Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

    

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Протоиерей Владислав Цыпин на 1 этаже СДС. Фото: Авдей Правдолюбов / Православие.Ru Протоиерей Владислав Цыпин на 1 этаже СДС. Фото: Авдей Правдолюбов / Православие.Ru
    

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже
    

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

Святитель Николай (Велимирович) Святитель Николай (Велимирович)
На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец
    

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Колумбарий Колумбарий
    

Никита Филатов

26 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России
Никита Филатов
Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России
Никита Филатов
Как агитировали за кремацию в большевистской России? Сколько человек исполнили наказ Л. Троцкого и завещали сжечь себя после смерти? Где и как были устроены первые в России крематории?
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Сторонники таких похорон говорят: так дешевле и проще. Насколько справедливы их аргументы? Сколько в действительности стоит кремация?
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митр. Иерофей (Влахос)
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Церковь не может согласиться с кремацией мертвых и благословить на нее своих чад, потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Скрытно в согласии на кремацию таится пренебрежение к телу, неверие в воскресение мертвых, возможно учение о переселении душ или вообще отрицание существование души после смерти.
Комментарии
Евгений14 сентября 2021, 09:15
Спасибо за статью, полностью согласен. Удивляют комментарии. Озвучено отношение РПЦ по данному вопросу, в подтверждение приведено мнение святых отцов. Все чётко, ясно, и понятно. Так нет же, мы же конечно умнее святых отцов. Хуже всего, что это пишут люди считающие себя православными. Так и хочется сказать словами Св. Иоанна Златоуста, которые он с гневом произнёс с Константинопольской кафедры:"Вы не христиане, вы иудействующие христиане".
Светлана 21 октября 2020, 17:14
Сегодня похороны превратились просто в успешный бизнес проект, масса жуликов наживаются на этом, а честные простые люди вынуждены кормить эту армию паразитов, вся наша земля - это большое кладбище, нет клочка земли, где бы не умерло какое-нибудь живое существо, вся земля просто прах прошлых жизней, сегодня уже при жизни надо откладывать деньги на свои будущие похороны, просто кому-то выгодно поддерживать эту традицию, еще хорошо, что у нас есть земля, но цены на эти услуги ужасают, это не каждому по карману, и неужели, если святого человека сожгли, Господь не в состоянии его восстановить?
Надежда22 декабря 2019, 15:35
Очень дорого стоит могила, непосильные цены, так что ниша, это то, что с трудом удалось купить заранее, и не смотря, что там никого не было, так - как мама умерла только через пять лет, мы платили за уборщицу! И то что мы покупали за 45000 , сейчас стоит 150 000. Урна самая дешовая 6 000. За похороны заплатили 100 000,как не экономь, вынь и положь. О чем мы говорим, о каких традициях, спасибо, что хоть так. У нас простых людей выбора нет, не до традиций!
Натка20 сентября 2019, 21:44
Люди, которые ратуют за кремацию, весьма плохо понимают, что это такое. Во-первых, человеческие кости не горят ни при каких температурах. Поэтому что бы получить «прах» кости вынимают из печи и молят на специальной мельнице, а потом смешивают с пеплом. Обычно, этого «праха» получается больше чем урна и остатки просто «утилизируют». Например, когда сожгли балерину Павлову, то её прах пришлось раздать нескольким людям, как много его оказалось. Но она была самой известной балериной. Прах простых людей просто выбросят. Потом... на той же мельнице молят все остальные кости и в той же печи сжигают, поэтому это просто технически невозможно, чтобы останки разных людей не смешивались.
Анна Мосеева15 января 2019, 20:01
Но как можно в современном мире представить эту ситуацию? В городах живут не тысячи или десятки тысяч как прежде, а миллионы! Все эти люди умирают. Это же просто не реально всех хоронить, так как просто физически не хватит места и пригороды будут нескончаемыми кладбищами? (этим в небольших странах с большим населением и объясняется законодательный запрет погребления)
Марина17 октября 2018, 09:22
Мне кажется, автор напрасно привел в пример Европу... Во Франции могила сдается в аренду, а дальше - если нет родственников, которые продлят ее - то прах оттуда вынут (ну и дальше тогда что, кремация...?). По закону, вы покупаете не МЕСТО, а право на использование участка под ваши нужды на некоторое время. Длительность аренды может варьироваться от 5-50 лет, иногда можно оплатить "вечную" аренду - но решает мэрия, а не родственник усопшего. Также мэрия может "аннексировать" землю - после минимум 10 лет захоронения, если констатирует, что за могилой не ухаживают и она заброшена. Потому и могилы ухоженные...Ну и стоимость захоронения соответственно достаточно высока по сравнению с кремауцией.
Илья21 августа 2018, 17:44
Колумбарий на фото как многоквартирный дом.
3 августа 2018, 13:19
Никто ведь не мешает взять урну деревянную, и закопать её в землю. Дерево сгниет, прах останется в земле... Сам процесс выглядит варварским, а последствия выглядят более варварски, если тело оставляют гнить с червяками. По поводу осквернения святыни. Если взял домой просфору, а она не дай Бог пошла плесенью, что с ней делают? Сжигают! Ну так, если тело (святыня) пошло червяками, что с ним делать? Вопрос кремации встал передо мной после захоронения деда, его желание было именно кремация. Мне кажется нужно лишь пересмотреть саму процедуру. Что бы она сопровождалась молитвенными пениями, что бы совершать её могли только священно служители в каких-нибудь специальных печах...
Геннадий 1 января 2018, 06:36
Согласен с Нюшей о колумбарии. Хочу добавить.Пройдет не так много времени и урны, и таблички выбросят на свалку. Не хотел бы я такой участи после смерти. А в родной земле я останусь на века.
Наталья 7 октября 2017, 18:13
Какое-то размытое и неоднозначное складывается впечатление от всего перечитанного по этому поводу материала. Одни говорят - можно, но не желательно, и отпевать можно и нужно. Другие заявляют - нельзя отпевать. А как с теми, кто сгорел заживо, тоже же может и не быть останков - что хоронить, как хоронить? Разве не та же кремация.
Подруга умерла от онко. Ее желанием было, чтобы ее кремировали и прах развеяли над морем - любила она море безумно. И вот что делать родным?!!! Как пойти против воли умершего. Разве душа ее будет спокойной, если ее последнюю волю нарушить? А батюшка на месте отказался отпевать. Зато при крематории есть батюшка, который отпоет. Как потом говорить о единстве веры?
Юлия12 марта 2017, 19:10
У меня умер дедушка. Похоронить в том городе где он умер это означает отдать на растерзание и на опусташение могилы, т.к. все родственники находятся за 2,600 километров. Что в этом случае делать, При кремации церковь отпевать отказалась. Он всю свою жизнь был верующим. В городе где он умер родственников у нас нет
Наталья 5 мая 2016, 10:56
Зачем приводить пример про колумбарий?... Была в Москве, на кладбище у Матронушки... Посмотрела на заброшенные могилы, ржавые оградки, загаженные голубями памятники...Очень впечатлило... По мне, так лучше кремировать, посадить дерево, и пепел под корни... А позиция церкви слишком скользкая- запретить не можем, но не одобряем...
Светлана12 марта 2016, 23:51
Сегодня похоронили с мамой отчима на Хованском кладбище Москвы. Там не земля - глина. Могильщики предварительно отчерпывали из могилы воду; гроб клали - хлюпнуло. Не могу найти себе покоя - как он там, в воде?.... Ощущение вины перед ним за это... И вот и думаю, - может, лучше надо было кремировать? - чтобы не в воду?...
Ирина13 февраля 2016, 16:28
Поддержу Марию из Франции. Кремация здесь стоит самое маленькое 2 тысячи евро, а погребение раз в 10 дороже. Во многих регионах Франции, если у человека заранее нет на кладбище семейного склепа, то его даже негде будет похоронить, т.к. у кладбищ нет свободного места, и в этих регионах кремация является обязательным и единственно возможным способом погребения. Вот мы с мамой живем во Франции. Если что-то с одной из нас случится, то что делать? Репатриация тела в Россию стоит 20 тыс. евро. Похороны тела во Франции примерно столько же. Единственный финансово возможный вариант - кремация останков и перевозка праха в Россию, отпевание и похороны там. Мне странно, что именно РПЦЗ так агрессивно относится к кремации, зная ситуацию в Европе, которая ненамного отличается от японской. Может, кто-нибудь может что-то посоветовать в данной ситуации?
Наталия 5 февраля 2016, 09:45
Вот только вчера знакомая кремировала своего мужа, а урну будут выдавать только через неделю.
Не получается ли, что "смешивают" останки многих людей за этот период, а суммируемое делят на кучки и раздают.Такие подозрения , ведь Россия! Спасибо за ответ С уважением
Анна 9 декабря 2015, 11:13
Есть ещё такой момент - порой с родственников усопшего за "место" на кладбище просят большие деньги - и 100 и 200 тысяч рублей. Разрешение на захоронение нужно получать в срочном порядке (нельзя отложить на недельку и посидеть, обдумать, денег подсобрать или в милицию обратиться...).
НО можно "дохоронить" в могилу к ранее похороненному родственнику.
НО только через 20 лет со смерти того родственника можно "подхоранивать" в гробу, а если этот срок не истёк то только урну дохоранивают.
Вот такой бывает выбор.
Михаил31 августа 2015, 12:45
А где земля-то? Едешь по России - голые поля а них бурьян, и молодой лесок гнилой. Людей-то мало, а полконтинента пусто. Трава одна растет и буреломы. Не хотят хоронить, вот это другой разговор уже.
Им нравится чтоб жечь.
Elena Vasili30 августа 2015, 18:14
В Москве рядом с несколькими Храмами есть старые кладбища и там до сих пор разрешено захоронение, но... в урнах. И усопших отпевают. Урны погребают не в колумбариях, а в земле, ставят памятник с фото, оградку.
Мне интересно, вот человек ходит в храм много лет, священник его знает, и что, этого человека не будут отпевать, если родственники захотят его кремировать, или отпевать нужно до кремации. Какое то лукавство получается. Если японцам не запрещают кремировать, то почему русским это запрещено? Если грех, то для всех грех. А если одним можно, то почему другим нельзя.
Сергей29 августа 2015, 01:29
То дом на старом забытом кладбище построят,то свалку организуют.Уж лучше пусть сожгут и по ветру развеют.Птенцы появившись на свет не плачут о скорлупе.Прах к праху,а кто захочет помянуть пусть в церкви поминают.
Василий28 августа 2015, 20:44
В Крыму не было ни одного крематория, но после принятия нового закона о похоронном деле непременно появятся.

Радость-то какая, о людях подумали, благодетели! (это был сарказм).

Серьёзно, цитирую зама гл. адм. Ялты: "...многие были бы не против кремации, для кого-то из родственников такая процедура даже предпочтительнее по религиозным или этическим соображениям, но такой возможности просто нет, поскольку нет крематория".

Кто же такие эти граждане, которым по "религиозным соображениям" кремация лучше? Викинги?
Лариса Воронина28 августа 2015, 13:55
Марина:
/Прочитала, что души воскреснут, а тела уже не нужны будут./

Где вы это читаете?
"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся" (1Кор.15,51). Смысл слов его следующий: «не все мы умрем, но все изменимся», даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть
такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными (из толкования свт. Иоанна Златоуста). Полное толкование: http://bible.optina.ru/new:1kor:15:51

Если воскресение - это восстание в плоти, то как могут сами по себе "души воскреснуть"? Здесь взаимная несовместимость двух условий! Новый Завет описывает несколько случаев воскрешения, притом подробно и при наличие очевидцев.

"Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное" (1Кор.15,37). Нынешнее тело тленно, нечестно, немощно, душевно; будущее будет нетленно, славно, сильно, духовно. Здесь полное толкование: http://bible.optina.ru/new:1kor:15:42

Матчасть, учите матчасть (с)...
Ирина Т.28 августа 2015, 11:20
Моему покойному отцу диагностировали рак. С момента постановки диагноза до кончины прошло две недели. Лечился он в областном центре, не там, где проживал. И знаете что? От той минуты, когда отец зашёл к врачу и узнал, что у него рак, и до последнего его дыхания я постоянно молилась. И Бог не оставил - как-то сразу и деньги на лечение нашлись (а вы знаете сколько в сутки уходит на лечение онкологии?), а потом и на транспортировку тела в родной город, и на похороны, и на место на кладбище, и даже немного ещё осталось. И не было у нас никаких проблем с моргом, вскрытием и прочими вещами. Сказали сами, что заберём такого-то числа во столько-то и всё. Не стоит надеяться только на себя и думать "Как же так? Ведь денег не хватит, землю не купили" и т.д. Бог всё устроит: и деньги сразу найдутся, и земля. Всё остальное - наше маловерие.
Нина Бадерина28 августа 2015, 05:42
Я думаю, что вопрос о погребении или кремации, такой же противоречивый, как и планировании детей в семьях. Даже сам Патриарх Кирилл, говорил, что раньше могли выжить только семьи, в которых большое количество детей, так как надо было заниматься хозяйством, но сейчас в этом нет такой необходимости. Сразу оговорюсь, что речь идет не об абортах, а о планировании детей. То же самое и проблема погребения. Свободной земли становиться все меньше и очень частой становится практика, когда старые могилы экскаватором сносят, засыпают новую землю и дальше продолжают хоронить на этом же месте. Я считаю, что церковь должна идти навстречу верующим и пересматривать свои взгляды на те или иные традиции, с учетом современных условий жизни.
Наталия27 августа 2015, 22:20
В сельской местности столетиями придерживались установленного порядка обращения с землей, на которой находилось деревенское кладбище. Существовали правила, которые позволяли по прошествии определенного периода времени использовать землю другим образом. Люди старшего поколения могут рассказать о том, какой это был промежуток времени и каким образом было принято поступать с этим местом в дальнейшем.
Елена27 августа 2015, 20:46
Живу в Штатах. У нас не запрещено предавать тело земле без кремации, но стОит это бешеных денег. Мне их просто не собрать за оставшуюся жизнь.
Иванка27 августа 2015, 16:05
Миллиарды тонн останков умерших животных и растений, на суше и в мировом океане спокойно себе истлевают,и никто их даже не закапывает, и на протяжении тысячелетий это не приводило к экологическим катастрофам, тем более такой, какую мы наблюдаем в нынешнее время. И именно останки человека (как их мало по отношению ко всей биомассе, подвергающейся тлению) так раздражают "борцов за экологическую безопасность". Действительно цедится комар и проглатывается верблюд.
Марина27 августа 2015, 15:44
А на Тибете сажают в мешок и на гору, чтобы добро не пропадало, звери поели. А до этого читают молитвы, чтобы душа отлетела. И ничего.
Прочитала, что души воскреснут, а тела уже не нужны будут.
Лариса Воронина27 августа 2015, 14:38
У нас в городе место под кладбище отведено на голой скале. Могилу вырубают и засыпают землёй. Под захоронение только если "повезёт", т.к. грунт сложный - где глинистый, где горный... Я не защищаю кремацию, напротив, мне это неприятно. Но навещая могилы в разных концах, сама начинаю задумываться: "А куда дальше?".

Вообще, тема эта настолько тонкая, что следовало быть поделикатнее. А автор разделал и покойных и родственников "под орех". Неужели не хоронил никого?
Анна27 августа 2015, 10:44
Моё частное мнение, что кремация очень близка к самоубийству. Конечно это совсем не одно и то же, но нечто схожее в этом есть.
Некое "самовольничание" человека.
Мария26 августа 2015, 23:18
я хотела бы добавить, что кремация во франции, например, это не всегда дело прогрессива... здесь это вопрос и стоимости земли (а леса тут тоже все частные, если в греции леса и есть государственные, то во франции - нет). так вот, если умерший при жизни не смог приобрести себе участочек (а земля стоит недешево из-за ее дефицита), и при смерти родственники его близкие тоже небогаты...то путь захоронения только один - кремация. например у моих знакомых мама умерла, так двоим сыновьям пришлось брать кредит: они сказали что кремация стоит 5 тыс евро, а земля еще дороже...
Арина26 августа 2015, 21:51
"Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать..." При чем здесь идеологи, если во 2-ой части статьи несмотря на сильное желание не удалось доказать, что они насадили чуждый обычай? И даже Ленин подписал декрет только "о допустимости и предпочтительности". Никого ж большевики не заставляли насильно, за отказ не расстреливали, в лагеря не отправляли. Более того, упоминается, что в 1909 г. комиссия при Святейшем Синоде составила Заметку, только не упоминается, что именно послужило поводом для этого.
А от наших традиций в целом мало что осталось. С 90-х годов уже без разговоров забирают умершего в морг. Это "традиция"? Там "выдают тело" по рабочему графику, никого не интересует будет это 3 или 4-5 и т.д. день. Не говорю уже обо всяких "случаях", якобы требующих "вскрытия", возражения родственников побоку. И много еще всяческих расхождений с традицией настигает родственников умерших, рассказывали и сама сталкивалась.
Мне совершенно не нравится кремация. Только хочется больше объективности во всех отношениях. Способ погребения диктовался не только религиозными взглядами, но и климатическими условиями, так традиции и формировались. Иудеи разве в землю погребали? У них были пещеры. При желании можно много найти расхождений и среди православных стран с тем, что мы считаем традицией в нашей местности. Сравнение с супермаркетом действительно неуместно. Это просто чуждо для нас, а японцев, корейцев и т.д. не стоит оскорблять.
Владимир26 августа 2015, 21:20
А по моему удобно. Поставил урночку дома. Когда нужно или когда хочешь-отслужил панихидку. Урна с останками на глаза всё время попадает, вот тебе и память смертная. Но если в РПЦ священноначалие запретит кремацию, то "...смиренно приемлю и ничтоже супротив глаголю..."
Нюша26 августа 2015, 15:49
Фото колумбария на меня произвело жуткое впечатление
Вот на кладбище с обычными могилами я знаю, что там в земле лежит человек, которого похоронили.
А в колумбарии - есть таблички с портретами, а людей под ними нет, вообще нет и больше не будет человека с таблички.
Я в шоке.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×