Либерализм

Либерализм
ЛИБЕРАЛИЗМ
(liberalism) В общем смысле, – это представление, согласно которому цель политики состоит в защите прав личности и в максимальном расширении свободы выбора. Подобно социализму (socialism) и консерватизму (conservatism), либерализм возник в результате взаимодействия Просвещения (Enligthtement), промышленной революции и политических революций XVII–XVIII вв. Либерализм сохраняет веру в возможность улучшения существующих социальных условий, что связано с идеей прогресса (progress), широко распространенной в конце XVIII–XIX вв. Идея эта включает в себя перспективы развития в сфере познания, благосостояния и нравственности. Хотя ныне вера в возможности прогресса в некоторых из этих областей не так сильна, как прежде (см.: постмодернизм), либерализм сохраняет надежду на лучшее будущее. К тому же Просвещение сформировало характерное для либерализма представление о человеческой деятельности как о чем-то разумном и ответственном (хотя бы потенциально). Политические революции во Франции и Америке оставили после себя весьма неоднозначное наследие. Равным правам по-прежнему придается особое значение, и большинство либералов хотели бы достичь именно этой основополагающей формы равенства. С другой стороны, критики либерализма считают, что он заражен буржуазными ценностями (bourgeois values), свойственными классу капиталистов, складывающемуся в современном индустриальном обществе. Кроме заботы о равноправии и улучшении существующего положения вещей либерализм уделяет пристальное внимание вопросу о пространстве, в котором индивиды могут жить по собственному разумению или в соответствии с собственными представлениями о благе. Представление, будто непосредственная угроза этому "пространству", исходит от деспотичной воли монарха, заставило либералов задуматься о допустимых пределах политической власти. Они исследовали взаимоотношения между законной властью и общим согласием, а также основные характеристики власти закона. Другую угрозу либералы видели в религиозной нетерпимости и власти общественного мнения или общественной нетерпимости. В общем плане либерализм попытался определить черту, отделяющую государственное от частного; такой подход содержит ряд ключевых компонентов. Первый – это особенности политической власти в противоположность власти, которая могла бы существовать либо применяться в частных сферах жизни. Локк (Locke), к примеру, уделял большое внимание различиям между властью господина над слугой, хозяина над рабом, родителями над детьми и мужа над женой, с одной стороны, и политической властью – с другой. Ни один из этих видов "домашней" власти не проливает свет на природу власти политической, которая является законной тогда (и только тогда), когда подданные согласны с нею. Эта власть должна быть направлена на общественное благо, ограничена его целями и регулироваться установленным и известным законом. Такое представление об ограниченной государственной власти неизменно занимает центральное место во всем, что делают либералы: например, власть закона (the rule of law), разделение властей (division of powers), конституционность, придание особого значения гражданским свободам – все это вытекает из стремления ограничить политическую власть рамками того, что считается сферой ее действия. Второй аспект ограничения государственной власти – акцент на автономии экономической жизни и защите частной собственности. К этой характеристике, однако, следует относиться с осторожностью. Либералы не всегда были горячими сторонниками политики невмешательства государства в экономику (laissez-faire), что в немалой степени было связано с их признанием неспособности рыночной системы обеспечить условия собственного существования. И вновь при общей поддержке частной собственности как защиты от государственной власти, дающей некоторую надежду на независимость, многие либералы были озабочены последствиями концентрации частной собственности. Либералов обычно, хотя и не совсем оправданно, упрекают за то, что они, будучи озабоченными тем, как ограничить государственную власть, уделяют недостаточно внимания последствиям неофициальной власти. Утверждение демократии (democracy) поставило перед либерализмом, который до этого весьма сдержанно относился к правлению народа, особые проблемы: демократию можно приветствовать как противовес стремлению власть имущих использовать ее в собственных интересах, но вместе с тем она может таить в себе новые опасности, угрожающие свободе личности. (см.: tyranny of the majority – тирания большинства.) В более общем плане либералов тревожило то, что уравнительные тенденции массового общества способны подавить личную инициативу и уничтожить пространство, где могут существовать разные образы жизни. Насколько неопределенны отношения либерализма с неограниченной демократией, настолько же сложны и его отношения с утилитаризмом (utilitarianism). В некоторых трактовках либерализма во внимание принимаются взгляды только тех авторов, которые выступают в защиту естественных прав (natural rights), исключая тем самым все, что было сделано утилитаристами. Даже когда приверженность естественным правам не считается критерием принадлежности к либерализму, некоторые рассматривают утилитаризм в том виде, как он представлен Бентамом (Bentham) и Дж. С. Миллем (Mill), как отклонение от основной традиции либеральной мысли: Бентам, похоже, допускает более активную, чем того хотелось бы, деятельность государства, а Дж. С. Милль сочувствует социалистическому эксперименту и без должного почтения относится к святая святых – частной собственности. Полемика между теоретиками – сторонниками прав и утилитаристами не затихает, но вовсе не бесспорно, что только первые имеют право считаться либералами. Речь идет о равновесии между стремлением утилитаризма к всеобщему благосостоянию, аналогичным заботе либералов об улучшении условий жизни, и тем значением, какое либералы придают защите личности от власти государства, что может оказаться несовместимым с неограниченным утилитаризмом. Все политические идеологии можно рассматривать как динамические процессы в том смысле, что постоянно приходится отстаивать или переоценивать в свете меняющихся условий присущие этим идеологиям конкретные ценности. Это служит одной из причин того, что в рамках самого либерализма не существует общепринятой концепции свободы (freedom). Так называемые новые либералы выдвинули под влиянием условий, сложившихся в конце XIX – начале XX вв., более позитивную концепцию, чем многие из их предшественников, возродив концепцию особого значения благосостояния, что было свойственно утилитаристам, с которыми во всем остальном у новых либералов мало общего. Много проблем поставило перед современным либерализмом понятие "справедливост". Ролз (Rawls), Дворкин (Dworkin), Нозик (Nozick) и Аккерман (Ackerman) являются, вероятно, наиболее авторитетными участниками полемиками по этому поводу. Упор на идее справедливости связан с еще одной характеристикой современного либерализма – пристальным вниманием к проблеме нейтральности. Нейтральность можно понимать по-разному, но это понятие обязательно включает в себя нейтральное отношение к представлениям граждан о благе и добре. Критики-коммунитаристы (communitarian critics) сомневаются в том, что можно доказать приоритет права (понятия, основанного на принципе справедливости) над благом, но очевидно, что во многих областях либералы стремятся к созданию нейтральных процедур, допускающих выбор гражданами разных понятий блага или разных способов жизни безо всякой дискриминации. Это нейтральное отношение предполагает, что государственная власть служит всего лишь средством создания необходимого пространства для пользования личной свободой и обеспечивает разрешение конфликтов. Такой подход оспаривается сторонниками не только коммунитаризма, но и либерального перфекционизма (perfectionism).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". . 2001.

Либерализм
(от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками.
Сегодня не вызывает серьезных научных разногласий тезис о множественности проявлений либерализма для разных эпох (традиционный и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический). Здесь можно отметить такую черту либерализма, как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
В политологической литературе имеется как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение, представлен­ное в различные периоды разными социальными силами, но привержен­ными все же к изначальным его канонам; во-вторых, как социаль­но-политическое (организационно-политическое) движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
Теоретические корни либерализма произрастают в идеологии восходящего класса буржуазии в XVII веке, т.е. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт либера­лизма нашла свое отражение в трудах Дж.Локка, во взглядах просве­тителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, в идейных течениях фран­цузской революции, а также в учениях XIX в., отмеченном как "зо­лотой век либерализма", - А.де Токвиля (Франция),Дж.С.Милля (Анг­лия), В.Гумбольдта (Германия) и др.
Автономия личности и ее первичность по отношению к об­ществу и государству являлась определяющей идеей для данного направле­ния. Ранний либерализм дал трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязать привнесенные извне или "сверху" правила.
Ярким представителем либеральной демократии был англича­нин Д.Локк (1632-1704), для которого важное значение имело обос­нование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. "Основной целью вступления людей в общество, - пишет Локк, - является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе".
Теория разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную) положило начало идеологии либера­лизма. Законодательная и исполнительная власти не должны находить­ся в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
Еще одним проявлением разделения властей стало развитие много­партийной системы.
Важнейшим элементом политического либерализма яв­ляется теория и практика правового государства.
Основополагающая либеральная идея общественного устройства - руссоистская идея социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений.
К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относит­ся идея гражданского общества, как общества экономического, осно­ванного на частной собственности и рынке и независимого от госу­дарства и политических институтов.
В ходе своей эволюции в XVIII-XIX вв. обнаружились уязвимые места в тех пунктах либерального учения, которые не выдержали ис­пытания временем и заставили либералов кинуться в поиски новой социально-политической платформы.
В последней четверти XIX века данное направление получает название неолиберализма. От первоначального отрицания государственного регу­лирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости, даже необ­ходимости вмешательства государства в социально-экономической сфере. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуаз­ного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирую­щего вмешательства "извне". Растет понимание опасности в том, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не огра­ниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостоя­ния большинства населения.
В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Особо сосредото­чены они на второй группе отношений. Российские неолибералы в лице П.Новгородцева, И.Покровского, Влад.Гессена, Л.Петражицкого, Б.Кистяковского, С.Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме.
Коновалов В.Н.

Политология. Словарь. — М: РГУ. . 2010.

Либерализм
(лат. libartas, "свобода")
1) идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В 19 - нач. 20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В кон. 20 в. происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии;
2) в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав инвалида в пределах, ограниченных действие закона, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей;
3) экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка.

Политическая наука: Словарь-справочник. . 2010.


Политология. Словарь. — РГУ. . 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Либерализм" в других словарях:

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — (от лат. liberalis свободный) идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы. Л. является …   Философская энциклопедия

  • либерализм — а, м. libéralisme m. 1. устар. Свободомыслие, вольнодумство. БАС 1. Брат возвратился из деревни .. О привел там в действо либерализм свой: уничтожил барщину и посадил на оброк мужиков наших, уменьшил чрежз то доходы наши. 18. 9. 1818. А. Тургенев …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — (ново лат., от лат. liberalis свободный). Свободомыслие, вообще политический образ мыслей, не связанный преданиями и существующими формами государственной жизни, противоп. консерватизму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — ЛИБЕРАЛИЗМ, либерализма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Система политических идей, взглядов и стремлений, свойственная идеологам промышленной буржуазии эпохи ее подъема, отстаивающая, трусливо и непоследовательно, политические свободы в интересах… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — в экономике это совокупность взглядов на функционирование хозяйства и принципы экономической политики, отвергающих необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой… …   Большой экономический словарь

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — (от латинского liberalis свободный), идейное и общественно политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 18 вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка,… …   Современная энциклопедия

  • ЛИБЕРАЛИЗМ — идейное и общественно политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • либерализм — 1. см. свободомыслие. 2. см. снисходительность. 3. см. потворство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • Либерализм —  Либерализм  ♦ Liberalisme    Доктрина либералов, при условии, что у них имеется собственная доктрина. Чаще всего прилагательное «либеральная» употребляется по отношению к экономической доктрине, смысл которой заключается в том, чтобы государство …   Философский словарь Спонвиля

  • Либерализм — (от латинского liberalis свободный), идейное и общественно политическое течение, возникшее в европейских странах в 17 18 вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»