Главная > Учение > Понятия и термины > Пять совокупностей
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Пять совокупностей

русский: пять совокупностей, совокупности, группы, ум и тело, имя и форма

английский:
five groups (of existence), groups of clinging, aggregates

пали:
кхандха | khandha

Будда рассматривал 5 аспектов телесных и психических процессов, которые человек, ослеплённый неведением, считает «собой», «я», «личностью», «эго»:

1. Форма (физическое тело)
(рупа-ккхандха)
2. Чувство
(ведана-ккхандха)
3. Восприятие
(саннья-ккхандха)
4. Формации ума
(санкхара-ккхандха)
5. Сознание
(винньяна-ккхандха)

«Какие бы вещи, относящиеся к форме, ни существовали бы в прошлом, настоящем или будущем – собственные или внешние – грубые или утончённые, высокие или низкие, далёкие или близкие – всё это относится к форме. Какие бы вещи, относящиеся к чувству... к восприятию... к формациям ума... к сознанию... все это относится к ...(чувству, восприятию, формациям, сознанию)» (см. S. XXII, 48).

Пять совокупностей также можно разделить на 2 группы
(нама-рупа):

1. Форма
(рупа)
2. Ум: чувство, восприятие, формации ума, сознание
(нама)

В Абхидхамме делается разделение на 3 группы:

1. Форма
(рупа)
2. Сознание
(винньяна или читта или мано)
3. Умственные факторы
(четасика) – (чувство, восприятие, формации ума)


То, что называется «индивидуальным существованием», в реальности является не более чем процессом телесных и психических (умственных) феноменов. Поскольку процесс сознания не является телесным процессом, он не разрушается после смерти, и поэтому происходит новое рождение конкретного живого существа. Будда говорил, что первоначало этого процесса непознаваемо, а потому каждое живое существо умирало и рождалось бесчисленное количество раз, пережив колоссальное количество мучений и боли. Если существо не достигает ниббаны, то этот процесс будет продолжаться и далее.

Эти пять совокупностей (ни вместе, ни по отдельности) не являются подлинной «душой, личностью, эго, я» – которое было бы полностью ни от чего независимым. Нет такой отдельной независимой сущности и вне этих пяти совокупностей. Неизменная «личность-эго» или «я-душа» в абсолютном смысле представляет собой лишь иллюзию, кажимость.

«Когда все нужные части собраны,
Мы называем это «телегой».
Так и когда все пять групп существуют,
Мы говорим о «живом существе»
(см. S. V. 10).

На предмет безличностности пять совокупностей в суттах также сравниваются с пеной, пузырями, миражём, с полым стволом растения (см. S. XXII, 95):

«Как если бы зрячий человек, наблюдал бы многочисленные пузыри на Ганге, по мере того, как они проплывают; и он бы внимательно наблюдал за ними и изучал их. И после внимательного изучения он бы увидел, что они представляются ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными. Точно также монах созерцает все телесные феномены... чувства... восприятия... формации ума... сознание... прошлые, настоящие или будущие... далёкие и близкие. И он внимательно наблюдает и изучает их. И после внимательного изучения они представятся ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными».

В Абхидхамме подробно расписываются все составляющие каждой из пяти совокупностей. В суттах же их описание представлено в более сжатом виде. Например (см. S. XXII, 56):

«И что такое, монахи, совокупность формы? Четыре великих элемента (маха-бхута) и тело, основанное на этих элементах, называется совокупностью формы. И что такое, монахи, совокупность чувства? Есть шесть категорий чувств: [полученных посредством] контакта глаза, контакта уха, контакта носа, контакта языка, контакта тела, контакта сознания... И что такое, монахи, совокупность восприятия? Есть шесть категорий восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие вкусов, восприятие запахов, восприятие телесных ощущений, восприятие объектов сознания. И что такое, монахи, совокупность формаций ума? Есть шесть волевых намерений (четана): намерение по отношению к формам, намерение по отношению к звукам, намерение по отношению к запахам, намерение по отношению к вкусам, намерение по отношению к телесным ощущениям, намерение по отношению к объектам сознания. И что такое совокупность сознания? Есть шесть категорий сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума».

Совокупности не могут быть разделены друг от друга, они всегда взаимозависимы:

«Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними». (см. Махаведалла сутту)

«Нет возможности описать переход из одного существования к следующему или же возрастание, увеличение и развитие сознания, вне зависимости от формы, чувства, восприятия и формаций ума» (см. S. XII, 53):.

Однако стоит отметить, что в бесформенных мирах отсутствует совокупность формы. В одном из миров форм существа рождаются без сознания, и, наоборот, присутствует только форма. Другие же 4 совокупности никак не могут быть отделены друг от друга.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт