика серьезной помощи от государства, даже не нам, а самому профессиональному процессу, - отсутствует, так что работаем без него.

Кадр из фильма «Я умею вязать»

Кадр из фильма «Я умею вязать»

О бизнесе по продаже российского кино

По перечисленному вами списку, вы работаете только с авторским кино. Это то, что можно продавать? Это бизнес, прибыль, окупаемость?

  • Ну тут вы не правы. У нас такого отделяющего критерия - «берем только авторское» нет. Основное - видим ли мы возможность это продвигать, продавать. Понимаем ли как, применительно к каждому конкретному фильму, это сделать в рамках сложившихся “инструментов” наших как компании, и мировых структур (как, к примеру, Каннский кинорынок). То что подавляющее большинство картин у нас - «авторское» российское кино, ориентированное на избранные сегменты зрителя и у нас, и в мире, связано не с нашим, как бизнес-структуры, интересом исключительно к авторскому кино. Связано, прежде всего с тем, что профессиональный алгоритм предполагает - всерьез поднять интерес к любому российскому фильму, прежде всего, могут фестивали и привязанные к ним кинорынки.

Если мы не говорим о сложившемся российском торговом супер-бренде «Звягинцев», то остальные имена нашего кино — и близко не бренды. Эти имена едва знают и помнят профессионалы. А само государство как институция ничего для узнавания, закрепления, запоминания этих имен не делает. Поэтому фестиваль — важная точка, фокусирующая на себе внимание.

Вторая точка, к примеру — бюджет и мастерство. Прежположим у нас есть в пакете картина Александра Мельника «Территория», бюджет 11 000 000 евро, Добрыгин и Лавроненко — вполне помогают международной узнаваемости. Но мы знаем, что там в связи с экранизацией прекрасного романа Олега Куваева — активный закадровый текст, а для продаж (дубляж, субтитры) это крайне сложно к адаптации, поэтому круг продаж ограничен, и каждый потенциальный покупатель нам об этом сразу сообщает. То есть фильм делался вообще без поправки на возможное удобство международных продаж.

А про мастерство наших высокобюджетных...кроме анимации, ...тут сейчас в основном все же гонится идеологизированная требуха за большие деньги, это, конечно же меньше кого интересует, - а то и никого. Поэтому мы честно работаем с тем что есть, с «авторским», выстраиваем профессиональный алгоритм. Бизнес небольшой, но мы его ведем, строим, продумываем. Капля камень точит. Ну и, глядя на наш «авторский» пакет многие продюсеры боятся нам бюджетное кино, «Духless» и ли что-то такое давать...Но это по ошибке, конечно.

Кадр из фильма «Арвентур»

Кадр из фильма «Арвентур»

О государственной поддержке международного продвижения российского кино

Вы все время поругиваете государственную политику помощи в продвижении российского кино по миру. А такая поддержка вообще обязана быть? Вам кто-то «должен» ее разве?

  • Мы со своей кинематографией не в вакууме живем же. Пока у нас идиотически-романтическая советская модель идеологической кинематографии десятилетия создавалась (не имею ввиду «золотой век» - 20-е годы советского киноавангарда), в мире развивались всякие разные модели. Есть потрясающая, мощнейшая частная американская бизнес-модель. Никаких тебе министерсвкультуры и тем паче министровкультуры, никакой тебе государственной поддержки. Все своим бизнес-ходом, в частной авантюрной инициативе, без единой копейки американских федеральных денег. И вот какая империя кино доминирующая выстроена.

Конечно для небольших национальных кинематографий, что блюдут свою самость национальную, прежде всего, культурную идентичность — это не годится совсем. Но и в таких, к примеру европейских или латиноамериканских странах сложились модели не меньшей продуманности, причем разные. Есть «идеальная» французская, есть хитрая иберийская (в Южной Америке), есть немецкая. Тут везде и государственные деньги, и федеральные деньги — в основе. Но посмотрите у нас...есть ли что-то полезное, что мы впитали из этих разнообразных моделей? Нет и близко. Ни системы региональных фондов с разными, адаптированными «по местности» прозрачными правилами. Ни системы институций по профессиональной поддержке того, что в нашей «корявой» модели производится тоннами. Нет включенности в международные системы. Скопировали пародийно голливудскую мэйджорную структуру, нарушив этим честность конкурентного бизнеса, а при этом речь только о госденьгах. Если Россия выбрала национальную модель госсубсидирования, я к слову сказать, у нас эту модель считаю абсолютно убийственной и тормозящей..., то это всей международной «истории», системы продвижения точно не касается. Ее нет просто. А идиотический идеологический и коррупционный путь натоптан столбовой дорогой. Только такой путь бесцелен, так и будем местечковой кинематографией.

О фэйковых организациях

Ну вот только что прошла пресс-конференция «Роскино». Это же организация занимается как раз продвижением российского кино по миру... Павильон в Каннах не первый год.

Смеется.

  • Ну тут да, традиционная pr-бомбардировочка перед Каннами прошла. Понимаете - «Роскино» - это такое, даже не большое, а маленькое, как бы это помягче сказать, - «фуфло». Раньше, это был монополист по продажам советского кино. При этом кэгэбэшная крыша традиционная, многие «бывшие» все еще в околокиношном бизнесе, по инерции. Потом, по инерции они еще чем-то торговали, но сегмент, при конкуренции с западными компаниями и появляющимися отечественными продавцами, все сужался. Потом Константин Эрнст втолкнул туда Екатерину Мцитуридзе — руководить. Денег у этой организации не было и нет. Вот вы думаете, почему они полезли на стенд Russian Cinema? Потому что своих денег на это нет, вот экономия на объединении. А давать эти деньги такой недоинституцции тоже совсем нельзя. Там и сама Екатерина малопрофессиональна в этой области, хотя светится на этом киномеждународном фоне вроде бы давно очень. И рабочей команды как не было четыре года назад, так, при отсутствии профессионального алгоритма, профессиональной программы, и нет. Девчушки, скучающие мимо кино. Циничный-простодушный дилетантизм.

Раньше бюджета хватало ставить на некоторых главных международных кинорынках стендик с логотипом «Роскино»...ну так это просто 8 квадратных метров тишины и пустоты. Никаких событий, никакой активности. Прав на продажу фильмов тоже никаких у них нет и не было. Главный актив — палатка у моря в Каннах. Ну так тут тоже есть с чем сравнивать. Палатка эта мало-международная. Русские там в подавляющем большинстве с русскими встречаются, и сами себе фильмы и проекты презентуют. Забегают иногда испуганные иностанцы... Что к чему-кому это? То что там «происходит» лабается на коленке за три недели до фестиваля. Актуальность минимальная. Слава богу у Каннов есть много чего продуманного, к чему можно подклеиться... То есть по-сути, имея хорошее место, такой полезный актив на таком суперрынке — растрачивается на детские игры, вне интеллекта. Тут нужны люди не набившие глаз своим наивным мельканием, как Екатерина, а профессионалы, да еще любящие кино и коммуникацию вокруг него. Такие команды и в Чешском культурном центре есть. И в израильском кинофонде. Теплые люди с живой энергетикой. Логотип Фонда Тимченок вот появился. Но это всего-лишь синий прямоугольничек. Пожечь впустую и их денег не сложно.

Приведу пример-анекдот, но он не единственный, а типичный. У нашей компании - мировые права на милую картину дебютанки Эллы Манжеевой «Чайки», что была в программе Берлинале в этом году. За много десятилетий - фильм, снятый впервые на калмыцком языке. Представляете, как это важно продюсеру Елене Гликман, режиссеру, республике Калмыкия? Большая калмыцкая делегация в Берлин прилетала... Мцитуридзе хотела помаячить на фоне этого фильма в пиар-пространстве, как у нее это называется «продвинуть», или «помочь с продвижением»... К чему свелось? — исключительно к честному сообщению в ее программе по Первому каналу, о том что «якутская картина» в программе Берлинале. Смешно. Но именно так ее «институция» и работает. Это — тот «уровень» на котором все и происходит в реальности. Ни одного телодвижения более не было. Дичь!

Кадр из фильма «Чайки»

Кадр из фильма «Чайки»

Об остатках реальной «поддержки»

Но стенд Russian Cinema, который делается Фондом Кино — это же профессиональная вещь, инструмент, как вы говорите. Да и у большинства стран такое сооружение на кинорынках имеется.

  • Тут тоже история сложная. Конечно, этот единственный остаток Международного отдела Фонда кино, уничтоженного по глупости. Этот отдел и необходимо было развивать. Там медленно, но профессионализация на фоне экспертных мнений происходила. Стенд крайне полезен. Его уже несколько лет организует опытная аутсорсинговая контора. Там как раз есть понимание что, как и зачем делать и набитая на международном уровне, а не на внутрироссийском пиаре, рука. И мы как компания им пользуемся по мере возможности. Но вот возможности их... вы не увидите, к примеру, рекламы фильмов нашего пакета или показов этих фильмов, поддержанных стендом на Каннском рынке.

Но во-первых, видя сейчас впервые (из экономии) «совместность» этого стенда с мцитуридзевским «Роскино» могу только процитировать Филиппа Филиппыча Преображенского «Пропал Дом!». Во-вторых — такой стенд — будь он на всех кинорынках мира — это лишь 10 процентов, микрокусочек от необходимой системы по продвижению российской киноиндустрии. Остальной части нет вообще.

Помимо этого, национальные стенды у европейских компаний, к примеру, соседствуют с приличным количеством частных кинокомпаний-продавцов со своими стендами (иногда больше национального). Это результат существующей системы поддержки индустрии (структуры, а не наркотической иглы государственных денег). И символ развития в ответ частного бизнеса по производству и продаже контента. У нас продажи российского контента в целом развиваются слабо. Озвученные цифры не соответствуют реальности, да и не велики. Пара компаний, в частности и прежде всего - Wizard Animation тут что-то всерьез профессионально делает. А сидят все вместе гуртом. Тоскливо это и символично.

То есть, не назвав свою собственную компанию, вы признаете, что не преуспели в профессиональной деятельности?

  • Не назвал. Работаем, но не удовлетворен. Но могу в цифрах. Картина Андрея Кончаловского («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» - KINOTE) — полтора десятка проданных территорий. Все проданы для кинопроката прежде всего. К слову, предыдущий фильм режиссера - «Глянец», яркая коммерческая картина, продавал по миру Fortissimo – так там с продажами ой как хуже ситуация, а уж про кинопрокат я не говорю, - минимализм в Европе и Азии.

Остальные картины, в зависимости от уровня и судьбы — от 2-х до восьми проданных территорий. «Испытание» Саши Котта объехала весь мир два раза, хорошо продана в Японию. Былые «Интимные места» выходили в кино в Австралии и Южной Корее. Фестивальная судьба каждой нашей картины (!), за единичными исключениями - от 40 фестивалей. Это тоже — альтернативная форма дистрибуции и приносит деньги. По продажам, это конечно не 30-50 территорий как у «Левиафана», но я уже сказал вам, что это практически единственный российский «бренд» такого уровня. Вот наши реальные цифры, И продолжаем углубляться в процесс. Тут внутрироссийский pr никак не поможет.

О том, что обещают и чего делают и не делают годами

От вас в интервью прозвучало избыточное количество критики. А позитивная программа возможна?

Ну наша профессиональная программа — работа «Антипода». Зайдите полюбопытствовать на главный сайт международной киноиндустрии — британский ScreenDaily.comнаберите имя компании в поисковике, и увидите наш «творческий бизнес-путь» в деталях, взглядом этого издания c внешней стороны. Помимо этого, мы диверсифицируемся, стали в этом году первой и единственной российской кинокомпанией, которой дают мировые права в World Sales продюсеры, работающие не на территории бывшего СССР. Поэтому у нас в пакете в несколько десятков фильмов, помимо украинских картин — фильмы из Дании, Бразилии, Швеции, США, есть еще на стадии переговоров фильмы из других регионов. Пусть это не очень «большие» картины, но очень качественные и мировая судьба у них в том числе и нашими руками очень яркая.

Кадр из фильма «Территория»

Кадр из фильма «Территория»

А позитивная программа... Тут понятно, необходимо на уровне государства с помощью общественных объединений типа КиноСоюза или Гильдии неигрового кино, генерировать экспертное ядро, чтобы оно готовило профессиональные, вне идеологической модели, предложения. А с этим тоже не весело. Конференции проходят. Там все те же лица, одни и те же до оскомины. Все те же самоповторы в обсуждении как поделить госденьги каждому себе в пользу, и как воссоздать заново Госкино и соответствующий итог в создании системы — ноль. Тут же нужны эксперты, а не гламурные вертихвостки со снисходительной поддержкой в Администрации Президента, и не генералы индустрии с их самоуважением. Тут холод анализа и международный «полевой» опыт применять требуется, а не одеяло на себя тянуть. Что касается моего личного профессионального понимания, к примеру в международном сегменте, - программу и один, и в компании коллег могу в деталях написать с нюансами. Но разве это кому-то нужно в ведомстве Мединского, Тельнову какому-нибудь просиживающему сколько лет там штаны...и иже с ним..? Тут мертво все. Виртуальная торговля идеологическим воздухом с Китаем на круглые стомиллиародв чего-то.

И последний вопрос. На той же пресс-конференции «Роскино» прозвучало конкретное предложение выделять деньги западным покупателям на продвижение российского кино. Это полезно? Сработает?

  • Задача «Роскино», то есть Екатерины Мцитуридзе лично... вы, к примеру, еще кого-нибудь из этой организации знаете? Так что это восе не команда, не институция...одна персона по-сути.... так вот задача, пользуясь поддержкой во властных структурах, пиарясь для этого самым простодушным способом, - отщипнуть себе денег на житье-бытье, прикрываясь ротируемым советом. Советы эти и при Минкульте, к примеру, имеются... Там люди — советники — расчеловечиваются, голосуют за все подряд, как начальственный ветер подует. Вот фестивальный совет есть, уважаемые люди — Петр Шепотинник, Костя Шавловский... не пикнули же, когда отрезалось финансирование у ярких и лучших фестивалей страны, вычеркнутых, буквально, из списка из-за наличии латинских букв в названиях (Beat Film Festival, 2-in-1, 2morrow...). Слышали их мнение против этого? Я — не слышал.

Знаете, это предложение «от Роскино», прозвучало давным давно — 5-6 лет назад. И «Роскино» к этим идеям никакого отношения не имеет вовсе. Это практикуется давно разными странами в разных моделях. Интересны французская, немецкая, бразильская система. Они разные. Даже и я в разных интервью подробнее объяснял уже как это работает, когда мы делали с продюсером Евгением Гиндилисом первый (и единственный, благодаря уничтожению необходимого Международного отдела Фонда кино) международный кинорынок российского кино в Москве (RSS /Red Square Screenings - KINOTE). Это мера давно назревшая и необходимая.

Но вы невнимательно почитали, что там эта яркая деятельница наговорила на пресс-конференции. Помимо того, что денежное одеяло тупо на самую бессмысленную недоструктуру тянется... Вы же знаете как это в России делается и зачем. Там отчетливо прозвучало бредологическое создание какого-то комитета (ну вы знаете как это обычно и кто — Бондарчук, Михалков и т.п.)... комитета, который будет определять кому выделять ежегодно поддержку и в каком объеме. Очевидно, что будут те, кто, возможно даже ее получит, но список фильмов из списка проектов я вам сейчас заранее могу прочитать (смеется).

Это - «правильный заголовок» всего-лишь, но суть совершенно иная. Не так это делается и уж никак не этими руками. И вся идея в системном демократизме и прозрачности, транспарентности для международных покупателей для такой поддержки адресной. Прозрачности не будет — не будет эффекта. Но в руках идеологической комады Минкульта или жаднючего «роскинА» это, если и произойдет, чревато или поддержкой все той же идеологической неконвертируемой требухи. Или, что скорее, выделение денег всем известным «приближенным» российским продюсерам, а это значит почти обратный эффект мероприятия.

Поддерживается одно, а звучит и продается в мире иное, не поддерживаемое... Да и волюнтаристски такая «поддержка» вкусовая по факту уже и происходит годами. Помогло продвинуть индустрию? Пиариться внутри России помогает за то, и путешествовать с комфортом по глобусу. Нет возможности поверить в эффективность. Да и это всего лишь одна из, навскидку, четырех необходимых мер для постройки минимальной системы. А системы вовсе не запланировано... Дайте денег, распределим, застрахуем. Себя они застрахуют. Не сомневаюсь.

Спасибо. Очень подробно получилось.

  • Рассказал, о том, в чем понимаю. Спасибо вам.

Kinote
рекомендует

  • Recommended-cindy-the-doll-is-mine-cindy-the-doll-is-mine-28-09-2005-2-g-1024x682

    Бертран Бонелло экранизирует Синди Шерман

    Режиссеру удается задействовать если не все, то многие из проектов Шерман – помимо «Кадров из неизвестного фильма» здесь присутствуют отсылки к сериям «Развороты/Горизонали» (1981) и «Sex Pictures» (1989 – 1992).
  • Recommended-zamok

    Верх падения

    Кинокритик Денис Горелов — о культурных итогах нулевых.
  • Recommended-original-original-original-original-original-20060305-1-big

    Хуциева попросили из ВГИКа

    "Мне дали бланк с заявлением от меня ректору: «Прошу освободить меня от занимаемой должности…»".
Rambler's Top100