«Люди, которые критикуют богатство облачений, не знают истории»

Православные священнослужители о том, как следует относиться к дорогим облачениям архиереев и к богатому украшению их резиденций

Новости Москвы 
0
2436
Время на чтение 8 минут
«Священники занимаются такими затратными и тяжелыми благотворительными проектами, за которые не возьмется ни одна благотворительная организация. При этом эффективность вложений в благотворительные проекты Церкви выше, чем в благотворительных фондах. Поэтому если у кого из духовенства появляется хорошая машина, которая несколько облегчает эту деятельность – это только хорошо. Обвинять его за это в роскоши просто глупо. И точно так же ни одного психически нормального священника не коробит, что его архиерей ездит на хорошей иномарке», - заявил в интервью Regions.Ru протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, рассуждая о том, как следует относиться к дорогим облачениям архиереев и к богатому украшению их резиденций и приличествуют ли архиерею дорогие вещи.

Отец Александр признал, что действительно богатые прихожане иногда дарят дорогие подарки. У самого о. Александра был «Запорожец», потом «Волга» и «Москвич». «Сейчас машины нет вообще, так как в ней нет нужды. Хотя я по заслугам и стажу, так сказать, маститый протоиерей. А священник в провинции – это и вовсе очень небогатый человек, далеко не средний класс общества. Это люди, которые служат по призванию - и таковых большинство», - продолжил священник.

Разумеется, продолжил отец Александр, есть и исключения. По этому поводу один батюшка как-то сказал: «Христос сам выбрал себе 12 апостолов, и то среди них один оказался Иудой».

Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, отметил, что «мы должны обличать и исправлять порок стяжательства, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию».

«Христос не ездил на богатых колесницах, своей жизнью он показывал скромность, и в Иерусалим въехал на ослике, показав как опасно увлечение роскошью, и что это может отделить народ от богообщения и богоискательства. Необходимо разделить понятия о богатстве: есть роскошное убранство в храмах, и есть богатые вещи в личном обиходе священника. В первом случае все и так понятно: храмы должны быть прекрасными, насколько сами люди могут это сделать. А иерарх не должен быть богатым, он должен быть свободным от стяжания. И очень важно расставлять правильно акценты, чтобы у людей не создавалось впечатление, будто священники занимаются апологией стяжательства, которое, безусловно, является грехом. И если такие пороки присутствуют среди священников, - а это всегда и везде бывало, - то мы должны обличать и исправлять их, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию. Однако это не оправдывает СМИ, которые попросту пользуются случаем выразить свою неприязнь к государству, Церкви и всему народу. Критику, иногда даже справедливую, они пытаются использовать для разделения Церкви», - продолжил о Артемий.

Но, добавил он, как говорится, «вместе с водой можно выплеснуть и дитя». «И нашу Церковь не хотелось бы видеть нищенствующей», - заключил священник.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, заметил: «Что касается богослужебных облачений священнослужителей, то вообще-то они им не принадлежат. Никто - от чтеца до Патриарха - богослужебных облачений (от омофора до стихарей) в быту не носит. Богослужебное облачение - это произведение церковного искусства, которое имеет литургическое значение». Интересующиеся этой темой могут прочитать статью о. Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств», добавил он.

«Обвинения Церкви в том, что священнослужители совершают богослужение в дорогих облачениях, просто смешны, потому что и внешне Церковь должна быть прекрасной. И у нас на факультете церковных искусств, где я деканом, есть даже целая кафедра церковного шитья. С радостью подчеркну, что там создаются именно роскошные богослужебные облачения», - подчеркнул о. Александр.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) сказал, что «все эти базарно-рыночные расчеты в Церкви неуместны». Он напомнил слова Иуды, которые он сказал Марии, омывающей ноги Христа дорогостоящим миром: «Отчего бы не продать это масло и не раздать деньги нищим?» «Но сказал он это не от доброго сердца, а потому что был вором. И воровское сердце считает рыночную стоимость, а не благодать украшения архиерейской одежды – которая просто следует многовековой традиции. Так что критика эта нечестивая и связана с попыткой противопоставить духовному – материальное, утверждая приоритет последнего», - продолжил игумен Лука.

«Традиция дорогих священнических риз неотделима от традиции украшения икон Господа и Богородицы позолотой и драгоценными киотами, окладами с камнями. И сколько бы ни был драгоценным оклад в знак любви народа к тому, что изображено на иконе, он всегда будет бледным фоном той духовной красоты, которую имеют изображенные лики. Так и в отношении церковных украшений: следует видеть в них проявление любви к Церкви, к Богу и благодарности за ту неоценимую благодать, которой искупаются наши души для Царства Небесного», - отметил о. Лука.

Он напомнил слова свт. Иоанна Златоуста: «Богатство Церкви – это имущество нищих». «Но понимать надо и то, что там, где Господь и Церковь превозносимы, окружены почтением и благоговением, там и сердца людей располагаются к милостыне и братолюбию. Когда пренебрегают верой и пытаются сравнять с землей храмы, когда лицо Предстоятеля Церкви сравнивают с лицом обывателя, тогда начинается разрушительный процесс, последствия которого будут печальны для народа, в чем Россия уже неоднократно убеждалась на своем горьком опыте», - заключил отец Лука.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что необходимо различать три уровня служения священника или епископа - богослужение, служение как общественного деятеля и личные условия быта, - к каждому из которых свои требования. Другое дело, как отличить и где провести границу – часто это невозможно сделать механически, добавил он.

«Что касается богослужения, тот тут нет никаких вопросов с точки зрения нашей исторически сложившейся церковной культуры: мы украшаем наши храмы и наших священнослужителей. И обилие позолоты - имеет объяснение: золотой цвет символизирует силу Царства Небесного. И те, кто не понимает наших традиций, далеки не только от церковного сознания, но и не имеют должного культурного представления о том, как относилась Церковь к церковной красоте, церковным древностям. Что касается общественной деятельности, то Патриарх, как и епископ, является административной и в какой-то степени политической фигурой. Это тоже сложилось исторически и, наверно, это требует соответствующего окружения и оформления его служения. В этом смысле красивая резиденция Патриарха, которая не является его личной собственностью, может быть примером замечательной архитектуры. Если говорить о личных вещах, то всегда в Церкви считалось, что в личном плане, - неважно, Патриарх ты, священник, или мирянин, - украшением является скромность. Так всегда было, и это заложено в менталитете русского народа. Достаточно вспомнить описание быта Патриархов на Руси. Кстати, и просто православные люди, даже цари, как, например, Николай II, в быту были скромны», - заключил священник.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мученицы Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что, к сожалению, очень часто о жизни Церкви судят люди, которые жизнью Церкви не живут. Многого такие люди не видят и не понимают.

«В Церковь действительно всегда несли лучшее. Красота храмового убранства, красота облачений священнослужителя - это выражение нашего отношения к Церкви. Что касается дорогих подарков священнослужителям, то здесь важно отношение к ним со стороны человека их получающего: привязывается ли он к ним сердцем, или благотворит с их помощью. Или, например, автомобиль. Ведь для батюшек это буквально "не роскошь, а средство передвижения "», - отметил священник.

«Во многом все эти претензии продиктованы чувством зависти, вот что плохо. В этой жизни Господь каждому посылает свое испытание, и важно правильно пользоваться тем, что мы имеем. Ведь можно гордиться нищенской сумой, а можно смиряться, имея определенный статус в обществе, который выражается с помощью каких-то внешних признаков. Это вопрос нашей совести. Да, в нашей священнической среде в этом плане тоже бывает неладно. Да, иногда нужно сделать и братское вразумление, а иногда и епископ вынужден власть употребить, но делается это и с братской любовью, и с назиданием, и в соответствии с церковной традицией, которая соблюдается из века в век», - заключил отец Андрей.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, подчеркнул, что Патриарх – фигура высоченная. «Соответствующий и круг общения. Его слово, его молитва для сильных мира сего имеют огромное значение, и они способны изменить жизнь даже, казалось бы, безнадежных в духовном плане людей. И что же, миллиардер, в котором Патриарх пробудил веру и покаяние, будет дарить ему в знак признательности часы марки "Полет"? У папы Римского тоже, кстати, часы не самые дешевые. Да, бывают и очень дорогие подарки. Ну и что? Все эти обвинения просто смешны. И священникам благодарные прихожане тоже могут что-то серьезное подарить, и храм построить помогут. Только все почему-то смотрят, какие подарки батюшка получает, а о том, что он вырученные деньги отдает нуждающимся, никто не пишет. Потому что это не афишируется. А я таких батюшек знаю», - продолжил священник.

Он отметил, что могут подарить и машину, причем хорошую, - хотя, конечно, не «Майбах» или «Мазератти». В этом – элементарная забота и благодарность. Что же в этом плохого? Что, священник на самокате по Москве должен ездить?

«Так это в Москве. А в провинции у многих и самоката-то нет. И там среди священников множество настоящих подвижников и бессребреников. Там духовенство часто живет в откровенной нищете. И таких большинство по России. В Москве все-таки прихожане побогаче, поэтому и батюшкам московским в материальном плане полегче живется. Те, кто кричит об алчности священников, все это прекрасно знают. Да, и среди священников попадаются люди алчные, только их не так много, как может показаться благодаря некоторым журналистам. Не больше, чем, например, во врачебной среде. Так ведь и в Церковь вообще, и в духовенство не с неба люди попадают, а из нашего больного общества. Отец Андрей Кураев правильно сказал: "Каждый двенадцатый – Иуда". Наверное, не меньше, но не больше», - заключил о. Димитрий.

Протодиакон Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя, заметил, что почему-то таких критиков не интересует, сколько Церковь тратит на благотворительность, социальные проекты. Их интересует только внешняя оболочка.

«Я не знаю, что вкладывают в понятие "роскоши" те, кто про это говорит и пишет. Если речь идет о церковном облачении, то эти люди не знают традиций, которые касаются именно облачения. Архиерей должен быть в достойном облачении, особенно в день праздника. И надо понимать, что это не его личное облачение, оно принадлежит епархии. Архиерей не должен ходить в рубище, это присуще монашеским орденам Европы, которые официально принимали обет нищенства. У нас такой традиции не было.

Люди, которые критикуют богатство облачений, не знают истории: вспомним, как воины, бывшие при распятии Иисуса Христа, не дерзнули разделить его хитон, так как он был дорогой и цельнотканый, и воины кидали жребий, кому хитон достанется. Значит, что Христос ходил не в бедных одеждах и, наверное, он покупал их не за свои деньги, а получал в дар от своих учеников. То, что накапливает Церковь – это народное достояние, и никто из архиереев в Царство Небесное это все не унесет. Вспомним 20-е годы прошлого века, когда все богатство Церкви, накопленное веками, было жестоко разграблено, и эта страсть породила бесовскую вакханалию, - сколько тогда пострадало священников! Надо понимать, что золотые купола, красивые иконостасы, достойные резиденции – это общее достояние, это не показание роскоши конкретного священнослужителя», - продолжил он.

«Да и вообще, чем руководствуется человек, когда задает вопросы по поводу богатств? Своими амбициями, жадностью, завистью или ненавистью к конкретному иерарху, чтобы вызвать недоумение, разжечь неприязнь, заполучить себе новых сторонников? А что касается СМИ, то часто людей не интересует истина в конечном итоге, вопросы задаются исключительно ради порождения конфликта. Пусть это останется на совести журналистов», - заключил отец Александр.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35