|
русский: безличностность,
безличность, бессамостность, не-я
английский: not-self,
non-ego, egolessness, impersonality, unsubstantiality
пали: анатта
| anattā
Это последняя из трёх
характеристик существования. Безличностность означает,
что ни в теле, ни в уме, ни вне их нельзя найти что-то
такое, что можно было бы считать своей абсолютной
сущностью, неизменной личностью, которая существовала
бы сама по себе и представляла собой некую реальную
истинно существующую сущность, эго, душу и т.д.
Безличностность – это главнейший принцип в учении
Будды. Без понимания этого принципа правильное понимание
всей полноты буддийской доктрины невозможно. Это уникальная
черта буддизма, на которую целиком опирается всё учение.
Другие буддийские принципы можно в том или ином виде
найти и в других философских или религиозных системах,
но безличностности учил только Будда.
Тот, кто не смог увидеть безличностность всего существующего,
и не понял, что в реальности существует только зависимый
от различных вещей самоподдерживающий процесс возникновения
телесных и умственных феноменов, в котором нет отдельной
от него души или эго, не сможет правильно понять учение
Будды. Такой человек будет думать, что его эго, его
душа или его «я» – это то, что испытывает страдания,
совершает добрые и плохие дела, перерождается в других
жизнях (или наоборот, исчезает после смерти), или
входит в ниббану, где и
будет существовать вечно.
Поэтому для чёткого разъяснения принципа безличностности
в Висуддхимагге сказано:
«Только страдания существуют, но не найти страдающего;
Поступки совершаются, но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть, но нет того, кто в неё входит;
Путь существует, но не найти того, кто по нему идёт».
●
В
Алагаддупама
сутте (МН 22) безличностность тела и ума сравнивается
с безличностностью веток, палок, хвороста, травы и
листьев.
●
См.
объяснение безличностности монахиней Вадджирой в СН
5.10
|
|