2016-03-16 12:36:00

Политика как путь к святости: блаженный Карл Австрийский


Сегодня в рубрике «Подвижники Католической Церкви» мы расскажем о блаженном Карле Австрийском – императоре Карле I Франце Иосифе, последнем монархе из династии Габсбургов. Карл Австрийский был беатифицирован Папой Иоанном Павлом II в 2004 году.

Карл Франц Иосиф родился 17 августа 1887 года в Персенбойге близ Вены. Сын эрцгерцога Отто и эрцгерцогини Марии Йозефы, дочери Саксонского короля, сам он носил титул эрцгерцога Австрийского. Образование будущий император получил в Вене и Праге, затем выбрал путь военной карьеры, что было обычным делом для юноши из императорской семьи.

В 1911 году Франц Иосиф женился на Зите Бурбон-Пармской. Это было поистине христианское супружество. Первой мыслью эрцгерцога при заключении брака было желание вверить это единство небесному покровительству Девы Марии. В первые дни после свадьбы будущий император отправился вместе с молодой женой в паломничество в Мариацелль. Граф Пьетро Ревертера, занимавший должность камерленго при принцессе Зите, так описывал отношения между двумя супругами: «По моим личным наблюдениям, отношения между ними были чрезвычайно глубокими, полными нежности и мягкости. Свидетелем этой нежности я и сам иногда становился, когда, например, Слуга Божий Карл 1 выступал с речью на официальных приемах – а они его совершенно не привлекали. Я сам видел, как Ее Величество перед этим ласково ободряла его, чтобы он исполнил свою обязанность, которая была ему так неприятна. А в конце, с той же лаской, она всегда находила слова радости и одобрения». Сам Карл перед свадьбой в письме своему прежнему наставнику признавался: «Я – самый счастливый из помолвленных, ведь я обручен с лучшей девушкой на свете». Зита (кстати, ей посчастливилось свидетельствовать на процессе беатификации супруга) вспоминала, что во время помолвки Карл не раз говорил ей: «Теперь мы должны помочь друг другу попасть в рай!». «Для него, - пишет Зита, - эта цель была абсолютно серьезной». Карл I Австрийский вдохновлялся словами молитвы Господней: «Да будет воля Твоя». Искать воли Божьей и стараться исполнять ее наилучшим образом: это и стало секретом святости монарха.

В счастливом, прочном браке у супружеской четы родились восемь детей.

В 1916 году, в возрасте 29 лет, Карл стал императором Австрии и был коронован на престол Венгрии. Те, кто был тогда с ним рядом, свидетельствуют о высочайшем чувстве ответственности, с каким он взошёл на трон и осуществлял правление. Причем ответственность эта была не только чертой его характера, но и плодом религиозных убеждений. Он всегда помнил, что власть дана Богом. Сегодня это слияние священного и мирского в гражданской власти стало предметом критики, поскольку оно противоречит автономии государства. Но об этом нужно судить в контексте каждой эпохи, не забывая о традиционной верности Австрии служению Церкви.

Момент коронации Карл I воспринял как «священное достоинство»: ему были вверены самим Богом и Церковью народы, за которые он несет ответственность перед Богом. Карл был убежден, что в этой миссии он должен за них «страдать, молиться, умереть». Так что императорство стало для него путем к более глубокому единению с Богом, у Которого он просил спасти вверенные ему души. Именно на троне Карл I, император Австрийский, наделенный одновременно титулом Карла IV, апостольского короля Венгрии, проявил свою любовь к Господу и приверженность Его учению. Своей целью он ставил духовное и материальное благо подданных, в конфликтах проявлял большое терпение. Но каким же образом император-офицер может стяжать святость?

Христианские убеждения, с какими Карл I управлял империей, не покидали его и на поле битвы. Об этом свидетельствует его неприятие газового оружия, а также использования подводных лодок для атаки на неприятельские города, выходившие на Адриатическое море, в первую очередь Венецию. Карл считал, что гражданское население должно быть абсолютно неприкосновенным.
Карл I испытывал большое влияние энциклики Папы Льва XIII Rerum novarum. Он был первым главой государства – в Европе и в мире, - создавшим министерство социальной помощи и здравоохранения, а также задумавший аграрную реформу. Император ввел контроль за ценами, чтобы обеспечить защиту рабочих, и учредил почетные должности для богатых, которые желали служить императору. Карл увеличил зарплаты и ввел пенсии, а также основал «народные кухни» - столовые. Во время войны немало шагов было им предпринято для борьбы с коррупцией и злоупотреблениями военного времени, он создал фонд по раздаче питания и тем самым помог пяти миллионам бедных. Он сам, вместе с членами своей семьи, в военное время питался теми же пайками, что и солдаты. Однажды кто-то из его окружения возразил ему: бедняки привыкли к своему положению и не нуждаются в такой заботе, - на что Карл ответил: «Это такие же люди, как и я сам, и они чувствуют голод, жажду и холод точно так же, как и я». Во время войны он раздавал пищу людям, оставшимся без крова, не делая при этом различий между «своими» и «врагами», но руководствуясь одним лишь христианским милосердием.

Миротворческие попытки императора Карла I не увенчались успехом. Он должен был терпеть клевету, многие осуждали его за слабость и называли изменником немецкого союзника.
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. император объявил, что «отстраняется от управления государством», однако не отрекся от престола. Читаем свидетельства современников: «При распаде монархии Слуга Божий повел себя превосходно, как и во всех остальных случаях. Он не отрекся от престола, поскольку, согласно его взглядам, царство было вверено ему благодатью Божьей, и он не мог отречься от этого долга. Он лишь отказался от временных полномочий, принимая как волю Божью все, что ему пришлось выстрадать. Единственным желанием Слуги Божьего было то, чтобы в этой ситуации не происходило никакого кровопролития. Он глубоко следовал христианскому принципу любви к ближнему, действуя так, а не иначе».  

После двух неудачных попыток вернуть венгерский престол в 1921 году он был доставлен на остров Мадейра, определенный ему в качестве места ссылки. Императрица Зита описала невзгоды, которые пришлось терпеть супругам во время морского путешествия. Она пишет, что Карл I больше всего страдал из-за невозможности участвовать в Святой Мессе и принимать Причастие. Император скончался всего лишь пять месяцев спустя после изгнания. Он чувствовал приближение смерти, но вера во всем поддерживала его. Ни разу из его уст не прозвучала жалоба или обвинение гонителям, но единственной его заботой было сохранить любовь к Богу. Свои страдания, какие он вынужден был терпеть в возрасте всего лишь 35 лет, он воспринимал как крестную жертву за благо своего народа. Среди прочих, об этом остались свидетельства капеллана, который провел с ним два месяца в изгнании: «Меня поражала его вера, - пишет отец Антонио Хомен де Гувейа, - вера необычайная, практическая, подчиняющая все поступки Божественной воле, с величайшей покорностью терпящая все невзгоды и противоречия, не произносившая ни слова недовольства в адрес врагов. Напротив, он говорил, что они служили орудием Божественного провидения. Ночи большей частью он проводил перед Пресвятыми Дарами».

Заболев воспалением легких, император терпеливо переносил боль, думая прежде всего о других. Горничная императрицы, свидетельница последних дней Карла I, передает его слова, которые он обращал сам к себе: «Только бы не потерять терпение, не потерять терпение!». Во время смертельной болезни монарх непрестанно молился, в том числе и вслух, несмотря на длительные и тяжелые приступы кашля. Он постоянно желал соединиться со Христом в Святых Тайнах. Неминуемую смерть он считал временной разлукой с родными, повторяя: «Все мы снова найдем друг друга в объятьях Искупителя». 

Перед смертью Карл I исповедался и соборовался. Эти Таинства ему преподал венгерский священник Паоло Шамбоки. Вот его свидетельство: «Он не отрывал горящего взгляда от дароносицы, и поэтому я продолжал стоять так, чтобы он мог смотреть на Пресвятые Дары».

Император умер спустя четыре дня, в которые его супруга почти не отходила от него, по его желанию, и последним словом монарха перед смертью было имя Господне. 

Какое духовное наследие оставил нам блаженный Карл I, от которого нас отделяет целое столетие? Прежде всего это полная совместимость идеала христианской святости с политической деятельностью. Хотя контекст, в котором жил Карл I, был совершенно своеобразным, его приверженность христианским ценностям в общественной жизни актуальна в любой исторический момент. Такая политическая фигура, как Карл I Австрийский, является знаковой прежде всего для центральной Европы, где веками народы германского и славянского происхождения жили бок о бок и где, несмотря на многочисленные противоречия и войны, их всегда объединяли общие христианские корни.








All the contents on this site are copyrighted ©.