Литургические облачения

Под литургическими облачениями подразумеваются одежды, которые согласно правилам Церкви носятся клириками во время совершения богослужения — преимущественно Евхаристической Литургии (в латинском обряде — мессы).

Происхождение и развитие

Литургические облачения значительно изменились со времени основания Церкви до наших дней. Подобно тому, как развивались богослужебные обряды, так же менялись и богослужебные облачения, поэтому существует большая разница между облачениями разных эпох. Единого мнения о происхождении облачений не существует. Ранее считалось, что ризы происходят от иудейских облачений, но простое их сравнение показывает несостоятельность такого мнения. Скорее всего, богослужебные облачения происходят от светской одежды Римской империи.
Можно выделить четыре основных периода развития христианских облачений.
Первый период — до-Константиновская эра (I — IV вв.). В это время богослужебное облачение священников еще не отличалось от одежды светских людей ни формой, ни орнаментом. Со временем для богослужения выделялась особо чистая, лучшая одежда. Возможно, что отдельные элементы облачений стали уже в это время отличительной особенностью священнослужителей, например орарь и омофор.
Второй период охватывает время с четвертого по девятое столетие. Это наиболее важная эпоха в истории литургических облачений, в которую облачения сформировались, но еще не стали достоянием только священнослужителей. Процесс развития этого периода включает в себя пять основных элементов:
1. окончательное разделение богослужебных и повседневных одеяний,
2. урегулирование ношения различных частей облачения,
3. введение священного разделения
4. предназначение облачений для использования только во время богослужения
5. специальное освящение одежд перед их использованием.
Эти процессы протекали не везде одинаково. Однако, ясно, что на Востоке облачения развивались быстрее и заимствовались на Западе (см. стола и паллиум).
Также важно было то, что poenula (плащ, мантия) и длинная туника выходили из употребления в обществе и оставались лишь в Церкви для богослужений. Это и есть начало формирования собственно священнических одежд. Из-за величественности их формы особых украшений не требовалось, лишь далматика окантовывалась красной полосой — clavi.
Третий период — с IX по XIII век — завершает развитие священных одежд в Западной Европе. Пономарям-аколитам запрещено было носить фелонь, столу и манипул. Утвердилось облачение иподиаконов, риза стала носиться только на мессе, а плювиал и шапки заняли свое место в других церемониях. Появляется стихарь surplice, который в одиннадцатом веке заменяет альбу. Сформировалось архиерейское облачение, что явилось развитием института епископата в эту эпоху и его места в жизни общества. Литургические туфли и чулки становятся исключительной привилегией епископов. Появляется митра, субчинкториум, перчатки, рационал — имитация паллиума немецкими епископами. Если в начале IX столетия в состав епископского облачения входило одиннадцать одежд, то при Иннокентии III их уже стало семнадцать, не считая фанона.
Протестанты считают, что такое развитие священных одежд является следствием принятия догмата о пресуществлении. Но это исторически неверно. Еще около 800 г., следовательно, до всяких дискуссий относительно причастия, облачение сформировалось во всех своих существенных частях. Введение плювиала, каппы, или стихаря было лишь следствием стремления к большему комфорту и базировалось на той высокой общественной роли, которую играл епископат в это время.
В четвертый период — с тринадцатого столетия и до нашего времени — развитие облачений прекращается. Стали использоваться более дорогие материалы и украшения, ризы сужались и изменялись по фигуре священников и пр., что портило их форму и эстетический эффект. Митра, например, выросла в несоразмерную острую башню. Итак, начиная с XIII — XVI вв. вопреки своему богатству ризы обезображивались под влиянием вкусов своего времени.
Лишь после Второго Ватиканского Собора облачениям был придан вид, более напоминающий древние образцы.

Облачения в протестантизме

Отвергая жертвенность мессы и причащения, протестанты, тем не менее, непоследовательно сохранили связанные с евхаристией облачения. Лишь Кальвин и Цвингли дошли до логического конца и полностью отменили ризы. Но лютеране, например, ризы сохранили, отменив, вместе с обетом безбрачия, пояс как символ целомудрия, манипул и более высокие знаки различия, но оставив альбу, стихарь и фелонь для причащения (Германии), плювиал (Скандинавия, Дания). В Англии количество облачений менялось в зависимости от крена в сторону кальвинизма. Впрочем, в настоящее время около 2000 английских церквей вернулось к старым литургическим облачениям.

Освящение литургических облачений

Не все ризы требуют освящения. Обязательно освящать только амикт, альбу, манипул, столу, фелонь и пояс. Освящение риз прерогатива епископа. Освященные облачения выходят из обихода, только если их форма значительно повреждена или они сильно изношены. Первые молитвы на освящение восходят к IX столетию.

Символическое значение облачений

Иногда кажется, что мистические соображения были причиной введения литургических облачений и, следовательно, их существования. Но это абсолютно неправильно. Наоборот, символическое значение облачения приобрели значительно позже их появления в обиходе Церкви.
Омофор и орарь, например, получили символическое значение только в V веке. Самую раннюю систему символов всего священнического облачения мы находим в «Церковной истории» VIII века. Эта работа была основой символической интерпретации священных риз среди греческих литургистов вплоть до конца средних веков.
В Западной Европе первую попытку дать символическое толкование литургическому облачению мы можем найти в Галликанском толковании мессы. Однако и в Галлии до девятого века попыток полностью истолковать значение богослужебных облачений не было.
Лишь с конца Средних веков и до нашего времени эта тема становится постоянной для литургистов, хотя многие толкования были запутанными и произвольными. Тем не менее, символизм с девятого века проявляется в молитвах на облачение риз и в словах епископа, вручающего эти ризы новорукоположенному священнослужителю. С XII века эти молитвы появляются в служебниках (Sacramentaries, Missals, и Pontificals) постоянно. Примечательно, что символика молитв до конца Средних веков могла не совпадать с произвольной символикой литургистов и менялась в разных местах и в разные периоды.

Характеристика символики

Система символов, принятая среди литургистов IX — XI веков — моральная, символизирующая достоинство и чистоту их владельцев.
В XII веке добавляется морально-догматический символизм, показывающий, что священник представляет на мессе Самого Христа. Ризы указывали на Воплощение, две природы Христа, отношений этих природ, Его учения и, позже, его отношения к Церкви. Любопытно, что облачения не символизировали страдания и смерть Христову.
Последняя система символов (с XIII века по наши дни), называемая типично-представительной (typico-representative), быстро завоевала популярность из-за своей простоты. Облачения были истолкованы как орудия Христовых страданий: альба — хитон, амикт — сударь, головной платок, пояс и манипул — путы и т. д. Соответственно священник изображает страдающего Спасителя.
Есть еще один метод — аллегорический. Он рассматривает священника в алтаре как воина Христова в борьбе с диаволом, а облачения — его оружием. Первые следы этой системы можно обнаружить уже в IX веке, разработана она была к XII веку, но в церкви широкого распространения не получила. В молитвах на облачение и хиротонию возобладала моральная система.

Цвета облачений

Используются несколько цветов облачений в зависимости от праздников церковного года.

В римском обряде со времен Пия V используется пять цветов: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный. Розовый — в воскресенье Lаеtare и Gaudete. Синий — в некоторых епархиях Испании для мессы непорочного зачатия.

Белый — это цвет основных праздников (Господские праздники, напр. Рождество и 12 дней после него, Пасха, Предтечи, Иоанна Богослова, цепей и кафедры ап. Петра, обращение ап. Павла, всех святых, освящение церквей, хиротоний, октав праздников, брака, похорон детей) и памятей Богородицы, ангелов, святых. Символ мира, радости, невинности, чистоты души и святого триумфа.

Красный — цвет крови и Св. Духа. Используется в праздники Пятидесятницы и мучеников, в т. ч. апостола Петра, в великий Четверг, Символ мученичества и воспоминание огненных языков Пятидесятницы.

Также используется при погребениях и отпевании церковных иерархов.

Зеленый символизирует создание, веру и надежду. Используется в воскресенья после Богоявления и Пятидесятницы и в течение всего церковного года, когда не предписаны другие цвета.

Пурпурный (розовый, фиолетовый) используется в дни рождественского и великого поста, для покаянных бдений и символизирует смирение и покаяние. Некоторые даже предпочитают совершать погребение не в черном, а в фиолетовом облачении.
Фиолетовая стола используется в таинстве покаяния, соборования и в начале крещения.

Черный используется в некоторых традициях для погребений, дня Всех Душ (All Souls’ Day) и Страстную Пятницу. Он ассоциируется со смертью и погребением. Черный также цвет повседневных риз духовенства.

Темно-синий используется еще реже на торжественных мессах наподобие дня Всех Душ.

Разноцветные облачения не могут быть использованы, если только в них не преобладает определенный цвет.

Древность употребления

Вплоть до IV века белый был единственным литургическим цветом. Иннокентий III (+1216) первый упоминает о различии цветов, называя белый, красный, зеленый и черный постоянными, а фиолетовый случайным. Пять цветов становятся общеупотребительными с XIV в. С XII по XVI вв. синий и желтый цвет не использовались без специального разрешения.
Вне Рима единообразие богослужебных цветов было достигнуто только ко второй четверти XIX века. В Западной церкви только амброзианский обряд сохранил свои богослужебные цвета.

1. Римско-католическая церковь

В римско-католической церкви существует три разряда облачений:
+ собственно богослужебные,
+ для присутствия на богослужении
+ и для официальных церемоний.

Богослужебные облачения

Богослужебные (литургические) одеяния используются во время Мессы и других богослужений всеми клириками, активно принимающими в них участие (для священника или епископа это означает служение или сослужение). Как и в Православной Церкви, в состав богослужебного облачения католического епископа входят детали диаконских и священнических облачений.

Это альба, амикт, стола, фелонь, далматика, литургические перчатки (редко), дзуккетта, нагрудный крест, митра, перстень, посох, паллиум (у папы и митрополитов), фальда и фанон (крайне редко у папы).

Альба (от лат. аlba — «белая», аналог подризника) — длинное одеяние, препоясанное веревкой (аналог пояса), обязательное для всех клириков, совершающих литургию. Происходит от древнеримской рубашки «альбы», носимой всеми гражданами Рима под туникой или плащом. Традиционно делается из льна, хлопка или тонкой шерсти.

alb_chancel

В древности пояс (cingulum, cincture, girdle) альбы делался из узких полос шелка или драгоценных материалов и украшался золотыми и серебряными нитями. Еще в XIX веке издавалось запрещение носить простым клирикам такие пояса.
В настоящее время пояс представляет собой длинный, обычно белый шнур с кистями на краях, который стягивает альбу и столу особым образом.

alb-small

Амикт — (от лат. amicire — «покрывать») — прямоугольный кусок белой льняной ткани 80 см длины и 60 см ширины с крестиком в центре (его целует священник при облачении) и двумя завязками на верхних углах, которым закрывается шея и воротник, а в древности и голова священника.
Многие древние ордена до сих пор носят амикт по образцу Средних веков — он надевается на голову, а его края опускаются. Поверх него надеваются другие ризы, после чего священник, подходя к алтарю, снимает с головы амикт, который висит сзади поверх фелони как небольшой капюшон. Итак, амикт — своеобразный воротник, защищающий материал фелони от контакта с кожей. При выходе из святилища амикт снова надевается на голову подобно головному убору вместо современной биретты. Но в целом, такой метод ношения амикта ушел в прошлое, и единственный живой след его — рубрика, предписывающая надевать его сначала на голову, а потом вокруг шеи.

Иподиакон при посвящении получает амикт из рук епископа, который говорит ему: «Прими амикт, который знаменует дисциплину голоса (castigatio vocis)». Возможно, здесь имеется указание на простейшее назначение амикта как шарфа, защищающего горло. С другой стороны, в молитву, которую предписывается читать клирикам при облачении, он именуется galeam salutis, «шлем спасения от козней лукавого», подчеркивая его использование как головного убора.

Строго говоря, амикт это священное облачение, и его не должны носить клирики ниже иподиакона. Перед ношением амикт необходимо освятить.
Описывая историю амикта, мы встречаем некоторые трудности, связанные с выражениями древних авторов. Слово amictus которое до сих пор является названием амикта в латинском языке, впервые используется в нашем значении Амалариусом в начале IX века. Он сообщает, что амикт — это первое облачение, и он окутывает шею (Amalarius. De Eccles. Offic., II, xvii, in P. L., CV, 1094). Здесь мы можем видеть сходство в описании с другим облачением anagolagium, упомянутом в Ordo Romanus (сер. VIII в. или раньше). Кажется, anagolagium — это просто искаженное anabolium (или anaboladium), описанного св. Исидором Севильским как шаль, которой женщины закутывают шею и плечи, иными словами — sindon. Естественно, что это не могло быть богослужебной одеждой, поэтому мы не можем проследить историю современного амикта дальше ссылки в первом Roman Ordo (P. L., LXVIII, 940).

Любопытно, что этот anagolagium все же носился папским диаконом и иподиаконом, причем папа надевал его на них поверх альбы, а не под неё. В этот день папа, совершая торжественную мессу, носил подобие второго амикта из полосатого шелка, называемого фанон, который надевался на альбу и затем складывался над верхней частью фелони. Кроме того, в амброзианском обряде он также надевается поверх альбы.

С какого времени амикт становится обязательной частью священнического облачения тоже не ясно. И епископ Феодульф Орлеанский (+821) и Валафрид Страбо (+849) не упоминают его там, где он, как ожидается, должен быть помянут.

С другой стороны «Admonitio Synodalis», документ, обычно датируемый IX веком, четко предписывает совершать мессу в амикте, альбе, столе, манипуле и фелони.

Ранние литургисты, напр. Рабанус Маурус, склонялись считать амикт производным от первосвященнического иудейского эфода, но сегодня эта теория единодушно отвергается. Считается, что он был введен в утилитарных целях либо для закрывания горла по причинам приличия, либо для защиты богато расшитых облачений от пота, естественного в южном климате, либо как шарф для защиты горла певцов от холода (см. Braun, Die priesterlichen Gewunder, p. 5).

Варианты древних названий: humerale (т. е. оплечье, нем. Schultertuch), superhumerale anagologium и т. д.

В средние века края амикта, выходившие наружу, богато расшивались, но сейчас такой практики нет. Допустима лишь легкая кайма по краям и завязки могут быть из цветного или белого шелка.

Манипул — это декоративное облачение в виде полосы ткани чуть меньше метра длиной и от 5 до 10 см шириной, и надеваемый на левую руку только во время мессы. Для крепления его на руке используются два шнурка, или гибкая полоса, или булавка. Также манипул сшивается по центру так, чтобы плотно облегать руку.

Манипул делается из шелка или подобного материала, и цвет его зависит от праздника. Концы его часто расширяются (иногда до безобразия). В центре его обязательно нашивается целуемый священником крест, по краям также могут нашиваться кресты. Манипул носится иподиаконом, диаконом, священником и епископом, но не низшими чинами.

Для иподиакона манипул — признак его сана, и надевается самим епископом при посвящении. Епископ надевает манипул в алтаре перед Confiteor, другие клирики — в ризнице перед службой.

В древности манипул назывался по-разному: mappula, sudarium, mantile, fano, manuale, sestace, и manipulus. Первоначально это был тонкий платок для отирания пота или декоративный платок, носимый в руке, что было обычно для людей высокого ранга. Есть много древних подтверждений этому. Например, mappa, которой консул или претор давали сигнал для начала игр, была таким же платком. Имя «манипул» было дано из-за того, что этот платок складывался и носился в левой руке наподобие небольшого пучка (manipulus).

Несомненно, что манипул появился в Риме. По крайней мере, в начале VI столетия он использовался клириками. Некая pallialinostima, упоминаемая в житии пап того времени Сильвестра и Зосимы («Liber Pontificalis») это декоративное облачение, впоследствии называемое mappula или manipulus. К концу VI века mappula носилась священниками и диаконами Равенны (см. письма св. Григория Великого и Иоанна Равеннского).

В начале IX века использование манипула было почти общим в Западной Европе, и даже в Милане, который имел свой собственный специфический обряд. Это доказывается барельефом на праздничном золотом pallioto (antependium) в базилике Св. Амвросия в Милане, прекрасном примере ювелирной работы середины IX века. Использование манипула в Галлии и Германии подтверждает Амалар Метц, Рабанусом Маурус, Валафрид Страбо (Amalar of Metz, Rabanus Maurus, Walafried Strabo) «Admonitio synodalis» и другими сочинениями, украшенными миниатюрами.

То, что этот вид облачения носился в Англии, подтверждается хранящимся в музее Дурхэмского собора (Museum of Durham cathedral) искусно сделанным манипулом, который, согласно вышитой на нём надписи, был изготовлен по приказу королевы Этэльфледы (Aethelflaed) (+916), жены Эдварда Старшего для епископа Винчестерского Фритэстана (Frithestan).
В Риме в IX столетии даже аколиты носили манипул. В XI и XII веке в Клюни (Cluny) и других монастырях существовал обычай, согласно которому в главные праздники все монахи, даже не рукоположенные, стояли на мессе в альбе и манипуле. Эта практика, однако, была запрещена в 1100 г. собором в Пуатье (Poitiers). Когда в XI — XII вв. иподиаконы стали более высоким чином, манипул стал их знаком отличия.

Первоначально манипул был сложенным куском ткани. Трудно определить время, когда он стал простой полосой. Вероятно, что изменение происходило в разных местах в разное время, но форму ленты он приобретает уже к началу Х века, чему свидетельство — манипул еп. Фритэстана.

Уже к концу первого тысячелетия он был украшенной полосой ткани. В XII — XIII вв. эта полоса была, как правило, очень длинной и узкой и украшалась на концах декоративными квадратами или прямоугольными кусками ткани. Но вскоре эта форма вышла из употребления. В XVI столетии в обыкновении было расширять концы столы и манипулы, придавая им форму лопаты. К XVIII веку эти «лопаты» достигли огромных размеров.

До XII века мало известно о материале, из которого делали манипулы. В конце Средних веков это обычно был шелк. С Х века большое значение придается богатому украшению. Описи (сокровищниц) того времени многократно упоминают драгоценные манипулы, расшитые золотом и серебром. В последующие века богатому украшению манипула придавалось даже большее значение. Они украшались (как сообщают переписи ризниц) вышивкой, небольшими орнаментами из драгоценных металлов, камней и жемчуга.

Такие драгоценные манипулы были найдены в соборе Sens, в монастыре сестер Notre-Dame at Namur, в Pontigny, в соборе Bayeux, в музее индустриального искусства в Берлине и т. д. Был очень распространен обычай расшивать края манипула галуном, кистями и маленькими колокольчиками (little bells). Кресты на манипуле обычно не нашивались.
С XI века стало обычным надевать его на нижнюю часть левой руки. Даже в Средневековье манипул носился только вовремя мессы. Церемония вручения манипула при посвящении иподиакона сложилась к X — XI вв., но общераспространенным он стал только к XIII в.

В средние века манипул получил много символических интерпретаций. В позднее время стало обычным ассоциировать это облачение с путами Христовыми. В молитве на надевание манипул напоминает о скорбях земной жизни, которые надо нести с терпением, ожидая небесной награды.

Туника — подобие мешка с прорезями для головы и рук. Носится как внешнее облачение или под другими ризами. Туника, достигающая ступней, называется tunica talaris. Туника без рукавов, или с короткими рукавами называется colobium, обнажающее правое плечо — exomis. Туника (tunicella) — это верхнее облачение иподиакона, перекликающееся с далматикой диакона. Сегодня оба этих облачения похожи по форме, орнаменту и способу употребления. Они также являются важной частью облачения епископа на понтификальной мессе. На такой мессе епископ надевает тунику под далматику, в таком случае заметно, что у туники более узкие рукава. В остальном она схожа с далматикой.

Епископ сам надевает тунику на новопосвященного иподиакона со словами «Да облачит тебя Господь туникой радости и одеждой ликования, во имя…»
Согласно переписке папы Григория Великого с еп. Сиракузским Иоанном, иподиаконская туника была в употреблении в Риме еще в начале VI века. Григорий, однако, не одобрял это, требуя возвращения к старому обычаю для иподиакона носить — planeta (фелонь(!)). И лишь к IX веку туника снова становится внешним облачением иподиакона.

Уже в VI века, согласно 9 канону собора в Браге, иподиаконы носили тунику в Испании, хотя её и трудно было отличить от диаконской туники — альбы. В отличие от Франции и Испании, где туника несомненно существовала, в Галлии это облачении в пред-каролингскую эпоху неизвестно.
Точное свидетельство о ношении во франкском королевстве туники относится к IX в. (Amalar of Metz и различные описания ризниц). Лишь ближе к 1000 году туника стала обычной одеждой иподиаконов под названием vestis subdiaconalis или subdiaconale.

Уже в первом Roman Ordo упоминается туника как одно из архиерейских облачений папы под именем dalmatica minor, dalmatica linea.
Римские диаконы также носили её под далматикой, в то время как только туника, а не далматика, была частью литургического облачения римских кардиналов-священников и недельных (hebdomadal) епископов.

Вне Рима архиерейские облачения до XII века также включали в себя только тунику без далматика, или, более часто, далматику без туники. Дарование аббатам привилегии носить тунику (или далматику) упоминается крайне редко и не раньше второй половины XII века. Аколиты в Риме носили тунику с IX века, а во франкском королевстве с Х века.

Именовалась также как tunicella; dalmatica minor; dalmatica linea, или просто linea; tunica stricta, или stricta; subdiaconale; roccus; alba; и, особенно в Германии subtile.

Вначале туника была платьем с узкими рукавами и без вертикальных орнаментальных полос (clavi). С IX века упоминаются шелковые туники. Развитие туники в каролингский период привело к максимальному сходству её с далматикой. Длина туники уменьшалась, а рукава, особенно за пределами Италии, заменялись прорезями. После отмены декоративных красных полос clavi различить тунику и далматик стало возможным лишь по отсутствию вертикальных лент (не всегда) и более коротким, узким рукавам.

Устав о богослужебных цветах распространяется на тунику с XII века.

Церемония, во время которой епископ вручает тунику новоизбранному иподиакону, восходит к XII веку, но в XIII в. еще была не обязательна. И лишь в XIV — XV этот обряд вошел в чин посвящения иподиаконов.

На обеих фото слева от совершающего литургию иподиакон в тунике, справа — диакон в далматике. Отличие в длине рукавов и отделке — на левой фото видно отсутствие второй горизонтальной полосы на тунике (и манипул на руке священника). На правой фото у епископа видны далматика под романской фелонью и концы архиерейского пояса (в центре).

После второго Ватиканского собора туника употребляется при архиерейском облачении редко.

Субчинкториум — напоминающее по форме манипул (поручь) декоративное облачение, только носится не на руке, а на поясе и соответствует палице. На одном его конце вышит Агнец Божий, а на другом — крест. Папа носит его только во время торжественной мессы.
Под именем balteus упоминается в конце X века в «Sacramentarium» из Национальной парижской библиотеки (f. lat. 12052). Известен под именем proecinctorium с 1030 («Missa Illyrica»). Позднее утвердилось название subcinctorium. В средние века носился не только папами, но и епископами и даже некоторыми священниками. Но с XVI века стал привилегией папы и епископов миланской провинции.

Первоначально прикреплял столу к шнуру альбы, но ближе к XIII веку стал просто декоративным облачением. Появился во Франции, а к концу первого тысячелетия распространился по Италии.

После II Ватиканского собора употребление субчинкториума и манипула необязательно.

Стола — (аналог ораря, епитрахили) носится поверх альбы, но под далматикой и/или фелонью. Ее цвет зависит от праздников.

Столу могут носить только три чина церковной иерархии — употребление ее иподиаконами неправильно. Она одевается на шею так, чтобы её концы ровно (или пересекаясь) свешивались спереди до колен (у диакона она надевается на левое плечо и закрепляется на правом боку). У епископов стола никогда не перекрещивается, так как епископ носит наперсный крест.
Литургическая стола — это лента материала от двух до четырех дюймов в ширину и 80-ти в длину и может расширяться к концам в форме трапеции. На концах её и в середине нашиваются маленькие крестики, однако необходим только один крестик в центре, где священник благословляет столу и целует её. Относительно материала нет четких установлений, обычно это разновидность шелка. Столы для праздников обычно украшаются богаче, и называются вечерние столы. Папа носит особую, «государственную» (state) столу во время официальных приемов и церемоний в комплекте с рочеттой и моцеттой.

На Востоке упоминания о диаконской столе-ораре встречаются уже в IV — V веках, а о священнической столе-епитрахили уже в VIII столетии.

На Западе стола впервые упоминается в VI — VII вв. (Брагский собор 563 г., IV Толедский собор 633 г., Изъяснение Галликанской Мессы) как вещь, уже долгое время находящаяся в употреблении. Самые ранние подтверждения использования столы в Риме датируются второй половиной VIII века и начало IX, когда иподиаконам и аколитам запрещено было носить столу для отличия их от священнослужителей.

На соборе в Майнце (813 г.) во Франкской империи священникам предписывалось носить столу постоянно как знак их сана, особенно в путешествии. Спустя 30 лет Рим постановил носить столу только во время богослужений.

В Испании и Галлии в пред-карловингскую эпоху диаконы носили столу поверх туники, как греки. В Южной Италии эта практика продолжалась по крайней мере до XIII столетия. В Милане стола до сих пор носится поверх далматики.

Обычай священников перекрещивать столу на груди при совершении мессы известен с Брагского собора (675), но не был общепринятым до Средних веков.

Относительно внешнего вида столы в пред-карловингскую эпоху известно очень мало. Первоначально, он был вероятно полосой ткани, а затем трансформировался в простую ленту. В XI — XII веках стола была очень длинной и узкой. Уже в IX веке было принято украшать столу галуном, кистями и бахромой. В XIII веке концы её стали делаться в форме трапеции, в следующем столетии эта практика исчезла, и до XVI века стола было ровной полосой с украшением на концах. В XVI столетии концы столы стали расширять, а в XVIII в. они стали напоминать огромные лопаты — они называли «карманные столы».

До XVI века не было общего обычая украшать столу нашитыми крестами. Еще в Средние века эта не было обычным.

Есть много гипотез относительно происхождения столы. Считалось, что она произошла от орнаментальных лент на одеянии, называемом «стола», которое впоследствии вышло из употребления, оставив нам сами ленты. Оставлена также теория происхождения столы из иудейской накидки.
Скорее всего, стола произошла от литургической салфетки, которую носили диаконы, или от шейного платка для священников и ставшего литургическим символом самое позднее в IV веке сначала на Востоке, а затем и на Западе.

В Риме стола вначале была не отличием высшего духовенства, а одеждой духовенства вообще, означающей верность престолу св. Петра. Был даже обычай перед рукоположением класть столу на алтарь «исповедания св. Петра».

Орарем стола была названо по сходству с деталью светской одежды — шарфа, защищавшего лицо от непогоды, носящей такое название. Само слово стола не латинское, а галльское, появившееся в Италии около Х века и к XIII веку вытеснившее слово orarium.

Фелонь — (англ. chasuble, лат. casula — «плащ». Аналог греческой фелони) — главное литургическое облачение священника или епископа. Она достаточно длинная, без рукавов, равномерно свисает сзади и спереди, носится поверх Альбы и столы. Её цвет зависит от праздника. В зависимости от покроя казулы делятся на романские и готические.

Бенедикт XVI в романской фелони

Романская казула, как правило, делается из жесткой ткани, прикрывает человека спереди и сзади, у ворота и по бокам имеет глубокий вырез (от плеча). Она украшается изображением креста и буквами JHS: «Иисус — Спаситель человека» (лат.). После II Ватиканского собора такой тип фелони употребляется крайне редко.

 

Готическая казула облегает человека со всех сторон. Она длинная, имеет незначительный вырез по бокам для удобства священнодействий, небольшой разрез ворота и, в ватиканском покрое, небольшой воротник. Раньше она украшалась особой формы крестом с медальоном JHS (см. иллюстрации к разделу Англиканская церковь). После реформ II Ватиканского собора делается из легких материалов, посреди её (спереди и сзади) как правило, нашивается декоративная полоса «орнат» с изображением крестов или других христианских символов.

Если альба носилась элитой Римской империи, то фелонь-казула трансформировалась из плаща небогатого человека, вынужденного защищаться от непогоды. Крестьянин накрывался им в дождь, не прекращая работать на поле, видя землю под плащом. К III веку казула носилась всеми христианами, хотя декрет императора Александра Севера запрещал его носить женщинам. Приблизительно с этого же времени Церковь делает казулу одеянием только для клириков.

Далматика — (от наименования римской провинции Далмация, где в древние времена она была одеянием представителей высшего света; аналог саккоса, стихаря) главное литургическое облачение диакона, сходное с фелонью, но имеющее рукава. В ватиканском покрое есть небольшой воротник. Цвет зависит от праздника. Епископы носят её под фелонью в наиболее торжественные праздники.

Далматика стала принадлежностью диаконского облачения при св. папе Сильвестре (+ 322 г.)

Перчатки (англ. Gauntlets; Аналог сулка (платка) на посохе) — литургические перчатки, которые епископ носит по желанию во время совершения богослужения. Они делаются из шелка и расширяются к запястью. Эти перчатки могут быть цвета основного облачения или белыми.
Подобно другим деталям облачения, перчатки появились из необходимости согревать руки епископа во время богослужений в холодных каменных храмах.

Иоанн XXIII. Хорошо видны на благословляющей руке литургическая перчатка, «перстень рыбака», манжета дзимарры, далее альба, туника, фанон и паллиум. На голове папы тиара.

После Второго Ватиканского Собора ношение перчаток необязательно.

Дзуккетта (ит. Zucchetto. Аналог — скуфья) — шелковая шапочка католических епископов. У папы она белая, у кардиналов алая, у епископов фиолетовая. Священник может носить черную дзуккетту, но не во время литургии.
В древности эта шапочка закрывала выбритый на голове священнослужителя круг. В Средние века и в эпоху раннего Возрождения появилось иерархическое различие цветов дзуккетты.

Наперсный крест — небольшой крест, обычно около 15 см высоты, надевается на шею епископа и носится на груди либо на шнуре (во время литургии) либо на цепи (во время церемоний). Красный с золотом шнур — принадлежность креста кардиналов, зеленый с золотом — епископов, золотой — папы.
Нагрудный крест прежде был предназначен для ношения частиц Креста Господня, привозимых в Западную Европу, и носился на груди прелатов, как можно ближе к сердцу.

Митра — (лат. infula) общий головной убор епископов, носимый во время богослужения. Различаются дорогие (orphreyed), золотые или простые (simplex) митры. Богато украшенные митры носят служащие литургию, простые — сослужащие, золотые — совершающие хиротонию. Все кардиналы в присутствии папы носят высокие белые (simplex) митры из узорчатого шелка.

 

Папы Иоанн Павел I и Иоанн XXIII в митре

Прототипы митры в виде шапки использовались в Древней Греции атлетами. Её ленты обвязывались вокруг лба, закрепляя лавровый венец победителя.

У христианских епископов эта шапка делалась выше и богато украшалась. Частью папского облачения митра стала при папе Льве VIII. Всем епископам позволено было носить митру с XI-го века.

Папский перстень — «перстень рыбака» — употребляется как уникальный знак власти правящего папы и уничтожается после смерти его владельца.
Кардиналы носят кардинальский перстень, вручаемый в консистории, епископу перстень вручают во время хиротонии.

Понтификальные доктора употребляют докторский перстень во время академических функций вместе с докторской биреттой (шапкой). Священники, приходские и монастырские, могут носить перстень как знак отличия на литургии.

Перстень, известный с глубокой древности, появляется как символ епископской власти в III веке, а в VII веке он стал даром папы каждому вновь рукополагаемому епископу.

Посох, епископский жезл (crozier) — это посох пастуха с закрученным верхом. Он делается из дерева или металла. Жезл всегда использовался в Церкви как символ пастырской власти епископа. В древности он был деревянным, а в Средние века стал делаться из драгоценных металлов.
Со времен Павла VI (+1978) папами вместо жезла используется особый серебряный пастырский посох с Распятием на верху. Им же вновь введены в употребление деревянные посохи.

Паллиум (наш аналог: омофор) — символ особой власти. Это тонкая лента из белой овечьей шерсти, надеваемая вокруг шеи, свешивающаяся спереди и сзади. На её концах нашиваются небольшие кусочки свинца, обшитые черным шелком. Паллиум украшен шестью черными крестами. У трех крестов на груди и плечах есть петли для золотых булавок с драгоценными камнями.

Паллиум носится только поверх фелони папой и избранными архиепископами, митрополитами, патриархами, викариями папы по его разрешению. Иногда епископы получает паллиум как награду, но это не дает им приоритета. Папа носит паллиум за каждой мессой, а архиепископы — по большим праздникам, определяемом в «Pontificale» — архиерейском служебнике, если только у них нет специальной привилегии.
У папы паллиум означает полноту власти, у архиепископов — подчиненность папе, а у епископов это просто украшение. Архиепископ, не получив паллиума, не может выполнять своих функций. Также он лишается права его ношения в случае ухода на покой или перевода на другую епархию. В таком случае он снова испрашивает право его ношения у папы.
Шерсть для него берется с двух ягнят на праздник Св. Агнессы, и торжественно благословляется на высоком алтаре в церкви Св. Иоанна после архиерейской мессы, а затем отдается папе. Новые паллиумы торжественно благословляются после второй вечерни в праздник апостолов Петра и Павла и хранятся в специальном серебряном ларце около алтаря «Исповедания ап. Петра» (Ватикан) до востребования.
Паллиум вручается во время мессы после архиерейской присяги верности кардиналом-диаконом в Риме и епископом вне Рима.

Паллиум, правда, более широкий, был обычной теплой одеждой в Древней Греции. Однако, теории происхождения его от светской одежды эпохи Константина, иудейской накидки или мифической мантии св. Петра несостоятельны. Скорее всего, паллиум пришел в Рим с Востока, сформировавшись как омофор и символ папской власти.

Невозможно точно сказать, когда паллиум вошел в церковное употребление. Согласно «Liber Pontificalis», в первой половине четвертого столетия папа Марк (+336) вручил паллиум епископу Остии при хиротонии. В любом случае ношение паллиума стало обычным в V веке. Испрашивания у папы права на использование митрополитами паллиума не было обычным до IX века. С XI века оно сопровождается торжественным исповеданием верности для противодействия стремлениям митрополитов к автономии. Плата за паллиум, практикующаяся с VI века, была предметом многих дискуссий и упреков церкви в несправедливости.

До VIII столетия паллиум имел сходство с православным большим омофором, а затем, уже к X — XI вв. приобрел современную Y-образную форму и стал крепиться специальными булавками. До XV столетия две вертикальные полосы паллиума были очень длинными, затем стала сокращаться и к настоящему времени достигает 30 см.

Украшения паллиума многими крестами не было обычным до IX века. Вначале нашивалось лишь два черных или красных креста на плечах паллиума. Булавки остались и после того, как потеряли практическое назначение удерживать паллиум на фелони. Свинец вшивается в концы паллиума с XIII столетия, что доказывается открытым в 1605 году паллиумом в гробнице папы Бонифация VIII и фрагментами паллиума Климента IV.

Впервые с VIII века паллиум древней формы надел во время инаугурации папа Бенедикт XVI (2005 г.), а Y-образный паллиум по-прежнему носят митрополиты.

Рационал — это епископское оплечье, эквивалент паллиума, и подобно ему носится на фелони. В настоящее время используется только епископами Eichstatt, Paderborn, Toul, и Cracow. Он выглядит как воротник-оплечье, украшенный спереди и сзади дополнительными лентами. У краковского епископа рационал сделан из двух лент, пересекающихся на плечах, и соединенных на груди и на спине медальонами.

 

Архиепископ Падерборна в рационале и архиепископ Кракова в рационале и паллиуме

Рационал Архиепископа Кракова

В средние века рационал время от времени носило значительное количество немецких епископов (Warzburg, Ratisbon, Eichstatt, Naumburg, Halberstadt, Paderborn, Minden, Speier, Metz, Augsburg, Prague, Olmutz, и епископами Liege и Toul, чьи епархии в то время принадлежали германской империи).
Самое раннее упоминание о рационале датируется второй половиной Х века. Увидеть его можно на двух изображениях епископа Зигеберта из Миндена (Sigebert of Minden) (1022-36) — миниатюре и пластине из слоновой кости, принадлежавшей епископу.
Форм рационала в средние века было множество. Кроме дошедших до нас двух видов были Y- образные рационалы, похожие на сшитый паллиум. Были Т-образные рационалы, с той лишь разницей, что вместо вертикальной ленты нашивались кисточки спереди и сзади. Как видно из дошедших до нас памятников, общего правила об украшении рационалов не было, но концы их обычно украшались колокольчиками.
Рационал — имитация и эквивалент паллиума. Это особенно видно из Буллы папы Иоанна XIX (1027), присваивающей патриарху Поппо аквилейскому одновременно и паллиум и рационал, с условием ношения паллиума только в крупные праздники.
Есть мнение, что он происходит от оплечья иудейских первосвященников (Bamberg и Ratisbon). Название, по крайней мере, напоминает нам о нагрудном украшении Аарона.
С X по XIII столетие рационалом также называлось епископское украшение в виде большого нагрудного медальона из драгоценного металла, усыпанного алмазами, и носимого поверх фелони. Часто встречается на изображениях той эпохи, как правило квадратный, реже круглый. К XIII веку вышел из употребления везде, кроме Реймса, где использовался до XVI в. Несомненно, что он появился в Х веке как тожественный эквивалент нагрудного украшения иудейского первосвященника.
После второго Ватиканского сбора сведения о его употреблении не встречаются.

Гремиал — (gremiale) квадратный или продолговатый кусок ткани, который епископ, в соответствии с «Ceremoniale» и «Pontificale», кладет на колени, когда сидит во время пения Kyrie, Gloria, и Credo, во время раздачи и благословения свечей, ветвей или пепла, а также во время помазания при посвящении. Гремиал никогда не используется во время архиерейской Вечерни.
Первоначально использовался для защиты облачений от загрязнения, особенно фелони. Архиерейский гремиал шьется из шелка, украшается в центре крестом и шелковой вышивкой по краям. Его цвет может совпадать с цветом фелони. В других случаях гремиал шьется из полотна для простоты его очищения. Появляется в конце средних веков. Впервые он упоминается в «Roman Ordo» (n. 48) Gaetano Stefaneschi (1311), затем в уставе Grandison из Exeter (Англия) (1339). Использовался раньше не только епископами, но и священниками. Он не благословляется и не имеет символического значения.
После второго Ватиканского сбора сведения о его употреблении не встречаются.

Фальда — особая папская шелковая кружевная альба. Не используется со времени Павла VI.

Фанон — это двойная моцетта, накидка на плечи, которую носит только папа во время торжественной мессы, когда надевает все присущие своему сану облачения.
Фанон состоит из двух почти круглых кусков белого шелка, украшенного узкими вышитыми золотыми и красными лентами. Они разные по размеру и прикреплены один к другому, а в центре делается вертикальный разрез для головы. Спереди фанона нашивается небольшой золотой крест.
Фанон напоминает амикт, но носится поверх альбы. После того, как диакон облачает папу в амикт, альбу, пояс, субчинкториум и наперсный крест, он надевает фанон через голову папы и отворачивает его верхнюю часть. Затем надевает столу, тунику, далматику, фелонь и возвращает верхнюю часть фанона поверх фелони наподобие воротника.
Фанон используется с VIII века, но становится исключительно папским одеянием при папе Иннокентии III (1198 — 1216). Его название происходит от позднелатинского fano — pannus т. е. тканый. Употребление фанона с амиктом под альбой установилось к концу Средних веков.

Иоанн-Павел II в полном папском «дореформенном» облачении. Хорошо видны богато расшитая альба (внизу), края красной далматики, романская фелонь, фанон, паллиум, «пастырский» посох, «перстень рыбака», митра.

После II Ватиканского собора употребление фанона необязательно.

Чулки из цветного (в цвет фелони) или белого шелка (но не черные), иногда украшенные золотым шитьем для архиерейской мессы. С VIII века носятся на мессе исключительно епископами или прелатами под богослужебными туфлями (Caligае). После II Ватиканского собора их употребление необязательно.

В исключительных случаях папа может носить комбинацию западных и восточных облачений.

На этой уникальной фотографии изображен Иоанн XXIII, совершающий с униатами византийскую литургию (свт. Иоанна Златоустого?). Он облачен в тиару, паллиум, фанон, саккос (!!!), панагию (!!!) и крест, альбу и благословляет дикирием и трикирием (!!!).

Ризы для присутствия на богослужении
(CHOIR DRESS — ABITO PAONAZZO)

Эти ризы носят принимающие участие, но не служащие клирики во время литургии.

В состав епископского abito paonazzo входят биретта, хоровой кассок (сутана), рочетта, фашья, дзукетта, моцетта, мантелетта, каппа манья, перстень и нагрудный крест.

Биретта (аналог — камилавка) — квадратная шапочка, отделанная шелком, с помпоном (мохнатым шариком) и тремя крыльями (называемыми «рогами») наверху. Она делается из алого «мокрого» шелка без помпона для кардиналов, фиолетового шелка с помпоном для епископов и из черной ткани merlino для священников, диаконов и семинаристов.

Для ношения зимой и на покаянных богослужениях используется шерстяная биретта.

Для апостолических протонотариев de numero биретта делается черной, но с малиновой отделкой и помпоном. Некоторые священнослужители могут носить белую биретту.

 

Существует четырех-роговая черная биретта, которую носят понтификальные доктора не в епископском сане во время академических заседаний.
В настоящее время биретта надевается клириками, совершающими мессу или сослужащими на ней по желанию.
Биретта происходит от мягкой квадратной шапки академиков конца Средних веков (особенно в Милане).
Та же шляпа — предшественник головного убора академиков в современных светских университетах, а так же папского камавро. «Рога» на ней появляются во время Ренессанса в Италии, тогда же кисточки были заменены помпоном в центре. Современный вид биретта приобрела в 1527 году.

Хоровой кассок (pellicia, pelisse, чаще — сутана. Аналог — подрясник) — основное одеяние католической церкви. Это узкий, почти достигающий пола халат с римским воротником, рукавами и 33 пуговицами по числу земных лет Христа Спасителя. Богослужебный кассок черный для семинаристов, диаконов, священников и капелланов папы; фиолетовый с малиновой отделкой и пуговицами для почетных прелатов папы, апостолических протонотариев и епископов; алый для кардиналов. Папа вместо кассока носит Дзимарра.
Пеллиция с древних времен существует во Франции и Испании. Она была тяжелым шерстяным плащом с рукавами и подкладкой из меха, и носилась как клириками, так и мирянами. Современную форму кассок принял в XII веке, когда перестал быть одеждой мирян и стал одеянием священнослужителей. Прелаты часто оторачивали свои кассоки горностаевым мехом.

Рочетта — (англ. Rochet) это достигающее колен белое одеяние, напоминающее по форме укороченную альбу, которое поверх хорового кассока носят епископы. Часто, но не обязательно, рочетта украшается кружевами и галуном.
Рочетта и стихарь surplice не одно и то же. Разница между ними не в степени украшений, а в рукавах, которые у рочетты сходны с альбой, т. е. ровно облегают рукава кассока, а у стихаря рукава расширяются колоколообразно к концам.
Рочетта и стихарь трансформировались из альбы. С XIV века рочетта приняла современную форму, став деталью епископского облачения.

Стихарь — surplice, подобен, за исключением рукавов, рочетте, но носится в основном не епископами. Простой по покрою, стихарь может быть богато украшен и имеет много разновидностей дизайна.

Фашья — (fascia) это обычный пояс с бахромой, который используется и при abito paonazzo и при abito piano. У папы он из белого «мокрого» шелка, у кардиналов из красного «мокрого» шелка, фиолетового шелка у епископов, фиолетовый фай у апостолических протонотариев и почетных прелатов папы, пурпурный фай у капелланов папы, черный фай у семинаристов, диаконов и священников.
Фашья появилась как пояс для кассоков широкого покроя, и официально введена в употребление папой Урбаном VIII в 1624 году.

Дзукетта см. выше.

Моцетта — (mozzetta) это короткая накидка на плечи, которую епископы надевают поверх кассока и рочетты для присутствия на богослужении. Ее материал и цвет идентичны кассоку.
Происхождение моцетты до сих пор не ясно. Некоторые считают, что она происходит от каппы манья, у которой был специальный капюшон. Другие считают, что она происходит от almuce. В любом случае моцетта имеет капюшон альмуче с 1969 года.

В некоторых случаях моцетта, обычно папская, делается из лилового шелка или красного вельвета. В последнем случае она украшается горностаевым мехом. Белую моцетту папы одевали в течение Пасхальной (Светлой) седмицы.

Кардинал Иосиф Ратцингер (ныне папа Бенедикт XVI) в алой моцетте

 

Иоанн XXIII в красной и белой «зимних» моцеттах

Мантелетта — (Mantelletta) это короткая накидка без рукавов, надеваемая обычно вместо моцетты епископом, находящимся вне пределов своей епархии и семью апостольскими протонотариями de Numero. Кардинал может носить одновременно моцетту и мантелетту.

 

Право ношения мантелетты присваивается также заслуженным священникам.

Каппа манья это очень длинная мантия, соединенная с особой накидкой, похожей на моцетту, которую епископы носят в самых торжественных случаях (процессиях). У кардиналов она алая, из «мокрого» шелка, у епископов из фиолетового шелка. После реформ Второго Ватиканского собора каппа манья не обязательна для употребления. Зимний вариант этого одеяния может быть оторочен горностаевым мехом.

 

На последней фотографии (буд. папа Пий XII) хорошо видны внебогослужебные перчатки

Первоначально каппа появилась в IX веке во Франции и Серверной Италии для защиты епископов и монахов от холода.

Перстень и нагрудный крест см. выше.

Папа никогда не использует этот вид облачений.

Официальные внебогослужебные одеяния
(ACADEMIC DRESS — ABITO PIANO)
Используется для официальных внелитургических церемоний. Это могут быть папская аудиенция, официальный обед, приёмы высокопоставленных персон, парады, пресс-конференции и другие важные мероприятия.

Этот разряд одеяний состоит из дзимарры, фашьи, наперсного креста, перстня, цукетты, а также биретты и ферайолы.

Дзимарра (zimarra) — главная одежда abito piano для епископов. Дзимарра во многом напоминает кассок, к которому пришита особая накидка на плечи из того же материала. Дзимарра всегда черная (исключая папский), отделана алым у кардиналов и малиновым у епископов.
Дзимарра, очевидно, происходит от кассока, и стал отдельным одеянием в конце XVIII века. Обязательным для епископата Дзимарра стал в конце XIX века.
В настоящее время в обиходе дзимарра и кассок могут быть заменены разноцветными (в основном черными и серыми) рубашками с римским воротником и светским костюмом (как правило черный пиджак и брюки).

Фашья, наперсный крест и перстень см. выше.

Дзукетта и Биретта см. выше.

Ферайола — это широкая накидка, сейчас редко употребляемая, носимая обычно клириками при abito piano на папских аудиенциях, церемониях в присутствии папы и в других торжественных случаях.

У кардиналов она алая, из «мокрого» шелка, у епископов из фиолетового шелка, у апостолических протонотариев из фиолетовой шерсти, и из черной шерсти у других клириков.

Папа, по понятным причинам, никогда не носит ферайолу.
Первоначально ферайола была одеждой благородных римлян и в то время была короче (до коленей). В церкви это одеяние появилось в XV веке и постепенно стало длиннее и приобрело иерархические цвета.

Другие одеяния
Плювиал, каппа, капелло романо, дуилет, перчатки, сопрана.

Плювиал (лат. pluviale плащ-дождевик) — это широкая накидка, мантия, носимая клириками во время литургических церемоний, но не во время совершения мессы. Плювиал бывает того же цвета, что и остальное облачение, и одевается поверх альбы и столы.

В древности плювиал предназначался для процессий под дождем и снимался при входе в храм.

Каппа — плащ для всех клириков с присоединенной к нему короткой накидкой. Делается обычно из черной шерсти. У папы каппа красного цвета с золотой отделкой и шнурами.
В обиход клириков каппа вошла в 1832 году, до этого была светским одеянием.

Капелло романо — это (архиерейская) шляпа с широкими цилиндрическими краями и закругленным ободом. Она изготавливается из черного бобрового меха или войлока на белой шелковой подкладке, или соответствовать рангу клирика: алая с золото-красными шнурами у кардиналов, фиолетовая с золото-зелеными у епископов, черная у других клириков. Папа носит красную шляпу с золотыми шнурами. Некогда широко распространенный, этот тип шляпы сейчас можно увидеть главным образом только в Риме.

Галеро — особая кардинальская шляпа с кистями и широкими полями. Ныне практически не употребляется.

Блаженный Идельфонсо Шустер, Кардинал Милана

Пий XII возлагает галеру на голову кардинала. Справа: кардинал Иосиф Слипый в галере

Дуилет (douillette или greca, cappotto) длинный, двубортный (?), свободно свисающий плащ, который носят все клирики поверх кассока и дзимарры. У папы он белый, у всех остальных клириков — черный.
Дуилет пришел в римскую церковь из Востока через Францию. До 1812 года был гражданской одеждой, затем был приспособлен для ношения духовенством и с тех пор мало изменился.

Простые перчатки клириков всегда черные, и не используются во время мессы. Церемониймейстер единственный может носить белые перчатки, в том числе и во время присутствия на мессе. Папа, конечно, также носит белые перчатки вне мессы.

Сопрана — (soprana) — черный шерстяной плащ всех клириков, но, в особенности, римских семинаристов. Вне Рима увидеть сопрану можно крайне редко. Для каждой семинарии характерны свои отделки сопраны из цветного шелка.

Судьи Roman Rota (Церковного суда апелляций) — носят плащ крочья (сrocia) из фиолетовой шерсти с малиновой обивкой и горностаевым воротником. До 1969 года крочью носили также все прелаты mantellone (ныне упраздненный титул), которые посылались как эмиссары папы для вручения, например, высокой папской награды.

Папа вместо биретты носит особую шапку камауро (Camauro) из красной ткани отороченную белым мехом. После папы Иоанна XXIII (+1963) её впервые надел Бенедикт XVI (2005 г.)
Как и биретта, камауро произошла от университетской шляпы средних веков, однако мало изменилась с тех пор. Уже в XII столетии она приобрела современный вид и прочно вошла в церковный обиход.
Как правило, римский папа носит особые красные туфли.

Также только папа носил во время некоторых богослужебных церемоний тиару (Triregno) — тройную папскую корону.

Тиара не появлялась в Риме до XI века, и вначале выглядела лишь как островерхая шапочка, украшенная короной. При Бонфации VIII (1294 — 1308) к тиаре была добавлена вторая корона, а в 1315 г. — третья.

  

Пий XII, Иоанн XXIII и Павел VI в тиарах.

Последним папой, реально использовавшим тиару, был Иоанн XXIII (+1963).
Папа Павел VI (+1978) первым сложил с себя тиару вскоре после коронации. Его преемники — Иоанн Павел I и Иоанн Павел II ни разу не надевали этот древний символ высшей власти понтифика, и отказались от самой церемонии коронации, а Бенедикт XVI даже убрал её со своего герба.

Тем не менее, до сих пор тиара, наряду с ключами ап. Петра, является элементом герба и символом Ватикана. Три короны символизируют тройную власть папы: учения, управления и служения (potestas magisterii, potestas regimini, potestas ministerii).

2. Англиканская церковь

В англиканской церкви используются те же богослужебные облачения, что были в употреблении у католиков до Второго Ватиканского Собора, но значительно упрощенные.
В полное облачение совершающего мессу священника входит подрясник (cassock), альба (alb), подпоясанная шнуром (cincture), стола (stole), фелонь (chasuble). Используется также стихарь (surplice), котта (cotta), митра (mitre), мантия (cope), нарукавник (maniple), шапочка (skull cap), роба (robe), далматика (dalmatic).
Вне богослужения в повседневном обиходе используется два типа разноцветных рубашек (или блузок — для священниц) (clericals) для священников — римского типа (tab-collar) и англиканская — с открытым белым воротником (neckband shirt).

Подрясник (cassock) — это черная туника без капюшона. Он напоминает приталенную альбу. Он может быть подпоясан шнуром или специальным поясом (аналог фашьи). Кассок — это повседневное одеяние, одеваемое под альбу или стихарь. Кассок с одним рядом пуговиц от воротника до щиколоток называется римским. Двубортный кассок — англиканским. Сочетание кассок-стихарь обычно для англиканской церкви даже для хористов.

Альба (alb) — простая, легкая, по щиколотку длиной, препоясанная шнуром-поясом (cincture) туника с длинными рукавами. Слова «альба» это сокращение от латинского выражения tunica alba, т. е. белая туника, соответственно альбу шьют из белой или неокрашенной ткани.
В I веке туника была первой одеждой, которую надевали утром. Рабочие люди носили туники по колено, а старики и люди с мало активным образом жизни носили более длинное одеяние. В холодную погоду надевали более одной туники, но считалось бестактным носить тунику без пояса.
Первоначально туника шилась без рукавов. Греки и римляне считали их варварством, потому что их носили «варвары», живущие в более холодных климатических условиях. Рукава появляются у туники лишь в III веке, когда Римский император, к ужасу модников того времени, вернулся из военного похода в такой тунике. В церкви употреблялась только туника с рукавами ввиду необходимости полностью прикрывать повседневную одежду при богослужении.
Первые четыре века люди крестились обнаженными. Когда они выходили из воды, то немедленно надевали белые туники. Поэтому альба это воспоминание крещения и символ нашего воскресения в Последний день.
Все совершители богослужения может носить подпоясанную альбу независимо от того, клирики они или миряне. Священник лишь надевает поверх альбы столу. Альба пользуется все большей популярностью в протестантском мире, потому что напоминает одежды древней неразделенной церкви и потому, что человек, носящий альбу, одет подобно Иисусу Христу.

Стола (stole), см. выше.
Вначале, возможно, служила шарфом, которым служитель отирал евхаристические сосуды. Столу носят только священнослужители. Они носятся без фелони (и в таком случае могут быть богаче украшены) или под нею. Диакон надевает столу поверх далматики.

Фелонь (chasuble), см. выше. Употребляется как романский, так и готический вариант фелони.
Происходит от древнеримского пальто первого века paenula. Может быть носима сегодня совершителем мессы. Фелонь всегда носится со столой и не употребляется на службах без причащения (кроме Великой пятницы и субботы).
Фелонь была обычной одеждой христиан в первые века, поэтому служитель в фелони одет подобно христианскому мученику.

Стихарь (surplice), см. выше. Обычное облачение для протестантского священника. Носится поверх подрясника — кассока как клириками, так и мирянами — пасторами.

Котта (cotta), — редкая разновидность стихаря.

Митра (mitre), см. выше. В англиканской церкви носится вместе с мантией во время входа и выхода епископа из церкви, но не во время литургии.

Наперсный крест, см. выше.

Мантия (cope), см. плювиал. Богато украшенная деталь епископского облачения. В Древней Церкви епископы были, как правило, людьми пожилыми и нуждались в теплой одежде для богослужения в каменных холодных храмах.
Епископ снимает мантию и надевает фелонь перед совершением литургии.

Нарукавник (maniple), полоска ткани с нашитыми крестами, носимая на правой руке совершителем мессы в «высшей церкви».

Шапочка (skull cap), см. дзукетта.

Роба (robe). Напоминает широкий украшенный халат (рясу), обычный для преподавателей средневековых университетов. Робу, например, носил Кальвин. Используется, в основном, в хоре и различается по дизайну и цвету.
Далматика (dalmatic), см. выше.

3. Сирийская ортодоксальная церковь

Духовенство Сирийской ортодоксальной Церкви, наряду с общепринятыми, имеет уникальные литургические облачения, отличные от богослужебных одежд других христианских деноминаций. Облачения духовенства изменяются в зависимости от чина: диаконы, священники, епископы, и патриарх носят разные литургические облачения.

Священники и епископы

Ежедневное платье священника это черная сутана; в Индии, из-за жары, священники чаще носят белую.

Епископы обычно носят черную или красную сутану с красным поясом. В присутствие Патриарха епископы не носят красную сутану. Епископы, посещающие епархию за пределами их юрисдикции, также носят черную сутану из уважения к епископу епархии, который носит красную сутану.
Литургические облачения надеваются священником во время чина Ааронова с подготовительными молитвами, которые предшествуют Литургии.

Священник сначала снимает верхнюю одежду, говоря: «Совлеки с меня, Боже Господи, скверные одежды, в которые одел меня сатана по вине моих злых дел, и облеки меня в избранные одежды, достойные для служения Твоей славе и для прославления Твоего святого имени, господи Боже наш, во веки».
Священник затем надевает небольшую черную шапочку phiro (‘плод’), который священник должен всегда носить во время общественного богослужения. Она состоит из семи секций, которые указывают на полноту священства совершителя литургии.

(В Маланкаре цилиндрическая черная шапка носится священниками как во время богослужения, так и вне храма. Священники на Среднем Востоке носят такие черные шапки, а епископы и Патриарх носят красные шапки вне богослужения. Эти шапки были частью светского платья сирийских православных священников в период Оттоманской империи. Тем не менее, phiro всегда используется при общественной молитве).

Если священник является монахом, то он надевает eskimo, капюшон, носимый монахами постоянно. (В Маланкаре это облачение неправильно именуется ‘masanapsa’, искаженное название masnaphto, описанной ниже).

Священник также надевает msone, церемониальные туфли, которые носятся в течение Св. Qurbono. Поскольку продукты животных запрещены в святилище, туфли сделаны не из кожи.

При надевании левой туфли, священник читает: «Да оденутся ноги мои, Господи Боже, в готовность (проповедовать) Евангелия мира, да наступлю на змей и скорпионов и на всю силу вражию, во веки».
При надевании правой туфли, он читает: «Покори под ноги мои, Господи Боже, всю ложную гордыню, восстающую против Твоего знания, и даруй Твою помощь, да подчиню Тебе страсти плотские, во веки».

Затем он надевает kutino — белый стихарь, чей цвет является указанием на чистоту священника. Священник знаменует его трижды крестообразно, говоря: «Облачи меня, Господи, одеждою нетления силою Святого Твоего Духа, и удостой меня сохранить чистоту веры и шествовать путями чистоты и праведности во все дни жизни моей».

Затем он одевает hamnikho — епитрахиль, который символизирует то, что священник вооружен страхом Господним. Он знаменует её крестообразно дважды, читая Псалом 18:39, 40.

Затем он одевает zenoro — пояс, который символизирует контроль священника над всеми плотскими желаниями. Он знаменует его крестообразно один раз, читая Псалом 45:3.

Затем он надевает на руки zende — поручи, которые символизируют готовность священника хранить Закон Бога и творить дела праведности. Он дважды крестит левую поручь и читает Псалом 18:34, одевая её. Затем он крестит один раз правую поручь и читает Псалом 18:35, одевая её.

Если совершитель литургии епископ, то он надевает masnaphto — богато украшенный головной платок, которое символизирует погребальный головной сударь Господа. Он крестит его дважды и одевает, читая Псалом 4:6-7.

Затем священник надевает phayno — богато расшитую мантию (фелонь), который символизирует разноцветную одежду Аарона и нешвенный хитон Спасителя. Он крестит её трижды, читая Псалом 132:9-10. Затем он одевает её, читая Пс. 132:9.

Если совершитель литургии епископ, то он надевает batrashil — омофор, который подобен Hamnikho, но одинаковой длины спереди и сзади. Это напоминает прелату Крест, который нес Спаситель. Он крестит его один раз, читая Псалом 27:5.

Патриарх носит sakro — палицу, привязанную к zenoro справа. Это Оружие веры символизирует его власть и его положение защитника веры (см. Еф. 6:16).

Прелаты также носят Крест и Панагию на цепочках вокруг шеи. Одевая, они читают Псалом 34:5.

Затем прелат, читая Псалом 110:2, берет посох (mooroneetho) в левую руку, который символизирует власть епископа и напоминает о пастырском служении. Он также берет в правую руку ручной крест с платом mqablonitho, читая Псалом 44:5.

Затем служитель омывает руки.

Диаконы
Диаконы носят белый kutino и uroro орарь разными способами согласно их рангу.

Певцы (mzamrono), носят kutino без uroro.

Чтецы (qoruyo), носят uroro крестообразно.

Иподиаконы (apodyaqno), носят uroro вокруг шеи, наподобие двойного ораря.

Диаконы (shamosho), носят uroro на левом плече.

Архидиаконы (archedyaqno), носят uroro на шее как столу. Они также носят zenoro и zende как у священников.

4. Армянская апостольская церковь

Духовенство армянской Церкви носит как общие для всех христиан облачения облачения, так и уникальные ризы, не встречающиеся в других церквях.
Облачение диакона сходно с нашим: стихарь, орарь, поручи.

Облачение священника включает в себя Hoghatap, Shapik, Poroorar, Goti, Bazpan, Shourchar, Vakas, Saghavart.

Перед облачением священник поочередно с дьяконом читают 131 псалом, после священник читает молитву. Перед каждым предметом облачения дьякон говорит: Паки и паки миром Господу помолимся.

а священник творит над предметом крестное знамение, говоря: Благословение и Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После благословения, сначала надевает митру (Saghavart), говоря:
Возложи, Господи, шлем спасения на главу мою, дабы вести войну с силами врага. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Затем снимает митру, одевает Hoghatap, (сандалии, которые одеваются входящими в алтарь и прислуживающими при богослужении. Снимаются на время Евхаристического канона и причащения) иподризник,
Shapik, (одевается служащим литургию, символизирует духовную радость, с которой священник приступает к Престолу Божию), читая молитву: Облачи мя, Господи, в покров спасения и в милоть веселия. И ими же сохрани мя. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Poroorar, епитрахиль, символизирует праведность, которой христиане укрепляют себя в борьбе со грехом. Молитва: Возложи, Господи, правду на выю мою. И очисти сердце мое от всякой греховной скверны. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Goti, пояс, символизирует веру, которая дает силу душе.Молитва: Опояши поясом веры чресла сердца и ума моего и нечистые помыслы угаси во мне. И сила благодати Твоей да пребудет во мне. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Bazpan, поручи, символизируют моральную чистоту.

Правый Поруч:
Подаждь, Господи, крепость десной руце моей и омый всякую нечистоту мою, дабы непорочно служить Тебе душой и телом. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Левый Поруч:
Подаждь, Господи, крепость на шуюю руку мою и омый всякую нечистоту мою, дабы непорочно служить Тебе душой и телом. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Vakas, особый наплечный высокий воротник, символизирует праведность.

Молитва: Возложи, Господи, правду на выю мою. И очисти сердце мое от всякой греховной скверны. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Shourchar, фелонь, символизирует славу новой духовной жизни и веру, защищающей против зла. Носится и как мантия, без епитрахили.

Молитва: Господи, по милости Твоей ризой света покрый мя и от козней вражих огради мя, дабы я смог достойно восхвалять всеславное Имя Твое. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Saghavart, митра, (сходная с православной, но, как правило, без икон), символизирует спасение души и Царское служение Христа, котрого представляет на литургии священник. Митра — обязательный элемент облачения предстоятеля на Божественной литургии; в некоторых случаях ее носят и диаконы.

Архимандриты одевают наперсный крест.

По облачении же глаголет:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя: яко жениху возложи ми венец, и и яко невесту украси мя красотою. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Плат: Омый, Господи, руце мои от всякой греховной нечистоты. Благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Епископ при совершении литургии помимо священнических одежд одевает также омофор, панагию, (патриарх — орла и палицу) и тиару (латинская митра без ленточек сзади, которые прикрепляются к вакасу)

 

вместо митры и посох с богато украшенным сулком. Также используется особый ручной крест с платком.

Хиротония новых пресвитеров

Цвета облачений следующие

Зеленый — Свв. Апостолов, Свв. Патриархов, Свв. Мучеников и Свв. Подвижников.

Синий — Свв. Патриархов и Свв. Подвижников

Золотой (желтый) — Свв. Царей, Св. Ковчега и в праздник Шохакат.

Красный — Св. Вардана, Св. Вкмч. Георгия, Св. Саркиса, всех праздников посвященных Св. Кресту, Великая Суббота, Пятидесятница, Св. Эчмиадзина, Вербное Воскресенье.

Белый — Св. Пасха, Рождество Христово, Преображение Господне, Богородничные Праздники, на вечерних Богослужениях накануне воскресных дней (также допускается в праздник Шохакат наряду с желтым цветом).

Фиолетовый (или черный) — на богослужениях Великого Поста и погребении.

5. Коптская ортодоксальная церковь

Облачения коптской церкви сходны с сирийскими, но имеют некоторые отличия.
1. Амикт (Taylasan) — капюшон, покрывающий голову и плечи. Он символизирует шлем спасения и имеет сходство с солдатской каской. Означает духовное бодрствование во время молитвы. Он выглядит как корона, которую священник надевает, служа литургию.
2. Стихарь (далматика, альба — Tuniah) длинная белая льняная одежда украшенная крестами спереди, сзади и по рукавам. Напоминает об ангельской чистоте священника. Стихарь имеет разрезы на одном или обоих плечах, с пуговицами и петлями.
3. Пояс. Это полоса шелковой или льняной ткани, украшенная золотыми или серебряными крестами. В настоящее время используется только епископами — в древности был частью и священнического облачения. Носится поверх епитрахили, крепится спереди серебряной застежкой. Символизирует достоинство и набожность (Ис. 11,5). Также означает бдительность и осторожность (Лк. 12, 35). Ассоциируется с кожаным поясом св. Иоанна Предтечи (Мф. 3,4) и видением св. Иоанна Богослова Христа, облеченного в белые одежды с золотым поясом (Откр. 1, 13)
4. Епитрахиль (patrashil). Прямоугольная шелковая и хлопчатая полоса приблизительно 180 см на 23 см, с вырезом для головы у края и украшенная крестами. На епископской епитрахили вышиты фигуры 12 апостолов. Символика епитрахили отражена в словах псалма 133, 2-3, которые поёт на облачение патриарха диакон.
5. Поручи.
6. Фелонь (Bornos)
7. Митра (шапка священника). Епископ обычно носит позолоченную митру подобно 24 небесным старцам Апокалипсиса (4, 4). Также символ Христа во славе, и власти, данной Богом своим первосвященникам (2 Кор.10, 8; 1 Кор 4, 4). Раньше и диаконы носили за литургией белые шапочки, украшенные иконами и крестами.
8. Архипастырский жезл. Украшается пересеченными змеями, используется во время процессий и богослужения. Есть также простой посох, как символ власти.
9. Наперсный крест на цепи, обычно кожаный, серебряный или золотой, носится клириками как знак отличия и духовной силы.
10. Мантия (burnus) верхняя литургическая одежда в виде широкого шелкового (хлопчатого) плаща без рукавов, украшенного крестами. Носится священниками и епископами, у которых на мантию нашивается особая щитовидная ткань, расшитая драгоценными камнями.

Приложение:

Особенности папской дореформенной мессы
Торжественная архиерейская месса, совершаемая папой в соборе Св. Петра до реформ II Ватиканского Собора имела свои специфические особенности. В папской мессе кардинал-епископ действует как сослужащий священник, кардинал-диакон — как диакон, an auditor of the Rota как иподиакон, другие действия выполняются прелатами, приближенными к трону понтифика.

Процессия кардиналов, епископов, прелатов и тех, кто составляет папскую капеллу согласно своему рангу и в определенном порядке предшествует папе при входе в Собор св. Петра. Папа, облаченный в фальду, амикт, альбу, пояс, наперсный крест, епитрахиль, плювиал (мантию) и тиару вносится в базилику на особом кресле-носилках sedia gestatoria под балдахином с двумя опахалами по обеим сторонам и семью аколитами (помощниками) окрест него.

Во вратах папу встречает кардинал-пресвитер и собор каноников. Папа посещает (капеллу) Святых Таин, и шествует к малому трону for terce, где принимает поклонение от кардиналов, епископов и аббатов.

Во время пения псалмов, папа читает приготовительные молитвы к мессе, во время которых он надевает котурны и сандалии, а затем поёт молитву of terce.
После этого с папы снимаются все облачения вплоть до пояса, папа омывает руки и одевает субчинкториум, наперсный крест, фанон, епитрахиль, тунику, далматику, перчатки, фелонь, паллиум, митру и кольцо. Посох или жезл не используется. Затем папа преподает поцелуй мира последним трем кардиналам-пресвитерам.

Апостол читается сначала на латинском языке иподиаконом, затем на греческом греческим иподиаконом. Также и Евангелие сначала читается на латыни кардиналом-диаконом, а затем на греческом греческим диаконом.
Когда воздвигается Хостия и Чаша папа поворачивается полукругом к стороне Евангелия и Апостола.

После лобызания мира с ассистирующими пресвитерами и диаконами папа идет к трону и там стоя принимает причастие.

Диакон полагает дискос с Хостией, покрытый звездицей, в руки иподиакона, покрытые linteum pectorale, который относит дискос к трону.

Затем диакон приносит Чашу папе к трону. Папа вкушает малую часть Хостии и испивает из Чаши через небольшую трубку, называемую fistula.

Затем папа делит оставшуюся часть Хостии и причащает ею диакона и иподиакона, подает им лобзание мира, после чего принимает вино очищения и омывает пальцы в небольшой чаше.

Диакон и иподиакон, вернувшись к алтарю, потребляют Чашу через фистулу, иподиакон вкушает часть Хостии в Чаше, и оба испивают вино очищения из чаши.

Папа возвращается к алтарю, чтобы завершить мессу.

После благословения сослужащих иереев объявляется полная индульгенция.
После чтения последнего Евангелия папа садится в sedia gestatoria, одевает тиару и исходит из храма подобно тому, как вошел в него.

Источники в Интернете:

1. http://members.ozemail.com.au/~acolyte/Roman%20Catholic%20Vestments/ 
2. http://sor.cua.edu/Vestments/index.html
3. http://www.religio.ru/arch/22Dec2005/news/11838.html
4. http://www.newadvent.org/ 
5. http://www.catholic-pages.com/dir/vestments.asp
6. http://www.religionfacts.com/christianity/things/vestments.htm
7. http://www.truecatholic.org/massitems.htm
8. http://www.costumes.org/History/100pages/religious_costume.htm
9. http://www.armenianchurch.net/worship/resources.html
10. http://landru.i-link-2.net/shnyves/vestments.htm
11. http://www.kencollins.com/glossary/vestments.htm 
12. http://www.luzarvestments.co.uk/ 
13. http://www.chgs.umn.edu/Visual___Artistic_Resources/

14. http://dappledphotos.blogspot.com/2005/09/papal-tiara.html

Armenia/Early_Armenian_Religions_and_C/early_armenian_religions_and_c.html

15. http://concourt.am/1700/echmiadz/Treasure/RusEng/treasur.html

Автор приносит особую благодарность клирику Армянского Иерусалимского Патриархата архимандриту Гевонду за ценные замечания по облачениям Армянской Церкви.