Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

 

 

Айлин Баркер

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

К оглавлению

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ?

ГЛАВА 2

ОБРАЩЕНИЕ ИЛИ КОНТРОЛЬ НАД СОЗНАНИЕМ?

Тезис о «промывке мозгов» (программировании)

Чаще всего, отвечая на вопрос, почему люди присоединяются к НРД, говорят, что движения «промывают мозги» своим потенциальным сторонникам или используют какой-либо другой метод «контроля над сознанием». Существует множество причин популярности такого объяснения, и не последней из них является та, что оно снимает всякую ответственность с кого бы то ни было (кроме данного НРД).

Подобное объяснение к тому же дает логическое обоснование «депрограммированию» — незаконному похищению членов НРД и содержанию их в изоляции до тех пор, пока они или не убегут, с тем чтобы вернуться в движение, или не убедят своих похитителей в том, что отказались от своей веры и «депро-граммированы» (это может делаться и искренне, и от отчаяния). Депрограммирование более детально рассматривается в одной из последующих глав.

Вероятно, было бы справедливо отметить, что некоторые НРД хотели бы иметь возможность какого-либо контроля над сознанием своих действительных или будущих членов. Многие НРД применяют известное давление в отношении потенциальных адептов, побуждая их примкнуть к движению. Это давление может иметь позитивную форму «бомбардировки любовью», когда на человека потоком изливаются самые нежные чувства и неустанное внимание; но может приобретать и негативную форму игры на его чувстве вины или собственной греховности. Обе эти уловки могут применяться одновременно.

Говоря о том, что они собой представляют, а также о той степени самоотверженности (или о том количестве денег), которые они надеются получить от своих членов, некоторые НРД не вполне честны. И все же «вербовку» с использованием обмана стоит отличать от «промывки мозгов» или «контроля над сознанием». Если человек стал жертвой программирования, он уже просто не способен самостоятельно решить, вступать ему в организацию или нет, — решение принято за него. Обманутый (незапрограммированный) обращаемый вполне способен принять решение (конечно, если бы в момент выбора он обладал более точной информацией, его решение могло бы быть иным, но это уже другой вопрос). Можно утверждать (тому есть достаточно примеров), что как только люди, ставшие членами движения, начинают понимать, что вероучение или практика этого движения не соответствует их представлениям, они его покидают. Можно утверждать также и то, что люди, примкнувшие к НРД (пусть и на основе ложной информации), остаются в нем лишь потому, что подвергаются дальнейшему воздействию со стороны движения; например, за время, выигранное обманным путем, у них сформировалась сильная эмоциональная привязанность к членам НРД.1 Обман и различные уловки будут рассмотрены в следующем разделе.

На сегодняшний день существует значительное количество исследований, посвященных проблемам вступления в НРД и выхода из него. В исследованиях постоянно отмечается, что большинство людей при желании могут с легкостью отвергнуть посягательства со стороны членов движения. Например, из 1000 человек, интерес к деятельности Церкви Объединения которых оказался достаточным для участия в многодневном мунистском семинаре в Лондоне в 1979 году (когда это движение достигло наибольшей численности в Великобритании и обвинения в программировании мунистами людей слышались довольно часто), около 90% не поддались на прозелитические уговоры членов движения и отказались иметь с ним какое-либо дело. Около 8% продержались в роли постоянных членов движения больше недели; менее 4% продолжали быть членами общины спустя 2 года. По прошествии более длительного срока число тех, кто примкнул к движению в 1979 году, продолжало уменьшаться. Если бы статистика учитывала тех, кто по тем или иным мотивам посещал какой-либо из центров движения в 1979 году, в конце концов оказалось бы, что к середине 1980-х годов 999 человек из каждой тысячи успешно справились с воздействием на них различных приемов и техник убеждения, применяемых мунистами.

Периодически в том или ином НРД бывает больше присоединившихся, нежели ушедших; в менее удачные для них годы число покинувших движение превышает количество новых адептов. СУБУД, например, каждый год привлекал около 100 человек, и каждый год примерно столько же людей его покидало, так что общее число членов на протяжении некоторого времени колебалось между 1200 и 1400. Но сейчас уже неоспоримо доказано, что, независимо от того, является ли общей тенденцией в изменении количественного состава того или иного движения возрастание, сокращение или стабильность, члены любого известного НРД продолжают его покидать по собственной воле, даже после нескольких лет пребывания в нем^ (см. Приложение If).

Очень немногие движения используют техники, с помощью которых осуществляется неблагоприятное воздействие на мыслительные способности людей (подробнее это будет рассматриваться в следующем разделе); но даже из таких движений люди могут уйти и действительно уходят по своему желанию. Есть определенная часть людей, которая, как и депрограммисты (материально заинтересованные в пропаганде тезиса о «промывке мозгов»), продолжает игнорировать или отвергать подобную статистику. Однако они не приводят никаких контраргументов, кроме показаний небольшого числа бывших членов НРД, которым во время принудительного депрограммирования внушили, что они подверглись «промывке мозгов».

Более подробно вопрос о «промывке мозгов» рассматривается во второй части книги; здесь же необходимо сказать следующее: какие бы выводы люди ни делали из своего личного опыта, статистика бесспорно опровергает мнение, что к «соблазну культов» восприимчив любой человек. Что на самом деле правда, так это то, что есть люди, которые, несмотря на приписываемый им окружающими некий иммунитет в отношении НРД, тем не менее попадают в то или иное движение.

Конечно, для обезумевших родителей, сын или дочь которых вошли в процент оставшихся в движении, сведения о том, что многие сумели устоять, являются слабым утешением. Но цифры говорят о том, что было бы разумным выяснить, чем на самом деле отличаются отказавшиеся от участия в движениях или вышедшие из них от тех, кто был обращен и остался. Иными словами, чтобы понять, почему человек примкнул к движению, нужно рассматривать не только само движение, но и личность обращенного (его надежды, страхи, ожидания, жизненный опыт). Пытаясь объяснить пребывание человека в НРД только с помощью тезиса о «промывке мозгов», мы придем к путанице и совсем не проясним ситуацию.

Процесс обращения и техники убеждения

Результаты серьезных исследований позволяют предположить, что процессы обращения в различных НРД не очень отличаются, если вообще отличаются, от тех процессов, которые имеют место в семье, в школе, в армии или в некоторых традиционных религиях. Существует мнение, что контроль со стороны окружающих при обращении взрослого человека слабее того, которому подвергается дома ребенок, родившийся в семье с неукоснительно соблюдаемой религиозной традицией. Содружество Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ на просьбу правительства Онтарио определить свою позицию в отношении НРД и возможности создания нового закона контроля их деятельности, по ряду причин высказалось решительно против этого предложения, приведя следующие аргументы :

«Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к нему в процессе евангелизации и обучения во всех евангелических церквах. Его используют политики... Правительство также пользуется им... Все родители используют его в процессе воспитания детей».*

Тем не менее, даже если процесс обращения лишь в редких случаях носит необычный или дурной характер, это совсем не означает того, что не стоит беспокоиться о его последствиях. Голословное утверждение, что «все культы» используют методы контроля над сознанием, в некоторых случаях отвлекает внимание от гораздо более актуальных проблем.

Некоторые движения (особенно из названных Полом Хиласом «религиями субъекта»2) претендующие на то, что они радикально меняют «стиль жизни» человека, действительно разработали ряд необычных методик воздействия на людей. Раньше люди не платили сотни фунтов стерлингов за то, чтобы часами быть запертыми с другими «гостями» и знакомиться со всеми видами оскорблений для осознания своего истинного внутреннего потенциала. В самом деле, люди, выкладывающие подобные, а иногда и большие суммы, вряд ли бы делали это, если бы не думали, что предлагаемая им методика обратит их на путь истинный.

Подсознательное внушение

Другим аспектом современной методологии, вызывающим определенную тревогу, является подсознательное внушение.3 Организация, имеющая рынок сбыта в Великобритании, воспользовалась идеей «подсознательного программирования» и продавала кассеты «Видео-Гипноз», в которых фразы для внушения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ведутся на различные темы, как-то: «Брось курить навсегда», «Канал света», «Баланс чакр», «Развивай свои психические способности сейчас». И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их подсознание будет запрограммировано, в результате чего радикально изменятся их взгляды и жизнь. «Благодаря невероятной новой технологии и современному представлению о работе мозга, изменения уже не будут трудными».1 Другая организация предлагает серии «Человеческий Потенциал» под девизом «Подсознание для Сознательного Способа Познания», состоящие из «подпороговых» аудио-кассет, «задачей которых является максимально возможное умножение всех ваших сил для достижения цели». При этом предлагается следующая хвалебная аннотация:

«Этот [подсознательный] метод обучения представляет собой эффективное и проверенное решение проблемы, с которой мы все сталкиваемся, ... — как изменить наше сознание, с тем чтобы изменить нашу жизнь».2

До сих пор неизвестно, насколько широко применяется этот метод и эффективен ли он. Проблемы, в какой степени подобные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод используется каким-либо из наиболее известных НРД для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выявленное пока подсознательное внушение, эта техника практически не дает никаких результатов. Тем не менее по заявлению бывшего члена одного движения, сообщалось, что на пленки, используемые для обучения, иногда записывались материалы, адресованные подсознанию.3

Интерпретация необычного опыта

Следует также сказать о физических ощущениях, переживаемых людьми после вступления в какое-либо движение. Они могут принимать различные формы. В крайних случаях люди впадают в бессознательное состояние или перестают отдавать себе отчет в том, что происходит вокруг; они могут войти в «измененное состояние сознания». Подобные переживания могут иметь своим результатом то, что другие сочтут галлюцинациями. Люди рассказывают о повышенной чувствительности к цвету, звуку или другим раздражителям; они могут ощутить покалывания «как иголками» или чувствовать на себе прохладу ветра; одни могут страдать от необъяснимой головной боли, другие — совершенно непонятным образом от нее избавиться или исцелиться от другого недуга.1 Некоторые из этих ощущений и состояний могут вызываться наркотиками, иные — при помощи особых методов и ритуалов. Ни один метод не приводит к совершенно одинаковым результатам при использовании его разными людьми.

Методы трансформации рассматриваются в другом разделе. Здесь же стоит сказать, что современное западное общество далеко не всегда находит объяснение тем мистическим, духовным и просто «странным» переживаниям или измененным состояниям сознания, о которых люди говорили всегда. В реализации проекта «Межкультурные исследования диссоциатив-ных состояний», руководимого антропологом Эрикой Бур-гиньон, на базе выборки из исследования 488 различных обществ было установлено, что как минимум 90% из них институционализировали одну или несколько форм измененного состояния сознания, другими словами, «измененные состояния сознания широко интегрируются в религиозные установления [подавляющего большинства] обществ».

Бургиньон показывает явное различие между состояниями измененного сознания как таковыми и теми представлениями, которые о них бытуют. Например, транс — это объективное состояние сознания; «одержимость» — это представление о состоянии транса. Представления могут быть верными или неверными, однако научных способов оценки их точности не существует.^ Это различие следует иметь в виду и потому, что есть религиозные движения, подвергающие своих потенциальных адептов переживанию нового и странного для них опыта, а есть такие, в которых переживаниям адепта, прежде имевшим место, но остававшимся без объяснения, дается интерпретация, подтверждающая правильность учения данного движения.

Тем не менее не существует гарантии того, что подобная интерпретация будет принята, и многие люди, признавая, что в их жизни происходили необъяснимые вещи, сохраняют способность сопротивляться настойчивым требованиям НРД сделать из этого опыта логический вывод, состоящий, по их мнению, в том, чтобы примкнуть к движению.

Поведение и обращение

Обращение вовсе не обязательно бывает внезапным. Иногда оно происходит постепенно в течение месяцев или даже лет, так что обращенный затрудняется точно определить время, когда он впервые увидел мир другими глазами. Некоторые люди как будто бы подготавливают себя к принятию обычаев движения задолго до того, как впервые слышат о НРД или встречаются с ним воочию. Например, многие из тех, кто вступил в Общество Сознания Кришны, были вегетарианцами задолго до того, как услышали о Кришне.

Хотя часто считается, что вступившие в НРД прошли процесс вовлечения и обращения за очень короткое время, это далеко не всегда так. Многие признают, что они приняли свойственный движению образ жизни, прежде чем усвоили его. Другие же принимают образ жизни движения после религиозного обращения. Пытаясь определить причины, по которым тот или иной человек присоединился к движению, нужно всегда иметь в виду это различие.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова