Исследования Медитация, эмоции и миндалевидное тело

Влияние различных видов медитации на миндалевидное тело.

    В настоящее время практика медитации вызывает заметный интерес у научного сообщества. В частности, особое внимание привлекает вопрос, как медитация влияет на деятельность мозга. То, что изменения в функционировании мозга происходят во время медитативных сессий — это хорошо задокументированный научный факт. Но что происходит в промежутках между сессиями и как разные виды медитации влияют на мозг?
   В западной психологии набирает популярность мнение,  что созерцательные, медитативные практики ведут к улучшению психологического благополучия человека. Это позволяет оставить в стороне религиозные и предполагаемые мистические аспекты практики и сосредоточиться на «посюстороннем». Предполагается, что одним из ключевых механизмов, способствующих достижению счастья (или его более «осторожного» научного синонима — «психологического благополучия»), является совершенствование навыков управления вниманием, которое ведет к улучшению навыков эмоциональной саморегуляции. Действительно, если мы владеем своими эмоциями — мы можем снижать интенсивность негативных переживаний и усиливать позитивные чувства. К сожалению, мы не способны произвольно управлять эмоциями и чувствами, но мы можем делать это косвенно, манипулируя вниманием.
   На сегодняшний день накоплены данные, убедительно свидетельствующие, что практика медитации ведет к следующим психологическим изменениям в сфере эмоциональной саморегуляции:
     — снижению частоты и интенсивности негативных эмоциональных реакций (Источник: Brown, K.W. and Ryan, R.M. (2003). The benefits of being present: The role of mindfulness in psychological well-being.);
     — снижению тревожности (Источник: Shapiro S.L. et al. (1998). Effects of mindfulness-based stress reduction on medical and premedical students.);
     — более адаптивным реакциям на стрессовые ситуации (Источник:  Davidson, Kabat-Zinn et al. (2003). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation.);
     — уменьшению проблем с регулированием эмоций (Источник: Robins et al. (2012). Effects of mindfulness-based stress reduction on emotional experience and expression: a randomized controlled trial.);
     — большей толерантности к неприятным стимулам (Источник: Ortner et al.(2007).Mindfulness meditation and reduced emotional interference on a cognitive task.);
     — сокращению времени физиологического ответа на стресс со стороны симпатической нервной системы.
   Это далеко не полный список результатов научных исследований, но и его достаточно чтобы сделать вывод: с помощью практики медитации можно корректировать проявления своих эмоциональных реакций.

   Существует несколько основных видов медитации. В научных публикациях принято разделять их на практики однонаправленного сосредоточения (когда внимание направляется на один выбранный объект) и практики осознанности (открытого присутствия, mindfulness, когда сфера внимания расширяется и регистрирует все, что происходит в какой-либо сфере (ощущений, эмоций, мыслей)). К этим видам добавляют медитацию любящей доброты и сострадания. Как бы то ни было, все виды медитации представляют собой определенные способы манипулирования вниманием. Каким образом взаимосвязаны внимание и эмоциональные реакции? Точного ответа на данный вопрос пока нет, но имеющиеся данные указывают на то, что важную роль в этом процессе играет участок мозга под названием миндалевидное тело (миндалина).

   Что такое миндалевидное тело (миндалина, амигдала) и в каковы функции этого участка мозга?


Миндалевидное тело (иногда называют миндалиной или амигдалой) это участок мозга, расположенный в толще белого вещества височной доли мозга, спереди от гиппокампа. Это парный орган, т.е. каждое полушарие имеет по миндалине. Анатомы относят миндалину к одному из подкорковых ядер, относящихся к лимбической системе мозга. Лимбическая система мозга включает в себя несколько участков мозга и тесно связана с корой и автономной нервной системой. Ее основные функции — эмоции и память.

   Миндалевидное тело относится к неплохо изученным нейрофизиологами участкам мозга. Обзорная монография «The Human Amigdala» (2007 г.) содержит полтысячи страниц. Но еще больше остается пока неизвестного.
   Миндалина состоит из нескольких ядер: кортикальные и медиальные участвуют в обработке вкусовой и обонятельной информации, а базолатеральные ядра включены в регуляцию эмоционального поведения (возможно, поэтому обоняние и вкус так тесно связаны с эмоциями). Миндалевидное тело обладает широкой системой двусторонних связей с разными частями мозга: с лобной корой, обонятельной и вкусовой системами, поясной извилиной, таламусом и стволом мозга.  Известно, что миндалина участвует в поддержании внимания по отношению к эмоционально значимым стимулам. Она играет ключевую роль в распознавании эмоциональной значимости объекта, с которым сталкивается человек, участвует в обучении и различении благоприятных и опасных ситуаций.

Схема «быстрого» эмоционального ответа

миндалины

   По одной из теорий сенсорная информация из окружающей среды попадает в таламус, где она разделяется: часть направляется в кору для «обдумывания» и вынесения рациональной оценки, а часть «коротким путем» отправляется в миндалину. В миндалине эта информация быстро сравнивается с предыдущим эмоциональным опытом и дается мгновенная эмоциональная реакция. Именно поэтому, гуляя по лесу и увидев под ногами что-то черное и продолговатое, мы моментально в страхе отскакиваем в сторону, и лишь потом осмысляем, была ли это змея, или кусок кабеля.
   В миндалинах обезьян найдены нейроны, реагирующие на эмоциональные выражения «лиц» сородичей. Причем разным выражениям соответствуют разные нейроны. Предполагают, что миндалина играет ключевую роль в распознавании эмоционального состояния окружающих. Эти выводы подтверждаются экспериментами с людьми: при демонстрации фотографий лиц, выражающих эмоции, этот участок мозга приходил в возбуждение. Причем это происходило даже тогда, когда фотографии предъявлялись так, что на сознательном уровне их содержание не распознавалось (помним о «коротком пути»!). Иногда можно встретить утверждение, что миндалина связана только с переживанием негативных эмоций (страха, волнения, тревожности). Но большинство новых данных свидетельствуют о том, что она задействована в более широком спектре эмоциональных реакций.
   Можно ли поведением повлиять на активность миндалины? Да. Когда людей просили «удерживать» в уме эмоциональный ответ на негативные стимулы, активность миндалины заметно увеличивалась. В экспериментах,  где в ответ на предъявленный негативный стимул подопытными использовались стратегий эмоционального саморегулирования (например, дистанцирования или переоценки) отмечалось снижение активности  миндалины. Электростимуляция миндалины у человека вызывает ощущения страха и тревоги, а в редких случаях удовольствия.
   Одним из способов изучения функций разных участков мозга является метод ее хирургического удаления и последующего наблюдения за поведением животного (ну или человека, если разрушение участка произошло вследствие травмы или болезни). Как правило, удаление миндалевидного тела у животных ведет уменьшению чувства тревоги и эмоционального напряжения, повышаются пороги для проявления агрессивных реакций,  прежде агрессивные животные перестают реагировать на человека и на животных других видов, даже на тех, на которых они обычно нападают. Если удалены обе миндалины, то животные начинают избегать общения с сородичами и другими животными из стада, стараются спрятаться; будучи разобщенными с сородичами, они, в отличие от нетронутых животных, не пытаются вернуться в свое сообщество. Вожаки сообществ после такой операции «падали» в иерархии и переходили на подчиненное положение.
   Нарушения функционирования миндалины вносят свой вклад в такие болезни как депрессия, хроническая тревожность (гиперактивность миндалины практически всегда сопутствует этому расстройству), пост-травматическое стрессовое расстройство. Но даже у здоровых людей активность миндалины при столкновении с негативным стимулом коррелирует с проявлениями пессимизма.
   Как видим, факты указывают на то, что миндалина играет важную роль в регуляции эмоциональной сферы жизни.

   Можно ли «перепрограммировать» миндалину с помощью медитации?

   Есть основания предполагать, что это возможно. Так в нескольких исследования выявлено, что активность миндалины в ответ на эмоциональные стимулы снижается, когда человек находится в медитативном состоянии осознанного внимания (как однонаправленного сосредоточения, так и открытой осознанности (mindfulness)). Эти данные были получены при экспериментах с людьми, не имевшими предварительного опыта в медитации, причем? как в опытах со здоровыми людьми, так и со страдающим хронической тревожностью. В первом эксперименте, всего после одной недели практики, было выявлено снижение активности правой миндалины в ответ на предъявления изображений с негативным эмоциональным содержанием. Для достижения такого эффекта, рассматривая изображения, участники входили в медитативное состояние осознанности (Taylor (2011) Impact of mindfulness on the neural…). Во втором исследовании приняли участие лица, с диагнозом хронической тревожности. После 8 недель курса MBSR при сканировании с предъявлением стимулов, которые расценивались как эмоционально негативные, активность их правой миндалины гораздо быстрее возвращаласьсь в исходное «фоновое» состояние (Goldin(2010) Effects of mindfulness-based stress reduction…).
   Еще более интересные данные были получены при исследовании опытных практиков медитации. В одном из исследований было выявлен более низкий уровень активации правой миндалины в ответ на  эмоционально-негативные стимулы, когда субъекты находились в состоянии однонаправленного сосредоточения. Причем активация была тем ниже, чем больше часов практики имел участник. (Brefczynski-Lewis et al. (2007).Neural correlates of attentional expertise in long-term meditation practitioners). Но вот в другом исследовании с опытными практиками, которых просили сделать эмоционально-негативный стимул объектом сосредоточения, такого изменения в функционировании миндалины не происходило (Taylor (2011) Impact of mindfulness on the neural responses…). Ученые предложили несколько возможных объяснений этому различию. Во первых, очевидно, что внимание в этих экспериментах направлялось разным путем: в первом случае негативный стимул по отошению к вниманию был отвлекающим фактором, а во втором — объектом сосредоточения. Возможно в первом случае миндалина снижает свою активность, чтобы «отсечь» эмоциональные «отвлечения» и обеспечить устойчивость внимания. Это первый механизм эмоциональной регуляции — за счет подавления «верхними этажами» системы контроля эмоций (корой, управляющей вниманием), ее «нижних этажей» (подкорковых структур (миндалины)). Но существует и второй путь регуляции эмоций — за счет принятия текущего эмоционального состояния и фиксации внимания на настоящем моменте. Его механизмы пока не столь ясны. Вероятно у опытных практиков медитации фоновый и медитативный уровень активности становятся более схожими и на этом уровне мастерства изменения в активности миндалины отсутствуют.
   Основываясь на вышеперечисленных фактах, группа ученых выдвинула предположение, что практика медитации влияет не на то, как человек будет относиться к тому или иному конкретному негативному воздействию, а меняет всю систему обработки эмоциональной информации (эмоциональную реактивность). То есть эффекты медитации просто обязаны распространяться на повседневную жизнь. Для проверки этого предположения в 2012 г. было проведено исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Frontiers in Human Neuroscience» в статье «Effects of mindful-attention and compassion meditation training on amygdala response to emotional stimuli in an ordinary, non-meditative state». Среди авторов статьи фигурируют А. Уоллес и Лобсанг Т. Негри.
   В исследовании приняли участие 51 человек, в возрасте от 25 до 55 лет, без опыта медитации. Они были разделены на 3 группы.

PRE — до обучения; POST — после обучения

   Первая группа изучала курс МАТ (Mindful attention training). (Я посвятил отдельную заметку этому протоколу обучения медитации. Для тех, кому лень читать, вкратце, это программа тренировки навыков однонаправленного сосредоточения). Вторая группа развивала альтруизм и сострадание в соответствии с программой СВСТ (Cognitively-based compassion training) (Я также описал этот протокол в отдельной статье). Участники обеих групп встречались раз в неделю на 2 часа, изучали и практиковали медитацию под руководством опытных инструкторов и должны были ежедневно самостоятельно медитировать в соответствии с программой. Третья, контрольная, группа по тому же графику обсуждала вопросы поддержания здорового образа жизни.
   Все участники прошли процедуру сканирования за 3 недели до начала эксперимента, и спустя 3 недели после окончания обучения. Во время сканирования подопытным в случайном порядке демонстрировались фотографии с позитивным, негативным и нейтральным эмоциональным содержанием, с указанием смотреть на них и реагировать естественным путем. Особо проверялось, что участники в ходе повторного сканирования не входили в медитативное состояние. Также, до и после обучения, участники заполнили опросники, направленные на определение уровня тревожности и депрессии.   
   По результатам эксперимента были получены следующие данные. Различия в активации были обнаружены только в правой миндалине. У участников группы МАТ (сосредоточение) обнаружилось значительное снижение активности правой миндалины в ответ на стимулы любого характера (позитивные, негативные, нейтральные). Грубо говоря, нейрофизиологически они стали более «невозмутимыми», и эта «невозмутимость» сохранилась 3 недели спустя окончания курса. А вот с участниками группы СВСТ (сострадание) картины получилась занятной! В ответ на позитивные стимулы, у них также как и у членов первой группы снизилась активность правой миндалины, но в ответ на негативные стимулы у них выявлено небольшое повышение активности правой миндалины. На графике это повышение кажется статистически незначимым, но при дополнительном анализе выявлено, что повышение активности миндалины коррелирует со снижением уровня проявления симптомов депрессии. То есть чем меньше у участника группы СВСТ проявляются симптомы депрессии тем сильнее активируется его правая миндалина в ответ на негативные стимулы. Ученые пока не смогли однозначно объяснить эти факты. По одной из теорий миндалина участвует в проявлении эмпатии (в некоторых публикациях указывается, что это может быть так, особенно у женщин). Есть данные, что сострадание (как эмоциональное переживание) связано с активностью миндалевидного тела. Скорее всего практика медитации сострадания увеличивает активность миндалевидного тела. Поскольку в курс СВСТ входили упражнения на развитие устойчивости внимания, вполне возможно, что они дали свой эффект в виде снижения активности миндалины при восприятии положительных изображений. А вот при восприятии эмоционально-негативных картин элементы обучения, понижающие активность миндалины, вступили в противоборство с элементами, ее повышающими, и в итоге дали незначительные изменения.    

   Источники:
    1. Brown, K.W. and Ryan, R.M. (2003). The benefits of being present: The role of mindfulness in psychological well-being.
    2. Shapiro S.L. et al. (1998). Effects of mindfulness-based stress reduction on medical and premedical students.
    3. Davidson, Kabat-Zinn et al. (2003). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation.
    4. Taylor (2011) Impact of mindfulness on the neural responses to emotional pictures in experienced and beginner meditators.
    5. Goldin,P.R.,and Gross,J.J.(2010). Effects of mindfulness-based stress reduction(MBSR)on emotion regulation in social anxiety disorder.
    6. Gaеlle Desbordes (2012) «Effects of mindful-attention and compassion meditation training on amygdala response to emotional stimuli in an ordinary, non-meditative state».

Лента комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *