Голливудское уродство

Материал из Посмотре.ли
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Hollywood Homely, Generic Cuteness, Informed Deformity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
Жили-были три сестры, одна из них была некрасивой и не могла найти жениха… угадайте, которая?

Весьма распространённое явление в американском кино и сериалах: персонаж, которого называют «так себе» и «ничего особенного», выглядит весьма симпатичным; персонаж, которого называют уродливым — выглядит обыкновенным, как ты, я и сосед по подъезду, персонаж, которого называют «симпатичным» — красив, как античный бог.

Почему так? Потому что всем заправляют продюсеры, а они прекрасно знают: красота продаёт и продаётся.

Нередко «уродливость» отыгрывают при помощи грима, плохо сидящей и неподходящей по цвету одежды, страшных очков и брекетов, освещения, дурацкой прически. Если планируется волшебное преображение персонажа, всё это заменяется на более удачное и подходящее — вуаля, из чудовища сделали красавицу… а зритель, идиот такой, как будто и не видел, что актриса была красивой с самого начала.

На самом деле, тут большую роль играет культурное и лингвистическое различие в понимании слова «красивый» между англо-американским протестантским миром и другими цивилизациями. Так, в 1986 году в США вышла уже четвёртая редакция шкалы Стэнфорд-Бине для измерения IQ у детей от трёх до 18 лет. Среди прочих заданий там имеется и задание на «эстетическое сравнение», в котором ребёнку предъявляются три пары рисунков людей и задаётся вопрос: «Кто тут красивый, кто — нет?» Суть правильного ответа, по мнению авторов теста, в том, что красивым человеком испытуемый должен назвать опрятно одетого и удачно причёсанного, а лохматого замарашку признать некрасивым. Если ребёнок считает иначе, с него снимут баллы за уровень развития интеллекта! Конечно, людьми, не принадлежащими к американской культуре, такая позиция многократно критиковалась, но американцам кажется, что всё в порядке. Видимо, у них принято воспринимать человека в качестве целостного образа, не принимая в расчёт вариабельность либо постоянство тех или иных характеристик его внешности.

В отечественной и европейской кино- и телепродукции принят более реалистический подход. Но всё же…

Родственный троп — похорошеть в адаптации. Только в нашем случае никакой адаптации нет, есть когнитивный диссонанс между тем, что нам рассказывают, и тем, что показывают.

Подтроп — голливудская полнота.

N.B. Случаются варианты и обратные. Актёра/актрису берут на роль красавца/красотки только из-за того, что он(а) в прошлом часто играл(а) такие типажи, хотя объективно исполнитель явно уступает внешне партнёрам по съёмочной площадке (в силу возраста, например). Причина? Не только красота, но и имя делает кассу.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Гару (Пьер Гаран) и В. Петкун (да чего уж там, практически любой актёр) в роли Квазимодо. В фильмах, что интересно, горбун изображён куда-а страшнее.
    • Хоть и в фильмах Квазимодо обычно не показан и вполовину таким же уродливым и страшным, каким он был в романе. Чаще — умеренно некрасивым и трогательным, так что становится непонятно, как он может вызывать у окружающих страх и отторжение вплоть до ненависти.
      • Тот случай, когда это объективная необходимость. «Изуродовать» актера гримом можно, но только до определенного уровня, а найти кого-то, похожего на книжного Квазимодо, более чем затруднительно.
    • В ту же степь, кстати, — весьма привлекательный Александр Маракулин в роли Клода Фролло, рано состарившегося и облысевшего и не вызывавшего у Эсмеральды никаких чувств, кроме отвращения. Серьёзно, когда на сцену выходил этот Фролло, возникал закономерный вопрос, чего ещё Эсмеральде надо.
    • Даниэль Лавуа в роли Клода тоже весьма привлекателен, даже в поздних постановках, где он отыгрывает свою роль изрядно постаревшим. Да под каждым видео с мюзиклом «Нотр-дам» обязательно найдутся комментарии по типу: «Если этот Фролло Эсмеральде не нужен, можно, я его себе заберу?».
  • Семейство Маджере в «Последнем Испытании». Рейстлин откровенно балансирует на грани зловещей долины, а вот те, кто его поёт… Руслан Герасименко канонично высок и тощ, как жердь, но назвать его внешность отталкивающей всё равно что назвать океан сухим. Пышущий здоровьем Евгений Егоров ни разу не выглядит «ущербным и больным» и, согласно фанатской шутке, готов выбить Врата в Бездну с ноги и навалять Такхизис голыми руками. Новичок Андрей Бирин вообще похож на мелкопоместного дворянчика вроде Люциуса Малфоя, упитанности соответствующей. А из Карамонов вообще ни об одном язык не повернётся сказать «зарос жирком и обрюзг» — Ростислав Колпаков так вообще заметно тощее Бирина, хотя глупую рожу строит непревзойдённо.
    • Справедливости ради, в исходной книге оба героя должны преобразиться по ходу сюжета. Карамон сбросить вес и завязать со спиртным за время карьеры гладиатора, а Рейстлин — избавиться от отъедающего жизнь проклятья в ходе путешествия во времени. Правда, в мюзикле эти линии урезаны: карьера гладиатора ограничилась одним боем, а цель, с которой Рейстлин отправился именно в Истар, осталась неназванной.
    • Ситуацию попытался исправить Ярослав Баярунас, старательно игравший именно книжного Рейстлина (ИЧСХ, похваленный за это даже Кругловым), благо телосложение теловычитание в кои-то веки почти соответствует. Получилось… ну, то, что получилось.
  • Мюзикл «Cats» — Гризабелла.

Кино[править]

Троп обильно используется в молодёжных комедиях, когда нужно показать изгоев и неудачников (в сериалах тоже).

  • Эллисон из «Клуба „Завтрак“» считается изгоем, странной и некрасивой. В конце фильма с помощью других героев даже кардинально меняет стиль на более традиционный. Хотя ее вызывающее поведение действительно могло отталкивать людей, мало кто сегодня скажет, что она некрасивая. А многим (включая саму актрису Элли Шиди) ее около-готический стиль нравится намного больше, чем гламурный образ, который героиня приобретает в финале.
    • Хотя в те времена, когда снимался фильм, даже у самой актрисы были проблемы с карьерой из-за внешности. Продюсеры часто напрямую говорили ей, что она недостаточно сексуальная. Да и сам фильм в свое время и без того подвергся критике от поколения Х за «бунтарство». Очевидно, смена внешности — одна из попыток режиссера хоть как-то угодить старому поколению.
  • «Недетское кино»: популярный парень Джейк заключает пари, что сможет сделать красотку из дурнушки Дженни. «Уродство» последней заключается в заляпанном краской комбинезоне (она художница) и собирании волос в хвост. Актриса, естественно, вполне симпатична (это Кайлер Ли). Для пущей комичности герой соглашается исправить чуть ли не сиамских близнецов, лишь бы не её. Здесь очевидная пародийная отсылка к фильму «Это всё она» (см. ниже).
  • «Никки — дьявол-младший»: и сам Ник, и его пассия выглядят вполне нормально, но у первого нарочно искривлено лицо, вторая носит очки и старомодную одежду.
  • Экранизация «Противостояния» Кинга. Гарольд в фильме — ботаник со вполне конвенциональной внешностью, по книге — весьма гадкий задрот с лишним весом. Да, тут различие текста и экранки, но отношение окружающих к персонажу-то (и его к миру) остаётся прежним, да и не зря же три прыща ему нарисовали.
  • «Бессердечный»: какое-то мутное красное пятно на лице у Стёрджесса заставляет девушек бежать в панике, а героя — продать душу дьяволу за красоту.
  • «Факультет» — Стоукли. По сценарию, она одевается в чёрное, носит ошейник, ярко красится и притворяется лесбиянкой из-за того, что сильно комплексует по поводу своей внешности. Педаль в асфальт — Стоукс выглядит привлекательнее и интереснее всех прочих героинь фильма и скорее похожа на Мисс Фансервис.
    • Закомплексованным на почве внешности становятся не те, кто действительно некрасивы, а те, кого некрасивыми регулярно называют. Получается необузданная догадка: Стоукли психологически травмирована, отсюда ее замкнутость и бунтарство в том числе. Кстати сказать, в других разделах есть примеры, которые демонстрируют аналогичный эффект.
  • Инверсия тропа с педалью в пол — Кира из германовской экранизации «Трудно быть богом». Девушка совершенно обычная, невзрачная, даже слегка нескладная, но по сравнению со страшными харями, которыми так и пестрит фильм, действительно кажется красавицей.
  • «Унесённые ветром» — Мелани почему-то считают невзрачной, хотя её играет красавица Оливия де Хевиллэнд. Невзрачная она разве что по сравнению со Скарлетт, и то только из-за ярких нарядов той.
    • Инверсия с её муженьком: в книге Эшли Уилкс — сказочный утончённый красавец, в начале действия совсем молодой. Играет его невзрачный, грубоватый и сорокашестилетний (что очень заметно) Говард Лесли. И, увы, это не тот случай, когда талант превыше внешности.
    • Его сестра Индия Уилкс — «дурнушка, засидевшаяся в девах». Ее играет Алисия Ретт, которая вполне может поспорить красотой с Вивьен Ли.
  • «Джейн Эйр»:
    • Рочестера делают прямо-таки секс-символом. Тимоти Далтон и Майкл Фассбендер — педаль в пол.
    • Главную героиню тоже приукрашивают — например, Джейн в исполнении Мии Васиковска никак не тянет на простушку. А звучащие в экранизации 1943 года, слова Джейн «Если бы Бог дал мне хоть немного красоты…» звучат просто смешно, когда их говорит Джоан Фонтейн. Разве что Зила Кларк как-то тянет на невзрачную девушку, какой героиня описывает себя.
    • А вот с Самантой Мортон в экранизации 1997 года стопроцентное внешнее попадание.
  • «Призрак Оперы» 2004 года — педаль в пол: вот этот мужественный мускулистый красавец с небольшим ожогом на лице страшно пугает всех своим уродством? Не смешите мои тапки.
  • «Чудо» 2017 года — Август, главный герой одноимённой книги Р. Дж. Паласио, невероятно, отталкивающе уродлив. У него нет скул, деформированы нос и рот, почти отсутствует подбородок[1]. Его лицо вообще трудно назвать человеческим. Самые стойкие люди, увидев его впервые, на некоторое время застывают и теряют дар речи, большинство отворачиваются или быстро уходят, нервные начинают блевать или убегают с криками. В фильме мы видим вполне симпатичного мальчишку с носом несколько необычной формы (но такой же у его отца) и шрамами на щеках. Реакция отвращения и избегания, которую демонстрируют его одноклассники, выглядит явно преувеличенной.
  • «Прислуга» — Скитер Филан нередко называют в лучшем случае дурнушкой, в худшем — уродиной. Эмма Стоун имеет специфическую внешность, но ей явно далеко до таких эпитетов. Хотя гримёры постарались с очками и причёской хоть как-то приблизить к книге.
  • «Банды Нью-Йорка» — когда герой Лео диКаприо попадает к бандитам, главный злодей угрожает так изуродовать его смазливое личико ножом, что родная мать его не узнает. Когда мы в следующий раз видим персонажа, его сперва показывают со спины, идущим по улице, а люди останавливаются, чтобы поглазеть на него. Тут камера поворачивается, и зрители видят изображение… по-прежнему красивого Лео. Единственная разница — небольшой шрам на щеке, который в некоторых сценах даже трудно заметить.
  • Зигзаг в дилогии кинофильмов о Скуби-Ду. Главная красотка команды Дафна выглядит, конечно, не уродиной, всё-таки исполняющая её Сара-Мишель Геллар со времён Баффи, мягко скажем, не похорошела. Любимец девушек Фрэдди усилиями гримёров выглядит в лучшем случае неестественно, в худшем — пугающе. Зато дурнушке Вэлме досталась актриса весьма красивая и на личико и на фигурку, а очки её только украшают. Как пошутил один видеоблоггер, «зачем комплексующая Вэлма вообще обращается за советом к Дафне, если выглядит на два порядка лучше?»
  • «Наказание»: по аналогии с предыдущим примером, не верится, что главная героиня (весьма симпатичная девушка) была бы изгоем в реальной школе. Подумаешь, веган!
  • «Страшно красив» — Кайл Кингсон после проклятия. Ну да, внешность у него стала весьма… своеобразной, но ничего по-настоящему омерзительного. Более того, некоторые зрители считают, что после преображения Кайл стал гораздо симпатичнее — он теперь не такой смазливый.
  • «Хроники хищных городов» — Эстер Шоу. В фильме её аккуратные шрамы не всегда заметишь на пухлом лице даже при крупных планах. В книге «Смертные машины» же это худая высокая девушка, чья изуродованность подсвечивается каждым вторым встречным: «Она была не старше Тома, но до чего уродлива! Ужасный шрам рассекал ее лицо ото лба до подбородка, отчего выглядело оно как портрет, разорванный надвое. Рот перекосило в вечной ухмылке, нос расплющило, а единственный глаз смотрел на него из этого кошмара, серый и холодный, как море зимой» (Том Нэтсуорти впервые видит лицо Эстер)
    • При этом сцену на рынке рабов, когда героиню называют уродиной и соглашаются купить только на мясо, по самой низкой цене, в сюжете оставили. В мире — постапокалипсис, а на девушку с внешностью Геры Хилмар не нашлось покупателя из-за тонких шрамов на щеке!
    • Причём всё это ещё и подсвечено в книге-первоисточнике. В третьей части цикла ГГ смотрит обложку книги, посвящённую её подвигам, и удивляется: «Неужели вот эта белокурая красавица с едва намеченным шрамом на щёчке — я?!»
  • «Гарри Поттер» — Гермиона. Впрочем, когда Эмму Уотсон утверждали на роль, никто не знал, в какую красавицу она вырастет, а её «заурядную» внешность стали упоминать только с четвёртой части, раньше герои просто девушками не интересовались.
    • Из-за этого сцена появления Гермионы на Святочном балу оказалась безнадёжно запорота. Планировался эффектный выход в стиле тропа Да она красавица!, но в итоге решительно непонятно, почему массовка так изумляется при виде и без того красивой студентки, сменившей школьную форму на вечернее платье.
  • «Анжелика» — «шрам» на лице де Пейрака выглядит крайне ненатурально, однако почти не портит его. В отличие от книги.
  • «Первому игроку приготовиться» — Art3mis, она же Саманта Кук, имеет в реальном мире родимое пятно на лице, которое выглядит как любопытная татуировка и вряд ли может считаться уродством в привычном понимании. Да ещё она прячет это пятно с помощью спадающей чёлки а-ля «Джессика Рэббит».
    • Вспоминаем про гнобление «странных» девушек. Саманте могло хватить одного-двух раз, чтобы самой поверить в своё уродство и всячески его прятать.
  • «Красотка на всю голову» — фильм пытается убедить нас, что главная героиня безобразно жирная, настолько, что под ней ломаются тренажёры, а в магазинах одежды не продают её размер. Ну-ну.
  • «Дрянные девчонки»:
    • Кэйди (Линдси Лохан) считается некрасивой только потому, что собирает волосы в хвост, не красится и носит джинсы.
    • Позже некрасивой начала считаться Реджина (Рэйчел Макадамс), потому что потолстела, когда Кэйди подсунула ей протеиновые батончики под видом средства для похудения. Судя по виду Реджины, набрала она килограмма полтора. Причём стройная девушка, комплексующая из-за пары лишних килограммов — ситуация вполне реалистичная, но тут её никто даже не пытался убедить в обратном.
  • «Тёмное зеркало» — на первый взгляд, троп налицо: главная героиня — закомплексованная школьница, чей отец настаивает, чтобы она каждое утро маскировала недостатки своей внешности при помощи косметики, а на выпускной намерен подарить ей пластическую операцию, обещая превратить её в красавицу. Угу, девушку с внешностью Индии Айсли! Субверсия: Мария прекрасна и по меркам персонажей фильма, а вот к папаше имеются определённые вопросы…
  • Нетфликсовский фильм «Дылда» (не путать с отечественной лентой Кантемира Балагова того же 2019 года) — главная героиня Джоди, обладающая всеми задатками супермодели или, по-крайней мере, баскетболистки, весь фильм громко страдает на тему того, что рост 1.85 и 46-й размер обуви — это сущее проклятие, хуже которого не может быть вообще ничего. При этом, разумеется, единственный человек сопоставимого с ней роста на весь город — это случайно пролетавший мимо студент по обмену из Швеции, настоящий викинг. Другие персонажи в упор не замечают тот простой факт, что Джоди с макияжем так же симпатична, как Джоди без макияжа, — ей он попросту не нужен! Но нет же, все обращают внимание только на её якобы вызывающий отторжение рост.
    • Справедливости ради, высокий рост и большой размер ноги вполне тянут на невероятно отстойный дар, когда дело касается одежды и обуви. Многое приходится либо покупать в специализированных фирмах, либо шить на заказ, что неслабо бьёт по бюджету.
  • «Мисс Конгениальность» — Сандра Баллок даже в очках и мешковатом свитере никак не тянет на «гадкого утёнка», хоть тресни.
  • «Бимболэнд» (в русском прокате почему-то «Красотки») — как ни пытались слепить синий чулок из Жюдит Годреш, «волшебное преображение» вышло на редкость неубедительным. Ещё неубедительнее вышли сцены, где шеф упорно не признаёт свою подчинённую в эффектной «бимбо». Девушка всего лишь сняла очки и подкрасила губы! Даже у допустимой жанровой условности должны быть свои пределы.
  • «Это всё она» — главная героиня-художница считается некрасивой из-за того, что собирает волосы в хвост, носит очки и любит винтажную одежду. Забавно, что по современным меркам она выглядит скорее дерзкой хипстершей, чем серой мышкой. А её прекрасный образ на выпускном балу сегодня может показаться старомодным.
  • «Zombieland 2: Контрольный выстрел» — внезапная инверсия IRL: множества пинков от критиков удостоилась Эбигейл Бреслин, которая, дескать, некрасиво располнела. Вы это серьёзно? Она выглядит просто отпадно!
  • «Я худею» — хоть Александра Бортич для роли и поправилась на целых 20 кило, но всё равно остаётся приятной милахой, просто чуть полноватой (платья надо грамотно выбирать). Парень, бросивший её ради той худой селёдки, выглядит полным идиотом (впрочем, он и по сюжету оказывается пустышкой).
  • «Маленькие женщины» — пресную Джо стабильно играют симпатичные актрисы вроде Вайноны Райдер или Сирши Ронан.
  • «Призраки Гойи» — отчаянно некрасивую и начисто лишённую обаяния королеву Марию Луизу Пармскую (кто не верит — прошу обратиться к полотну Гойи «Портрет семьи Карла IV»: уж как художник ни льстил модели, но он тут оказался бессилен) играет не классическая красавица, но чрезвычайно обаятельная и милая Бланка Портийо. Поэтому сюжетный поворот со впадением Гойи в немилость из-за того, что на его портрете «королева не молода и не прекрасна», оказывается слит: и модель вполне привлекательна, и портрет получился очаровательным.
  • Индийский фильм «Истина, любовь и красота» 1978 года — сюжет фильма строится на том, что в детстве главная героиня обожглась маслом и часть ее лица и шеи покрыты большим рубцом. Зрелище, конечно, неприятное, только вот никакие важные детали лица не задеты и она по-прежнему выглядит как симпатичная девушка, да и сам ожог видно только под определенным углом, так что героиня успешно скрывает его волосами или платком.
  • Майкл Бэй в интервью как-то сказал, что специально искал на роль главной героини фильма «Перл-Харбор» страшненькую актрису — Кейт Бекинсейл. Разве Кейт Бекинсейл страшная? А ее героиня? Кому из зрителей это вообще в голову может прийти?
  • «Повелитель стихий» (фильм про Аватара Аанга). Ужасный шрам Зуко почти незаметен, в то время как в мультсериале он был очень ярким и на половину лица.
  • Фильмы по книгам Стивена Кинга:
    • «Воспламеняющая взглядом»: лицо агента Рэйнбёрда в книге выглядит чудовищно — исполосовано шрамами после взрыва мины, а вместо левого глаза красуется дыра. Рэйнбёрд умышленно не делал пластическую операцию и не носил стеклянный глаз, максимум прикрывал дыру повязкой по особым случаям. В фильме 1984 года глаз у него на месте, лишь с не особо заметным бельмом, а то, что изображает шрамы рядом с глазом, больше похоже на морщины. У Рейнбёрда же из фильма 2022 вообще уродств нет, зато есть сверхспособности.
    • «Худеющий» — у цыганского барона Лемке в фильме лишь большая вавка на носу. В книге у него вообще носа не было — отгнил то ли от сифилиса, то ли от рака, то ли чёрт знает от чего.
  • Барби — обыгрывают троп со сломом четвертой стены. Когда Барби рыдая говорит «Я страшная и никому не нужная» появляются титры «Да, актриса Марго Робби не очень подходит для этой фразы»

Телесериалы[править]

  • «Королёк, птичка певчая» 1986 г.:
    • Ихсан-бей. Ну да, шрам на щёку и полшеи, и что? Герой по-прежнему выглядит мужественным и симпатичным, и все его душевные метания на тему «кому я нужен, такой урод» — странные.
    • Мюжгян. В книге про неё говорится, что она была «очень некрасива» и комплексовала по этому поводу, а в фильме — девушка как девушка. Не королева красоты, но и не дурнушка.
    • Во всех экранизациях книги (а их три, включая очень вольный и провальный сериал 2013 г.) Кямрана делают гораздо мужественнее, чем в книге. В книге это манерный блондин с тонким станом и явно женоподобным лицом. Из-за этого над ним всё детство потешалась главная героиня. В фильме её фраза «Ты так увлёкся разговорами о нарядах, что я думаю — Аллах по ошибке создал тебя мужчиной» тоже выглядит странно.
  • Angel — Дойл боится приударить за Корделией, потому что считает себя «страшненьким». Да ладно!
    • Справедливости ради, тут ещё стоит добавить, что Дойл полудемон, а Корделия как-то раз случайно ляпнула, что терпеть не может демонов. А Дойл из-за своего происхождения комплексует.
  • «Баффи — истребительница вампиров»: Ксандер и Уиллоу, школьные изгои, которые долгое время не могли найти себе пару… их играют Николас Брендон и Эллисон Ханниган!
  • «Не родись красивой»: над Нелли Уваровой постарались ещё больше, чем над Америкой Феррера — жуткие очки, брекеты, дурацкие косички, уродская одежда старушечьих фасонов и расцветок (справедливости ради, попадаются среди них и вполне нормальные шмотки — но, как правило, они либо не идут конкретно Кате, либо Катя их, в силу отсутствия вкуса, плохо комбинирует). А что недобрали гримёры и костюмеры — то уже сама актриса добирает дурацкими ужимками и РОЖАМИ.
    • Сюда же — группа её коллег с коллективным названием «женсовет», которые во вселенной не считаются красивыми. Как минимум трёх из пяти значительная часть аудитории безоговорочно назовёт красивыми.
      • Впрочем, в основном на их «уродство» напирал всё-таки Милко — эстет и капризная примадонна, которому вообще мало что нравится. В остальном же — как будто бы ни у кого не проскакивало (даже наоборот — Машей несколько раз соблазнялся главный зималеттовский ловелас Малиновский; на Светины, кхм, изгибы заднего фасада весьма недвусмысленно поглядывал Александр; Шура, как и Катя, носит брекеты — но на них никто не обращает внимания). А в общественные места (например, на те же показы) их не пускают не из-за внешности, а из-за того, что они хабалистые «дикие бабы» и элементарно не умеют себя вести.
    • Субверсия, когда Жданов получает по морде и гримирует разбитое лицо — дизайнер Милко, гей откровенно издевается над «макияжем», разными комплиментами оттаптываясь по легкой гомофобии своего босса. Вот только с учетом обычного грима, софитов, постобработки и на типичном тогда кинескопном телевизоре через аналоговую антенну[2] это не было заметно.
    • Собственно, «Дурнушка Бетти» (Yo Soy Betty La Fea), чьей адаптацией является «Не родись красивой», и остальные ремейки: индийский Jassi Jaissi Koi Nahin, немецкий «Любовь в Берлине», голландская «Лотта», американская Ugly Betty, и так далее. Во всех этих сериалах на главные роли берут красавиц, которых гримируют одинаково — одежда, прическа, брекеты и очки. Немалую долю уродства оригинальной Бетти составляла челка — когда челку отрезали и подобрали приличное платье, героиня сразу преобразилась. Отдельно стоит сказать о «Картеле уродок», прообразе «женсовета», где дылду Сандру с ее несуразными прическами, лошадиной статью и замашками базарной тетки (она то и дело лезет драться) играет красавица Марсела Посада.
  • Куча сериалов о дурнушках, которые не являются ремейками «Бетти»: самые знаменитые — «Женщина в зеркале» (La Mujer en el Espejo) и «Моя прекрасная толстушка» (Mi Gorda Bella). Во втором случае к дурацкому платью и косичкам-баранкам добавился лишний вес, который героиня успешно скинула, оказавшись девицей модельной внешности. Но в плане отношений с героем у «Толстушки» — субверсия: тот любит её именно пухленькой, и похудевшая она ему нравится, но… «а толстой была бы краше».
  • «Аббатство Даунтон»: среди трёх сестёр Кроули Эдит считается дурнушкой. Может, места, где она некрасива, скрыты глубоко под одеждой? Потому что в открытых местах она красива.
  • «Теория большого взрыва» — Эми в исполнении Майем Биалик. Ну, как сказать… Но актрисе-то уже за сороковник! Как минимум, Леонард считает Эми красивой.
    • Майем берет килотонной харизмы и прекрасной актерской игрой. Внешность у нее довольно очаровательная и милая, но тяжеловата челюсть и не очень аккуратный нос присутствует. А вот Бернадетт под троп подходит лучше. Играющая её Мелисса Ройч — откровенная красотка, да еще и фигуру сексапильной Дюймовочки имеет (низкий рост (всего 150 см), тонкая талия и пышные формы). Но в первых сериях с её появлением её пытаются позиционировать, как милую серую мышку (Говард, будучи идиотом, сомневается насчет того, стоит ли ему связывать жизнь с «не очень эффектной девушкой», в другой серии искренне удивляется, что её бывший парень — высокий симпатичный афроамериканец и т. д.). Так же: если никто не может понять, как «невзрачный ботаник» Леонард смог охомутать красотку Пенни, то в случае с Говардом-Бернадетт больше удивляются именно тому, что умная девушка согласилась быть с инфантильным любителем шуток за 300 (примерно такое же недоумение у персонажей вызывает связь Эми с «инопланетянином» Шелдоном). Да и внешность её обычно комментируют с точки зрения её маленького роста. Впрочем, со временем создатели одумываются и делают Берни победительницей всевозможных конкурсов красоты, пусть и детских, а еще она попала в список «самых сексуальных женщин-ученых», и ее приглашали сняться в журнале, что вызвало недовольство Эми.
  • «Первые поцелуи» — на симпатичную Магали Мадисон надели очки, и вот она в роли главной дурнушки Аннет, хоть чертами лица не уступает признанным красавицам Жюстин и Изабель.
  • «Игра престолов»:
    • Бриенна Тарт и Арья Старк. Описание в духе родственного тропа — здесь. Но всё-таки наличие сабжа налицо: принять Арью за мальчика и постоянно угорать с Бриенны при заявленном экстерьере выглядит не совсем логично.
    • Впрочем, насколько Бриенна некрасива в книге — на этот счёт мнения расходятся. Некоторые художники-фанартщики считают (и обосновывают), что перебитого носа, большого рта и лохматых волос «как солома» достаточно, чтобы соплеменники считали её некрасивой. В итоге на свет появляются арты, где Бриенна вполне себе симпатичная (для современного землянина).
    • Дочери Уолдера Фрея легендарно уродливы. Настолько, что даже Кейтилин Старк не может сказать об их внешности ничего хорошего. Перспектива жениться на одной из них побуждает Робба нарушить свое брачное обещание и вместо этого жениться на хорошенькой Талисе . Когда зрители наконец видят этих дочерей, то остаются в недоумении — девушки как девушки, ничего особенного.
    • С прикрученным фитильком Тирион Ланнистер: в отношении к нему главное не то, что он некрасив (хотя несомненно, в книге он выглядит хуже, особенно после увечья), а то, что он, с точки зрения окружающих, неполноценен. Карлик — это в первую очередь неизлечимый больной, причём в отнюдь не отличающемся гуманизмом и толерантностью феодальном обществе. Тем не менее, в книге он описан ещё и уродливым внешне, чего о красавце Динклейдже сказать нельзя никак.
    • В эту же категорию попадает Сандор Клиган. Ну да, ожог на пол-лица, и что? Шрамы, как известно, мужчин только украшают. Стал одним из самых популярных персонажей для фанатского пейринга с Сансой Старк.
  • «Тюдоры» — «фламандскую кобылицу» Анну Клевскую играет вполне миловидная Джосс Стоун, которая в роскошных шоутаймовских костюмах смотрится только краше, так что Генрих выглядит не то что нечутким мужем, а ещё и подслеповатым. После развода одумался и даже пытался подкатывать.
    • Анна Клевская, судя по портретам (в том числе и написанным после развода, когда живописцы уже не имели стимула ей льстить), и в жизни была вполне себе. Возможно, Генриха разочаровала как раз скромность и кротость невесты: он предпочитал более раскрепощенных дам.
      • У Генриха к тому времени были серьезные проблемы со здоровьем, не исключено, что импотенция, так что он просто свалил все на то, что невеста некрасива.
  • «Счастливы вместе»:
    • Актёрам, игравшим Букиных, до обычной жизнью побитой нищей семьи далеко.
    • Вполне симпатичную на вид Лену в исполнении Юлии Захаровой считают некрасивой и неприятной, часто из-за короткой стрижки называют мальчиком (хотя в этом нет ничего плохого), сравнивают с курицей и попрекают из-за её фигуры.
      • Возможно, дело на самом деле не в ее внешности? Лена — довольно неприятный человек, а для основных мужских персонажей (в массе имеющих мизогинные убеждения) она и вовсе невыносима. Восприятие внешности и личнности человека и так-то взаимосвязаны, а с учетом того, что персонажам, которые ее дразнят, вообще свойственно вести себя по-детски… Однако, в первых сериях она ведёт себя весьма адекватно. Тут два варианта: либо странности в первой части, либо длительное общение с подобными мужскими персонажами сильно подпортило ей характер.
  • «Физрук» — Саша Мамаева, непопулярная девушка, которую обзывали жирной. Актриса была полновата, но не настолько, чтобы заслужить такое IRL. С прикрученным фитильком: актриса нарочно похудела для третьего сезона на 14 кг, так как героиня по сценарию должна похорошеть.
  • «Беверли Хиллз 90210» — редкий случай инверсии: героиня Тори Спеллинг по сюжету писаная красавица, а в реальности у актрисы мощная челюсть на любителя.
  • «Куприн. Яма» (2014) — красавица Катерина Шпица в роли проститутки Любки (по Куприну — «с некрасивым лицом»). Да и весь коллектив провинциального борделя средней руки там выглядит как элитное эскорт-агентство с хорошей ротацией кадров. Одна идеальная кожа чего стоит.
  • «Простые истины» продавили педаль в пол даже по сравнению с Голливудом. Особенно это касается девушек. Среди них есть первые красотки класса, и есть те, кто уступает им лишь самую малость (и то смотря на чей вкус). Одеты и гримированы все тоже вполне со вкусом. Поэтому язвительные комментарии персонажей по поводу внешности друг друга выглядят особенно неуместно.
  • «Крем» — Лиза Чайкина в исполнении Екатерины Копановой, по мнению автора правки, на дурнушку вообще не тянет (особенно если её по другому одеть и причесать).
    • Да и вообще Екатерина часто попадает под троп.
  • «Спальный район» — простите, но в каком месте Василиса в исполнении Ольги Красовской полная?
  • «Папины дочки» — Галину Сергеевну с её очками, косичками и неброской манерой одеваться часто называют некрасивой, хотя она вполне мила, ведь её играет красавица Лиза Арзамасова.
    • Помилуйте, в первых сезонах она далеко не мила. С возрастом Арзамасова расцвела, что да, то да, ну так героиня и по сюжету хорошеет. И в любом случае, у Арзамасовой нестандартная внешность, из-за которой подростки очень часто комплексуют.
  • «Екатерина» — любовницу Петра Третьего называют страшной, очень страшной. Девушка, что характерно, вполне симпатичная.
  • «Star Trek» — а вы знали, что Капитан Кирк полноват достаточно, чтобы корабельный врач ему советовал скинуть вес? Даже в форменном свитере в облипочку нужно хорошо присмотреться, особенно если для контраста нет жилистого Спока.
  • «Мачеха. Взрослые игры» — Ритку и Мышку считают некрасивыми из-за очков, причёсок (Ритка чаще всего ходит с хвостиком сбоку, а Мышка — с косичками), бедной одежды и отсуствия косметики.
  • «Школа» — Соня Каштанская и Даша Харитонова. Первую делали страшной с помощью немодной одежды и немытой головы. А вторая даже до преображения не тянула на дурнушку, даже когда получила ожоги.
  • «Универ. Новая общага» — Яну сравнивают с мальчиком из-за стрижки пикси (хотя, с каждым новым сезоном её волосы становятся немного длиннее, а к гранд-финалу и вовсе отрастают до каре) и любви к брюкам, хотя играет её довольно-таки симпатичная Анна Кузина.
  • «Гадалка», серия «Королева красоты» — Извините, но в каком месте Алла потолстела?
  • «Кризис нежного возраста» — Шура считается непривлекательной, хотя в реале парни вряд ли бы стали игнорировать девушку с внешностью Марии Поезжаевой.
  • «Чума!» — дочь барона Марта в исполнении Зои Бербер. Впрочем, некрасивой ее называют только два человека: папаша (который вообще стебется над всем, что видит) и гонец Уильям, который на ней женится, поскольку альтернативой была казнь. Когда его невеста Фелисия слышит его рассказ об этом («Я тебе клянусь, она старая, она страшная!..»), а потом видит Марту, с явным офигением констатирует: «Ничего ты тут зажрался в замке!».
    • Обоснуй: Вильям так говорит Фелисии, чтобы она его не ревновала. Как он на самом деле считает, по этим словам сложно судить.
  • The Witcher (Netflix) — зигзаг. По сюжету всем чародейкам перед первой командировкой к королевскому двору подняли уровень красоты за счёт специальной процедуры (заодно сопряжённой со стерилизацией[3] Йеннифэр убрали горб и исправили перекошенное лицо, но её однокашницы внешне не поменялись вообще никак. Вопрос: зачем они тогда проходили через процедуру? Обоснуй «Их просто стерилизовали в качестве платы за магию» не особо работает, поскольку к моменту процедуры все девушки уже полноценные чародейки, и это подсвечено. Дойлистский обоснуй: будь все выпускницы писаными красотками, появление Йеннифэр на балу вышло бы вовсе не таким эффектным.
  • «Война и мир» — и Наташа Ростова, и княжна Марья некрасивы, у последней хороши только те самые сидящие в печёнках у всех читателей лучистые глаза. В мини-сериале 2007 года первую играет модель Клеманс Поэзи, она же Флёр Делакур в «Гарри Поттере», героиня, отличающаяся прямо-таки гипнотической красотой. Вторая — роковая итальянская красотка Валентина Черви. В версии BBC роль Наташи исполняет новая Золушка Лили Джеймс, очаровательная по всем статьям, и у княжны Марьи, воплощённой на экране Джесси Бакли, хороши далеко не только глаза.
    • Наташа в книге некрасива лишь лет до 14, а потом резко хорошеет, и ее постоянно называют очень хорошенькой и прелестной самые разные персонажи и сам автор. А у Клеманс Поэзи внешность на любителя. Среди фанатов ГП хватает тех, кто был разочарован, когда Флёр Делакур сыграла именно эта актриса.
      • То есть «на любителя» — это ещё мягко сказано. Очень мягко. Для большинства Поззи в роли Флёр — яркий пример случая, когда внешность актёра явно не дотягивает до персонажа. А вот юная Наташа — невзрачная и неизящная — самое то.
  • «Зайцев + 1» — Филиппа Котова превратили в лузера-ботаника примерно теми же методами что и Катю Пушкареву — уродливой одеждой, странной прической и очками. Но если всё это убрать, то выходит симпатичный юноша с точеным подбородком, который едва ли будет неуспешен у девушек. На контрасте с ним смешнее выглядит Михаил Галустян, который играет его самоуверенное и альфа-самцовое альтер-эго.
    • Галустян хоть и не симпатичен, но харизматичен. И вообще это только зрители видят Галустяна в Фёдоре, с точки зрения сюжета, он выглядит так же, как Саша (логично, лицо и тело-то одно).
  • Happy!: Смузи нелицеприятно высказывается о внешности полицейской Мередит (причём ей в лицо и под дулом пистолета — вот настолько он отбитый). Даже незаслуженно обзывает «плоскодонкой». В действительности Мередит не особо следит за собой, но всё равно привлекательнее большей части женского кастинга. По сравнению с афроамериканским чудом — бывшей женой главгера — она вообще красотка.
  • «Элен и ребята» — Джоанна считается толстой и некрасивой, хотя выделяется на фоне остальных девушек разве что эксцентричным характером. Там же и Кристиан, которого считают некрасивым только из-за роста.
    • Лали постоянно упрекают в «лишнем» весе, хоть она и вполне стройная при высоком росте.
  • «Мятежный дух» — Фелиситас Митрэ неоднократно называют толстой. Ну, у девушки есть некоторый лишний вес, но её далеко до того чтобы это её уродовало. Дело в том, что абсолютно все остальные ученицы худые как тростинки, а каждая вторая выглядит так, словно сошла с обложки модного журнала. В таком окружении ты и выделяться будешь не лучшим образом, и комплексы станут цвести пышным цветом, канеш.
    • Максимо Камбэра из-за очков и зализанных волос считают жутким уродом, с которым девушка будет целоваться только за очень большие деньги.
  • «Дикарки»/«Дикие» — Марта сильно комплексует из-за своей внешности и говорит, что парни считают её отталкивающей. Внешность у Дженны Клаус, конечно, необычная — но вполне привлекательная.
    • Дот говорит, что в школе она была незаметным изгоем. Изгоем — возможно, но в то, что девушка со внешностью Шеннон Берри в принципе может быть незаметной — верится слабо. А она ещё и волосы в яркие цвета красит.
  • Mighty Morphin Power Rangers — Билли Крэнстон: чтобы превратить мускулистого красавчика Дэвида Йоста в «ботаника», на него надевали мешковатые свитера, комбинезоны (под которыми мускулатура была не видна) и тяжёлые неуклюжие ботинки. Ко второму сезону Билли сменил имидж, и… оказалось, что внешними данными он не уступает красному рейнджеру Джейсону.
    • Аналогично с Кендалл Морган в сезоне Dino Charge — актриса Клэр Блеквейлдер не только красивая, но и выглядит заметно моложе всего остального каста. Чтобы сделать из неё сурового синего чулка и заодно ментора (постарше других рейнджеров), костюмерам пришлось её «овзрослить» через строгие костюмы, причёски и очки.
  • В принципе троп с тем же успехом мог называться «дорамное уродство»: учитывая культ красоты в Южной Корее, на роли якобы страшненьких и непривлекательных героинь берут актрис с обычной внешностью и минимумом пластики. Например, для создания образа «уродины» часто изображают девушку с кудрявыми волосами. Западный зритель пожимает плечами — что тут такого уродливого? Но по корейским стандартам красоты считается, что вьющиеся от природы волосы — это некрасиво и неряшливо, а вот выпрямить их в салоне и завить на плойку — уже другое дело!
    • В «Игре в кальмара» хорошую беженку из Северной Кореи Кан Сэбёк играет подрихтованная и подкачанная топ-модель с укладкой, зато презираемая другими игроками «старушенция» Хан Миннё — обычная женщина под сорок, гораздо больше похожая на жительницу КНДР, чем Сэбёк. И как раз кудрявая от природы.
    • «Мой ID — Каннамская красотка» — зигзаг. Главная героиня и антагонистка по сценарию должны быть ослепительными красавицами, приковывающими всё внимание. Вот только в сериале окружают их те самые голливудскиедорамные некрасавицы модельной внешности, и на их фоне ГГ ничем не выделяется, а постоянные рассуждения на тему её красоты/роста/фигуры звучат довольно странно.
    • «Алые сердца Корё» — сюжет основан на том, что все боятся и сторонятся Четвертого принца Ван Со за то, что у него шрам вокруг глаза. По меркам корейцев шрам на теле и особенно на лице — страшное уродство, из-за шрама на теле в конечном итоге Хэ Су не смогла стать императрицей. Зато научила Со маскировать «ужасный шрам» тональником собственного изготовления, а еще полюбила его вместе с этим вопиющим уродством. Ведь влюбиться в Ли Джунки — такая сложная задача!

Мультфильмы[править]

  • Диснеевский «Горбун из Нотр-Дама» 1996 — Квазимодо тут совершенно нормально слышит, и его лицо выглядит вполне симпатично, но почему-то к нему все относятся, как к отвратительному уроду.
    • Еще сам Ностальгирующий Критик иронизировал над тем, насколько импозантным получился Клод Фролло, который по книге далеко не красавец.
  • «Ноев ковчег» — даже несмотря на наличие больших бёдер, назвать Кайриэл толстухой ну никак не получается.
    • Автор правки слышала, что в Латинской Америке (мульт Аргентинский) широкие бёдра так и вовсе являются эталоном женственности.
  • Таким во многих адаптациях показывают Гадкого Утёнка из одноимённой сказки Андерсена. Что, впрочем, не слишком противоречит сюжету оригинала — «гадкий» он в первую очередь из-за непохожести на остальных, нежели из-за дефектов.
  • «Дикие лебеди» (советская экранизация) — Элизу проклинают невероятным уродством. Это выражается в том, что она становится… Хм… Смуглой и черноволосой? Возможно, для персонажей это выглядит, как въевшаяся сажа, но черты лица и пропорции тела (вполне гармоничные, что в детстве, что в юности) у неё не меняются, и без «боевой раскраски» Элизу считают невообразимо прекрасной. Даже с поправкой на тогдашние каноны красоты (белая кожа — признак аристократизма) по меркам своего времени она бы скорее выглядела сельской простушкой, чем уродиной.
  • «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» — троп с чудесным преображением юмористически отыгрывается с инверсией: журналистка Саманта надевает очки и резинку для волос и становится ещё более прекрасной для главного героя.

Мультсериалы[править]

  • Неоднократно обстебано в South Park:
    • Родители Баттерса считают его обычное лицо — гримасой. Комизм в схематичной прорисовке персонажа, который ну никак не уродливее других детей с идентичными лицами.
    • Там же в «канадских» сериях имеется персонаж Уродливый Боб. По сюжету он уродлив настолько, что вынужден носить пакет на голове. Однако когда он снимает пакет, оказывается, что он выглядит точно так же, как и остальные канадцы. Все дело в том, что все канадцы в этом сериале — на одно лицо (еще более схематичное, чем у американских персонажей).
  • «Гриффины» — Мэг прорисована вполне нормально, но её дразнят уродиной. В одной из серий становится голливудской звездой, «чудесно преображаясь». Но, учитывая цинизм мультика, это всё может быть чисто психологическим эффектом. В серии про реалити-шоу о семье Гриффинов это обстебывается — Мэг заменяют голливудской красавицей, но ее героиня все равно продолжает типично подростковое нытье о своем «уродстве». И, судя по всему, зрители шоу на это ведутся. Ну, как бы Мэг не красива без одежды, в некоторых сериях это показано.
    • Существует мнение, что вообще шутки про Мэг — отображение психологического эффекта, то, как она воспринимает себя и окружающих. Этому противопоставляется Крис, который действительно тот еще «красавец», но отношение к нему совсем другое.
      • Не исключено, что это намеренный стеб над двойными стандартами общества: парню достаточно быть чуть красивее обезьяны, чтобы к нему относились лояльно, тогда как девушку аналогичной внешности могут и буллингу подвергнуть. Что с бедной Мэг периодически и случается.
  • Мультсериал о Бэтмене 90-х годов. В эпизоде «Скупые сезоны» фигурирует бывшая фотомодель, которая носит маску, стесняясь своего лица. По слухам, оно было изуродовано из-за неудачной пластической операции. Но когда полицейские срывают с девушки маску, перед зрителями предстаёт очень красивая молодая женщина. Просто из-за навязанных стандартов привлекательности, она не замечает, насколько она красива.
  • «Лига справедливости»: Вопрос считает себя редкостным уродом, но когда он удаляет маску, под ней виден вполне привлекательный молодой человек.
  • Daria — даже в толстых очках и мешковатой одежде ГлавГероиня на уродину вообще не похожа. А когда она в одной из серий оделась и подкрасилась как Квин, так вообще выяснилось, что по красоте она даже превосходит сестру.
  • «Симпсоны»: 
    • В одной из серий упоминается этот троп: трактирщик Мо, оказывается, в юности пробовался на роль уродливого персонажа в мыльной опере, но ему ответили, что им нужен голливудский урод, а не настоящий. Зато после пластической операции красавец-Мо смог получить ту самую роль в этом всё ещё идущем сериале.
    • У Лизы, оказывается, огромный зад.
      • Скорее всего, ей просто внушили это вредные девчонки в школе, а те взрослые, которые это подтвердили (садовник Вилли и Гомер), не особо умны и наблюдательны и, похоже, просто думали, что раз «все» так говорят, то так и есть. Да и было это только в одной серии.
  • «Как говорит Джинджер» — Джинджер можно назвать симпатичной (таковой ещё считает и Кортни) даже в рамках местной графики, но её считают серой мышкой из-за старомодной причёски, простой одежды (хотя почти вся школа так одевается) и отсутствия косметики.
    • Скорее даже не из-за этого, а из-за спокойного характера и любви к учёбе. Что, однако, не мешает Джинджер с лёгкостью заводить новых друзей и иметь покровительство Кортни.
  • Американский папаша — Хейли, хотя и не до уровня Мэг, но так же подходит. Ее неоднократно называла мужеподобной, Роджер говорил ей что она толстовата и у нее нет сисек, только соски, а мужчины отказываются ухаживать только потому что она не блондинка. Это сбивает с толку, если учесть что она похожа на свою мать, котрая считается секс-бомбой.

Манга и аниме[править]

Общий случай: специфическая манера рисования в этом жанре приводит к тому, что все герои выглядят хорошенькими, если только их не нарисовали совсем уж карикатурно безобразными. Разницу между «красивым» и «некрасивым» персонажем вообще невозможно разглядеть простым глазом, остаётся верить героям на слово. А уж хентаи, где сюжет на этом строится (а таких, надо сказать, немало), вообще прошибают все асфальты.

Гипотеза: в манге (аниме) красивые и некрасивые персонажи отличаются, например, причёсками. Если у девушки короткие волосы (или подчёркнуто прическа под мальчика), то это некрасивая девушка, а если длинные — то красивая, а если длинные и вьющиеся, то прямо очаровательная (не стоит проецировать на все тайтлы: короткостриженная и невысокая Юки Нагато считалась чуть ли не главной красоткой школы). Плюс всякие спецэффекты, для совсем уж непонятливых: красивая девушка будет сиять и цвести (возможно, даже буквально). А что касается мужских персонажей, то в аниме и манге правило «мужчина, который чуть симпатичнее обезьяны — уже красавец» не работает: там эталоном мужской красоты считается худенький, слащавый, женоподобный паренёк, а если чуть уродливее — то уже обезьяна.

  • Bleach: Гандзю Сибу называют безобразным, хотя выглядит он… ну как обыкновенный мужикастый мужик: у него широкие плечи, волосатая грудь и руки, щетина на подбородке — в реальном мире (и даже в самом Голливуде) никто не назвал бы такого парня уродливым. Но у нас тут манга Bleach, где представлены все разновидности бисёнэнов и бисэйнэнов. На их фоне Гандзю и правда не попадает в десятку первых красавцев Сэйрэйтэя.
    • Там же — Шарлотта Кулхорн. Юмитика всячески педалирует тему его безобразия, но если отбросить замашки карикатурного гея (и всю косметику смыть с лица), то у Шарлотты вполне приятные (для парня, конечно) черты.
  • «Бродяга Кэнсин»: Каору нередко называют «простушкой», фаны даже говорили, что актриса Эми Такэи слишком красива для Каору. Но по рисовке манги никак нельзя понять, чем Каору хуже той же Мэгуми, которую называют красавицей.
  • А ещё у Лины Инверс плоская грудь! И не смейте верить глазам. Заставьте себя считать, что она наколдовала немножко поролону. Впрочем, на фоне Амелии она и вправду может комплексовать.
    • Несколько раз в аниме показывалось, что у Лины там правда поролон. Но особых причин комплексовать всё равно нет — на начало первого сезона ей всего 15 (пятнадцать) лет!
    • Все познается в сравнении — многие персонажи действительно изрядно превосходят Лину в этом плане. Вполне возможно, что для местного мира даже наш третий размер это, ну, так себе.
  • Ore wo Suki Nano wa Omae Dake ka yo - когда Джоро обняла подруга детства Химавари он мысленно заявил что у неë грудь маленькая.Джоро да ты зажрался.
  • «Наруто»: а у Сакуры Харуно, оказывается, очень большой лоб. Но почему-то этого не видно… Особенно забавно, когда Ино дразнит высоколобую Сакуру, находясь в ней в одном кадре, и видно, что у Ино лоб даже выше, чем у Сакуры.
  • «Красная река» — то ли аверсия, то ли игра с тропом при приделанном обоснуе. Главная героиня Юри отнюдь не уродина, а скорее даже яркая и красивая девушка… чего в принципе не замечает хеттский принц Кайл, будущий Мурсили Второй. Пытаясь с ней переспать, он на полном серьезе заявляет, что считал ее двенадцатилетней девочкой(при том, что Юри шестнадцать) и у нее «не тело, а кожа да кости». У большинства читателей напрашивается вопрос «Что за фигня, автор?», вот только любой студент первого курса пояснит, что в древности, особенно у ассирийцев и хеттов, красивыми считались пухлые девушки с наливными телами. Так что да, на фоне реальных хитти Юри, да и любая более-менее стройная девушка, казалась бы задохликом.
  • Kimi ni Todoke: якобы главная героиня Савако должна быть внешне похожа на небезызвестную Садако Ямамуру, но кроме причёски, сходства не заметно…
    • Что интересно, в романах-первоисточниках серии «Звонок» Садако Ямамура названа красавицей. Да и в фильме-приквеле «Звонок: Рождение» выглядит соотвественно.
  • Mahouka Koukou no Rettousei — в ранобе говорится, что внешность главного героя весьма посредственная, особенно на фоне его невероятно красивой сестры, вот только уже на иллюстрациях можно поспорить, кто из них симпатичней. Создатели аниме и манга адаптаций вообще отказались от этой идеи и сравнивают их только по магическим способностям.
  • ToraDora — случай, когда не работает правило «красота определяется причёской». Низенькая плоскодонка Тайга обладает пышной шевелюрой с вьющимися волосами, а вот красотка Ами, работающая фотомоделью — носит прямые короткие волосы. Однако Тайгу в глазах зрителя это не испортит. Впрочем, позже по сюжету Тайга умудряется выиграть конкурс красоты (за счёт харизмы, популярности и того факта, что Ами не участвовала из-за необходимости быть ведущей).
    • Ами классическая красотка даже по европейским меркам, поскольку у нее лицо с правильными чертами и высокими скулами. А у Тайги почти квадратная большая голова, которая сильно контрастирует с маленьким телом. Да, это вызывает умиление, но для зрителя выбор Рюдзи должен показаться сомнительным — вместо душевной и спортивной простушки или реально умной красавицы он выбрал нескладного ребенка, который еще и в девушку-то вырасти не успел.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — не красиво/некрасиво, а страшно/нестрашно, но суть ситуации та же. Нуу утверждают, что их истинного вида не может вынести никто (на практике оказывается, что пара людей все-же могут). При этом, выглядят они, как неопределенные красные медузы. Почему это настолько страшнее, чем летающий несвежий труп или более лайтовый, с их точки зрения, трюк с иллюзией вырывания сердца (да и еще много чего: аниме довольно страшное) — непонятно. Можно, конечно, предположить, что дело в красном свете, который действительно давит на психику — но от него не сходят с ума за секунды. Возможный обоснуй — возможно, сводящий с ума ужас в звуке или в каком-то псионическом воздействии, а то, что люди не выносят именно вида Нуу — метафора, непонимания концепции человеческих органов чувств (все-таки Нуу — даже не живые в нашем понимании), а может, и попросту Йопт In Translation (автор правки японского не знает, и затрудняется сказать, так было в оригинале или нет, но перевод таки аматорский).
  • Sailor Moon — про Усаги часто говорят, что она некрасивая и ей нужно похудеть, но у неё точно такие же пропорции лица и фигуры, как у других героинь, плюс в неё многие влюбляются (и парни, и девушки). А таких роскошных волос нет ни у одной другой героини.
    • Сама мангака Наоко Такэути вроде признавалась, что стоило бы нарисовать Усаги попухлее, однако в манге главная героиня всё такая же абсолютная бисёдзё. Гипертрофированно круглые щёки ей придают только в комических сценах.
    • С ней то куда ни шло, а вот в случае с Минако педаль в Тёмное Королевство — она солнечная блондинка с потрясающим голосом и эффектной фигурой, а у мужчины относятся к ней как к вшивой ботаничке. Эх, Минако, жаль что ты не можешь попасть в реальный мир, здесь за тобой очередь из парней выстраиваться будет. Обоснуй: ещё с Codename: Sailor V известно, что она проклята быть вечно несчастной в любви.
    • Окружающие воспринимают Макото как грозного, огромного, толстого гопника-зэка с монобровью, а на самом деле это милая шатенка, которая лишь чуть-чуть выше своих сверстниц и с большой грудью. Впрочем, при среднем росте японок в 1.58 Макото действительно кажется каланчой: она на 10 см выше, то есть как средний японский мужчина (а зачастую и выше). Казалось бы, высокий рост это не уродство — высокие девушки моделями становятся. Но в школьном возрасте это становится объектом насмешек.
    • И мужской пример: одноклассник Усаги, очкарик Умино. Обычного вида парень, разве что носит смешные очки, но остальные персонажи считают его страшнее атомной войны, Усаги с отвращением реагирует на его попытку выпить с ней коктейль из одного стакана, а когда Мамору и Рэй узнали, что она ходила с ним на свидание, то подняли её на смех, дескать неужели ты до ТАКОГО опустилась, на что та яростно заверяла, что ничего не было.
      • Справедливости ради, в мире анимешных штампов пить из одного стакана — это косвенный поцелуй, так что возмущение Усаги может быть оправданным.
  • Fushigi Yuugi — Миака толстая. Не спрашивайте.
  • Shaman King — Манта. Одноклассники-булли и антагонисты в открытую называют его уродливым коротышкой. Манту трудно назвать классическим бисёнэном, но у него вполне миловидное лицо.
  • One Piece — Пудинг Шарлотта ненавидит и презирает всех окружающих (что умело прячет за маской доброй девочки), потому что все окружающие смеются и проявляют отвращение к её внешности. Поэтому она влюбляется в Санджи, который первым в её жизни сказал, что в настоящем облике она красавица. В чем её уродство? Да всего лишь довольно симпатичный третий глаз на лбу. И это на фоне других членов семьи (включая троллящую мамашу[4]), многие из которых напоминают экспонаты кунсткамеры, но их уродами никто не считает.
    • Похожая история у её старшего брата Шарлотты Катакури. Ну, да, клыки, и что? Нет, конечно, когда пасть распахнёт, это уже смешно. Но в остальном? Особенно странно смотрятся наигранные проклятия Шарлотты Фламбе, с её-то задницей, больше напоминабщей брюшко насекомого (она ещё рейтинги во главе с собой составляет, лол).
    • Зигзаг: Шарлотта Брюлле. В детстве была вполне мила, разве что носик какой-то цветной, но это не уродство. Потом получила шрам, и теперь хочет изуродовать лицо всем встречным красоткам, поскольку комплексует из-за шрама. Хохма в том, что шрам её нисколько не уродует. А вот то лицо, в которое она выросла — ещё как уродует!
  • «Благословение небожителей» — Сяо Ин в романе описана как на редкость непривлекательная девушка (с чертами лица изначально не повезло, а потом ей ещё и нос сломали, и он теперь набекрень). В манге и аниме же она выглядит вполне обычной, даже миленькой, не яркая красотка, но и не страшилище. Однако Му Цин всё равно называет её ужасной уродиной.
  • Dumbbell Nan Kilo Moteru — то, что Сакура Хибики набрала вес, определить можно по тому, что талия у неё стала чуть-чуть шире, чем у других девушек.
  • Plunderer — Лин дразнят толстой, советуют похудеть, а парни, державшие её на руках говорят, что она до жути тяжелая. Лин обычная девушка (не пигалица, но и не сказать, чтобы очень крупная), а полнота проявляется в том… что у неё чуть выпирает животик, когда она сидит. Впрочем, тут аналогично: остальные женские персонажи обладают прямо-таки модельной фигурой и идеальным прессом, так что Лин есть от чего комплексовать.
  • Руки прочь от кинокружка! — удивительная аверсия. Зрителю и так невооружёнными глазами видно, что главные героини не обладают привлекательной внешностью.
  • Otome Game no Hametsu Flag shika Nai Akuyaku Reijou ni Tensei shiteshimatta — Катарина уверена в том, что у неё «злодейская» физиономия. А ещё она постоянно замечает, как на неё оглядываются люди на улице, но считает, что это из-за красоты её друзей. Свою ослепительную красоту девушка просто-напросто не замечает — что и неудивительно: в прошлой жизни она имела самую заурядную внешность, и всё ещё подходит к своему облику по меркам своего предыдущего жизненного опыта.
  • Moyashion — Муто описывают как стареющую и не следящую за собой особу, хотя на самом деле она очень даже сипатичная и молодая, да и когда напьётся, выглядит скорее смешно, чем некрасиво. Педаль пол: даже когда она появилась в универитете грязная, в походной одежде с бактериями и деликатесной тухлятиной, все равно была красоткой
  • Baccano — Ниис Холлистоун, фанатка взрывчатки, из-за которой сильно пострадала. Шрамы по всему телу, включая лицо и выбитый глаз. На подиуме блистать она, конечно, вряд ли будет, но по меркам обычной жизни даже со шрамами выглядит вполне привлекательно. По крайней мере, когда не оргазмирует от взрывов.
  • Серия хентайных VN и одноименных аниме — Isaku/Shusaku/Kisaku. ГГ и по совместительству ГлавГад имеет не самую приятную внешность в стиле «алкаш из соседнего подъезда» (помятое лицо, недельная щетина, сутулая фигура). Но если заставить его выпрямиться, приодеть и побрить — вполне себе герой-мужчина. Один его пресс чего стоит.
  • Berserk — инверсия. Миура рисовал в относительно реалистичной манере, поэтому цирк уродов у него цветет и пахнет.
  • D.Gray-Man — Мария, будущий (на тот момент) экзорцист Черного Ордена, во время своего первого появления. Изможденная дамочка с глубокими тенями под глазами, одетая черти во что. После вступления в Орден изменилась так разительно, что вызвала офигевание всех остальных героев.
  • Ranma 1/2 — страдающая комплексом груди Аканэ Тэндо имеет довольно красивый бюст и это видно когда она в купальнике.
  • My Hero Academia: вариант тропа — Мидория описывется как обыкновенно выглядящий и ничем не примечательный, при том что у него с рождения зеленоватые волосы, что само по себе необычно, и довольно очаровательное, почти бисёнэнское лицо(хотя автором он не задумывался как бисёнэн).
  • Mashle — Дот Барретт. По сюжету дико комплексует из-за некрасивого лица и постоянно пытается самоутвердиться, вызывая на дуэль местных бисёнэнов. Вот только внешне он от своих противников ничем не отличается. Даже рыжая шевелюра не особо выделяет Дота из толпы — у его одноклассников причёски буквально всех цветов радуги.

Телевидение[править]

  • КВН, команда «Так-то»: В текстах многократно подчеркивается, что что внешность Алины оставляет желать лучшего, а иногда ее даже не принимают за девушку. По ее внешности об этом трудно догадаться. Один раз приглашают красотку, которая «на фоне Алины выглядит еще красивее» — вся ее красивость заключается в более откровенной одежде и ярком макияже. Собственно, зрители изначально говорили, что Алина очень даже мила (личико за угловатый пиджак не спрячешь). Зато в полуфинале-19 она вышла сперва с немножко раскрытым пиджаком, а потом ещё откровеннее. Остальная команда, по сценарию, удивилась. Поклонники просто прошептали: «Ну наконец-то!».
    • Судя по всему, таки опора на троп: не могли авторы команды (а там люди опытные) не понимать, что закрытый костюм и распрямлённые волосы акцентируют внимание на лице, а лицо у Алины несомненно красивое. Да и вообще девушка в деловом костюме это ммм.
  • Ещё до «Так-то» отжигала единственная дама из «Сборной Пятигорска» Лена Борщёва. В отличие от Алины, её внешность хотя бы своеобразной можно назвать. Но не более. Очень интересная дама, которую ради образов приходилось наряжать в непоймичто и заставлять корчить немыслимые гримасы.
  • Ещё раньше: Полина Сибагатулина. После знаменитого номера с Масляковым её реально пришлось переодевать во всякий кошмар, чтобы хоть какая-то комичность осталось. А из «уродства!» только короткая стрижка и стройность.
  • И, совсем уж давно (80-е), Ирина Ёлкина из команды КВН ДГУ. Эффектная кудрявая блондинка, казавшаяся фриковой только и только за счёт отыгрыша.
    • Ну не скажите. Носатая большеротая Ёлкина проходит скорее по разряду уродливо красивый. Обаяния море, это правда.

Видеоигры[править]

  • Метапример: любая РПГ, где можно кастомизировать внешность, но харизма идёт отдельным параметром. В итоге можно слепить красотку, но из-за низкого параметра харизмы её будут воспринимать как гниющего заживо орка.
    • С другой стороны, под «харизмой» подразумевается не красота, а обаяние и умение расположить к себе внимание. Знаменитого английского комика Бенни Хилла не назовёшь красавцем, но благодаря своей харизме он нажил себе целый гарем «ангелочков».
      • Некрасивый, но харизматичный — это ладно, это даже отдельный троп. Но много вы знаете обратных примеров, когда красивые (вернее, соответствующие текущим стандартам внешности) люди считаются нехаризматичными и становятся изгоями? Длинноногой грудастой блондинке с модельной фигурой и высокому, накачанному загорелому парню с мужественным лицом 80 % людей, особенно противоположного пола, готовы простить любые косяки (и уж точно никто не будет воспринимать «как гниющего заживо орка», разве что если тут и впрямь очень сильное колдунство). Так что троп.
    • Arcanum прожал педаль в пол, предложив два разных параметра: отдельно обаяние и отдельно красота. Привыкшие минусовать харизму манчкины либо плевались, либо со зловещим хохотом делали персонажа-урода из цирка. Эксперимент не удался: параметр красоты в классических CRPG не прижился.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: носферату Митник считает себя уродом, хотя и не переживает по этому поводу — он и раньше выглядел не очень. Но по меркам его клана, Митник не такой уж и уродливый, а даже по-своему милый.

Музыка[править]

  • Linkin Park — «Numb». В клипе рассказывается история девушки, в исполнении Брианы Эвиган, которую все шпыняют и не хотят общаться. Там даже не объясняется причина такого отношения. Стоит ли говорить, что девушка с такой внешностью не была бы изгоем даже среди слепых геев.
    • Так не во внешности дело, а в характере, причем не столько девушки, сколько окружения. Подростки нередко шпыняют замкнутых и странноватых девушек, несмотря на объективную внешнюю красоту.
      • Ну, не такая уж она и красавица. Милая, да, но прическа и тусклая одежда вполне неплохо создают необходимый образ
  • Фанатское PV к вокалоидной «Tsumi no Namae». Серьёзно, вот это очаровательное создание — «чудовище, совсем непохожее на людей»? Да вы смеётесь!
    • Впрочем, тут, вероятно, подразумевалось, что из-за проклятия богини судьбы люди видели вместо объективно симпатичной девочки действительно не очень-то привлекательное существо.
  • Duke Dumont feat Gorgon City & Naations — «Real life». Главная героиня клипа никак не тянет на главную дурнушку школы.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Скорее всего мальчик страдает синдромом Тричера-Коллинза
  2. Технический предел около 576i, но на практике скорее 240p
  3. В книгах чародеек бесплодными делало само занятие магией, прекрасный облик был лишь приятным бонусом в дополнение к знаниям и могуществу.
  4. В молодости Биг Мам, впрочем, была ого-го.