Una Voce Russia На главную страницу библиотеки

Артур Крамли

Литургические цвета

Использование богослужебных облачений различных цветов в зависимости от текущего сезона или праздника, известное в наши дни, имеет происхождение позднее и возникло, как представляется, не раньше IX столетия.

Сначала облачения были одного цвета - белые. В знак траура иногда надевали черное. Автор X или XI в. говорит лишь о белых облачениях, за исключением упоминания о пурпурных полосах (clavi) на диаконской далматике и о том, что черные облачения использовались при процессии на праздник Очищения Девы Марии1.

К XII столетию в Риме имелся канон, регулировавший цвет используемых облачений. Папа Иннокентий III, правивший с 1198 по 1216 гг., первым упоминает четыре цвета: белый, которым Римская Церковь пользуется в праздники исповедников и дев и прочие радостные дни; красный - в дни мучеников, Святого Креста и на Пятидесятницу. Некоторые, как кажется, носили красный также и на день Всех Святых, но в этом нет ничего странного, поскольку этот праздник происходит от годовщины освящения (в 609 г.) церкви Мадонны Царицы Всех Мучеников в римском Пантеоне. Однако Римская курия в этот день облачалась в белое. Далее, черный использовался в сезоны покаяния и для заупокойных месс, зеленый же - в обычные дни, поскольку он "находится посередине между черным и белым". Папа Иннокентий считает фиолетовый цвет разновидностью черного и говорит, что он используется на праздник Святых Невинных2 и в воскресенье Laetare3. Алый и шафраново-желтый (coccineus et croceus) считались разновидностями красного и зеленого. Облачения розового цвета, говорит нам Папа Иннокентий, надевали иногда на праздники мучеников, а желтого - на праздники исповедников.

Вплоть до появления в XIX столетии химических красителей, получить настоящий черный цвет было очень сложно. На деле черный оказывался темнейшим оттенком синего, зеленого или коричневого. В католической церкви в Кройдоне имеется (или имелся несколько лет назад) набор "черных" бархатных облачений, датируемый первыми годами XIX столетия, когда использовались еще растительные красители. Они кажутся черными, когда священник стоит у алтаря, но если положить их на стол в ризнице, где свет падает на них под другим углом, становится очевидно, что их цвет - очень темный синий. Когда я был мальчиком, в нашем приходе было много старых министрантских сутан, некогда окрашенных растительными экстрактами, а теперь сильно полинявших и пошедших коричневыми или зелеными пятнами.

В средневековых обрядах количество используемых цветов было больше, и поскольку они определялись обычаем, а не рубриками, существовало значительное разнообразие в том, какой цвет следует носить в тот или иной праздник или сезон. В приходах могли более или менее следовать схеме кафедрального собора или какой-нибудь другой крупной церкви, но в небольших церквах многое зависело от количества имевшихся в их собственности наборов облачений.

Сакраментарий одной крупной средневековой церкви предлагает использовать в будние дни "любые старые облачения, какие выдаст ризничий", а в другом месте для великих праздников предписывались "лучшие облачения", вне зависимости от их цвета. Епископ Солсбери имел облачения, расшитые листочками золота, которые при движении звенели. Должно быть, облачения эти были весьма тяжелы.

Из использовавшихся тогда, но не используемых сейчас цветов можно назвать синий, желтый и небеленый льняной. Последний считался цветом Великого Поста; иногда для "постного убора" использовался сероватый "пепельный" цвет. В Лионском обряде (во Франции) вплоть до литургических потрясений последних трех десятилетий XX в. он так и оставался постным цветом, а может быть - остается и сейчас в их новом обряде.

Голубой и желтый использовались по-разному в разных местах, например, в рамках Сарумского обряда: голубой считался в некоторых схемах цветом дев и вдов, а желтый - цветом исповедников, кое-где же было наоборот. Желтый сохранился вплоть до наших дней как цвет исповедников в Кармелитском обряде. В этом обряде используется также голубой для праздников Пресвятой Девы Марии. Эти два цвета в Римском обряде не применяются, за тем исключением, что голубой надевают на праздники Пресвятой Девы в Римском обряде в Испании, а также в Латинской Америке, поскольку христианство было принесено туда из Испании. Обычно это объясняется тем, что Святой Престол даровал индульт на использование этого цвета как награду испанцам за освобождение Испании, а значит - и всей Европы, от магометан в 1492 г. Однако это маловероятно, поскольку в то время не было обязательных литургических цветов, и все определялось лишь обычаем.

В Средние века во Флоренции известны были полосатые красно-белые облачения, надевавшиеся на праздник Тела Христова: это были цвета хлеба и вина.

В Галликанских обрядах Франции красный был обычным цветом Пресвятого Таинства Евхаристии. Во время Французской революции спасшиеся от Террора епископы и священники прибыли в Англию. Некоторые из них восстановили практику держать зажженную лампаду перед Пресвятыми Дарами в заново открытых католических часовнях, и отсюда во многих церквах наших дней красный светильник, горящий в пресвитерии, имеет литургический цвет Евхаристии не Римского, а Галликанских обрядов.

Вплоть до введения нового обряда Папа носил облачения лишь белого, красного или фиолетового цвета, надевая красный - а не черный - на Страстную Пятницу и заупокойные мессы.

Лишь миссал Папы св. Пия V ввел рубрики, установившие для Римского обряда единую схему пяти цветов.

Облачения розового цвета (color rosaceus) "Caerimoniale Episcoporum" предписывает для использования в кафедральных соборах; повсеместно же они могут надеваться вместо фиолетового в третье воскресенье Адвента (Gaudete) и в воскресенье середины Великого Поста (Laetare); в эти два воскресенья Папа благословляет золотые розы, которые подносятся католическим королевам.

Белый цвет можно заменять тканью с серебряным шитьем по белому фону, с золотым шитьем, а также красным и зеленым (но не фиолетовым и не черным).

В миссале 1962 г. (сама реформа датируется 1961 г.) использование некоторых цветов, предписанных миссалом Папы св. Пия V, изменено. Миссал Папы Пия указывает для праздника Святых Невинных (28 декабря) фиолетовые облачения, за исключением случая, если он выпадает на воскресенье, когда вместо фиолетового следует надевать красное. Согласно реформе же, цвет этого праздника - красный, на какой бы день недели он ни приходился, хотя еще Папа Иннокентий III писал, что и в его времена таким цветом был фиолетовый. Красный же надевали на день октавы Святых Невинных, однако октава эта была в 1961 г. упразднена.

Еще одно отклонение от общего принципа, которое было "подчищено" - фиолетовые облачения на процессию со свечами в праздник Очищения (2 февраля), которые были заменены белыми, соответствующими следующей за процессией мессе. Процессия эта, собственно, старше, нежели месса этого дня, и вплоть до 1961 г. следовала общему правилу использования для молебственных процессий фиолетовых облачений.

Реформы Страстной Недели, проведенные в 1956 г. и вошедшие (с незначительными модификациями) в миссал 1962 г., также изменили некоторые традиционные литургические цвета: например, цвет процессии Вербного воскресенья изменился с фиолетового на красный, а черный цвет службы Страстной Пятницы - на фиолетовый.

Как писал аббат Каброль7, "цвета… имеют свою собственную символику и говорят: черный рассказывает о скорби и трауре, фиолетовый - знак покаяния, красный напоминает нам о крови мучеников, белый означает чистоту, а зеленый - пышно цветущую жизнь. Насколько более выразительной и живой становится литургия, когда мы пытаемся раскрыть для себя значение ее формул и обрядов!"

 

1 In Purificatione Beatae Mariae Virginis - традиционное латинское название Сретения Господня, празднуемого 2 февраля.

2 Святых Младенцев Вифлеемских, 28 декабря.

3 Четвертое воскресенье Великого Поста, названное так по первому слову интроита мессы - "Laetare Jerusalem", т. е. "Радуйся, Иерусалим".

4 От лат. rogatio - молебствие; дни рогаций (англ. Rogation Days) - понедельник, вторник и среду перед Вознесением.

5 Англ. Ember Days, от испорченного латинского quatuor tempora - четыре раза по три дня (среда, пятница и суббота) между третьим и четвертым воскресеньями Адвента, первым и вторым воскресеньями Великого Поста, Пятидесятницей и Троицей и, наконец, после Воздвижения Св. Креста (14 сентября), упорядоченные и предписанные для всей Церкви Папой св. Григорием VII.

6 После воскресенья за семьдесят дней до Пасхи.

7 Аббат Каброль - дом Фернанд Каброль OSB (Cabrol, 1855-1937), аббат Фарнборо (Farnborough) в Англии c 1903 г. - крупный ученый-литургист, автор ряда книг.

 


Первая публикация (на англ. яз.): Latin Mass Society's Newsletter, May 2001.