Pixar существует уже более 30 лет, и буквально недавно выпустила свою 23-ю полнометражную работу — мультфильм «Душа». В связи с этим Андрей Загудаев обновил свой список работ студии от худшим к лучшим. Затронула ли «Душа» верхние строчки? Как высоко забралась последняя «История игрушек»? Сейчас расскажем.

23 — «Тачки-2» (2011)

cars2

Пожалуй, единственный мультфильм Pixar, который можно назвать средним по всем параметрам. Возможно, из-за того, что постановщик Джон Лассетер не придумал для сиквела яркую тему. Если оригинальные «Тачки» очень остроумно и точно высказывались об американской глубинке с ее бескрайними пустынями, придорожными закусочными и шоссе в никуда, то продолжение формально посвящено лишь мировому чемпионату по автомобильным гонкам. Шутки и остроумные моменты в сиквеле есть (вспомним хотя бы этап в Японии), но в какую-то цельную картину все это в итоге, увы, не сложилось.


22 — «Университет монстров» (2013)

monsters2

Постановщики студии Pixar в разные годы боялись делать сиквелы, приквелы и прочие пристройки к своим оригинальным мультфильмам. Причина прозаична: они никогда им (кроме, пожалуй, «Истории игрушек») не удавались. «Университет монстров», рассказывающий о студенческих годах жизни главных героев «Корпорации», Майке Вазовски и Салли, как раз из таких. Это в меру увлекательный и профессиональный мультфильм, но не более — не самая плохая характеристика для любой студии, но только не для Pixar.


21 — «Приключение Флика» (1998)

flick

Пожалуй, самый малоизвестный и почти забытый мультфильм студии. История муравья Флика, который из-за своей нерасторопности ввязался в конфликт с саранчей, пожирающей продовольственные запасы в его деревне. Pixar в конце 90-х еще только вырабатывала свой стиль, одним из основополагающих принципов которого является возможность показать зрителям привычный мир глазами других существ. «Флик» прилично заработал в прокате, обойдя еще один мультфильм про муравьев того года — «Муравей Антц», — но культовым так и не стал.


20 — «Тачки-3» (2017)

В третьей части в Pixar решили вернуть серию в Америку, а основной темой выбрали смену поколений. Но, увы, триквел некогда очень популярного «автомобильного» мультфильма получился ровным, «профессиональным», но опять невпечатляющим. Особенно по сравнению с лучшими работами студии. Наверное, лучшим показателем того, что «Тачки» по-прежнему являются одним из слабейших пиксаровских  сериалов, могут послужить и скромные (по меркам полнометражной анимации) кассовые сборы и отсутствие какого-либо шума во время релиза. Забыли про третьи «Тачки» и на «Оскаре», не дав мульту даже номинацию.


19 — «Храбрая сердцем» (2012)

brave

Еще один мультфильм, выпущенный Pixar в так называемое «смутное» время студии —  между вторыми «Тачками» и приквелом «Корпорации монстров». «Храбрая сердцем», сочетающая в себе мотивы сказок братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, и довольно однозначный феминистический подтекст, словно застряла между консервативным диснеевским творчеством и пиксаровским авангардизмом. Мультику, рассказывающему историю строптивой рыжеволосой принцессы Мериды, не хватило авторской смелости и парадоксальности, которыми так славятся работы Pixar. Из-за этого «Храбрую сердцем» проще всего спутать с классическими диснеевскими мультами про принцесс. В этом нет ничего плохого, но от Pixar мы всегда ждем сюрприза, а тут его не случилось.


18 — «Хороший динозавр» (2015)

«Хороший динозавр» создавался в муках, поэтому премьера мультфильма была перенесена почти на полтора года. Из-за этого поклонники Pixar в 2014-м не увидели в прокате ни одного мультфильма от студии. В итоге, «Хороший динозавр» получился милым и обаятельным, но слишком предсказуемым. История двух непохожих друзей — зеленого неуклюжего динозаврика Арло и безумного мальчугана — впрочем, транслирует в зрителя правильные мысли — о дружбе, товариществе и взаимовыручке. Однако, видно, что все творческие «переделки», которые случились с мультфильмом, привели к тому, что в «Динозавре» совсем не осталось места для традиционной пиксаровской парадоксальности, которую, видимо, вычистили из картины «от греха». И поэтому влюбиться в «Хорошего динозавра», как и поставить его на более высокое место, сложно — это просто хороший мультфильм и не более.


17 — «Вперед» (2020)

Вперед / Onward (2020) — фото (29): кадры и постеры из мультфильма

Одна из главных жертв коронавирусной пандемии («Вперед» попал в первую волну локдауна и быстро появился в онлайне) — мультфильм про двух братьев-эльфов, которые живут в волшебном мире. На шестнадцатилетие младшего мама дарит ему волшебный посох, при помощи которого они смогут на один день воскресить умершего отца. Но что-то идет не так, братья воскрешают только половину родителя, а чтобы довести начатое до конца, им предстоит достать специальный кристалл, в охоту на которым они и отправляются. «Вперед» заметно уступает других поздним пиксаровским мультфильмам: здесь нет совсем уж непредсказуемой драматургии, а баланс основного и второстепенных сюжетов не так точно выверен, как в других пиксаровских лентах. Но все равно, «Вперед» — это трогательная приключенческая картина о семейных узах и утрате, в финале которой слезы наворачиваются на глаза сами собой.


16 — «Тачки» (2006)

cars

Пожалуй, один из самых популярных в народе мультфильмов студии. Помимо, собственно, самой анимационной ленты Джона Лассетера, студия Disney выпустила гору мерчандайза, игрушек и прочих товаров с изображением Молнии Маккуина и других персонажей фильма. Отдельная боль коллекционеров — игрушечные машинки по мотивам картины. Масштаб трагедии можно оценить на Youtube. Возвращаясь к мультфильму, повторимся, что «Тачки» — очень точный и при этом обаятельный рассказ об одноэтажной Америке, скрытой от туристов, с ее легендами и тайнами. С «Тачками», кстати, связан и один из немногочисленных провалов Pixar на премии «Оскар». В 2007 году в погоне за золотой статуэткой студию обошел великий Джордж Миллер («Безумный Макс») с мульфильмом про пингвинов «Делай ноги».


15 — «История игрушек-2»

toy2

Встраивать трилогию «История игрушек» в этот список оказалось невероятно сложно: каждая серия мультфильма хороша и заслуживает высокого места. Мы решили ниже других расположить вторую часть — потому что она во многом повторяет оригинальный мультфильм (хоть делает это, понятно, мастерски). «История игрушек-2» — первый сиквел в карьере студии, а также продолжение истории про ковбоя Вуди и Базза Старлайтера, одних из самых популярных героев в истории Pixar. Это очень трогательный мультфильм о взрослении, рассказанный с неожиданного ракурса — со стороны игрушек, которые наблюдают за детством своего хозяина.


14 — «Суперсемейка» (2004)

incred

«Суперсемейка» — пародийная лента, рассказывающая о нелегкой изнанке жизни супергероев, — во многом опередила свое время. Это сейчас программа кинотеатров забита супергеройским кино, но еще 10 лет назад все было иначе. По сути, «Суперсемейка» — это первая попытка взглянуть на жанр «люди в разноцветных лосинах спасают мир» по-новому, а не в лоб, как было принято тогда в Голливуде. Но при этом «Суперсемейка» — это мультфильм не о супергероях, а о том, как особенным (читай, талантливым) людям сложно найти себя в мире, заселенном «обычными» людьми. «Суперсемейка» — не лучшая работа студии, но до сих пор одна из самых актуальных.


13 — «В поисках Немо» (2003)

nemo

«В поисках Немо» — главный парадокс в творчестве Pixar. Многие считают эту ленту Эндрю Стэнтона самой «детской» в карьере студии, забывая, что мультфильм начинается со смерти четырех сотен братьев и сестер главного героя Немо (и его матери). Возможно, все дело в милых персонажах — игрушки по мотивам мультфильма до сих пор пользуются спросом. Как всегда, за понятным сюжетным фасадом у Pixar (оранжевая рыбка-клоун пытается выжить в океане и найти дорогу домой), скрывается поучительная история о том, что такое взрослая жизнь, и какие трудности она сулит.


12 — «Суперсемейка 2» (2018)

Incredibles 2,” Reviewed: A Sequel in the Shadow of a Masterwork | The New  Yorker

Оригинальная «Суперсемейка» вышла на заре массового увлечения супергероями, за несколько лет до старта вселенной Marvel, поэтому смотрелась удивительно свежо. Сегодня, когда от супергеройского кино не устал только слепой, дилогия про суперсемью воспринимается совсем иначе. Впрочем, Брэду Берду («В поисках Немо», «Рататуй»), удалось сделать мультфильм как будто существующий в параллельной к Marvel вселенной. Да, это тоже картина про суперлюдей в ярких трико, владеющих магией, но со смещенным центром тяжести. Там, где фильмы Marvel и DC воскрешают для всего человечества миф о суперсиле, защищающей людей в современном бурлящем мире от невзгод, Берд говорит о совсем других фундаментальных вещах. Вторая «Суперсемейка» — в первую очередь мультфильм о современной семье, об отношениях и трудностях внутри нее. А лишь следом — шумный яркий боевик про супергероев. Но и как всегда у Pixar, это прекрасно уживается внутри одной картины, делая вторую «Суперсемейку» практически совершенным сиквелом.

11 — «В поисках Дори» (2016)

Если первая картина — про поиски Немо — была скорее еще одним мультфильмом на любимую пиксаровскую тему — о возвращении домой, то сиквел идёт дальше. «В поисках Дори» — это не только мультфильм-приключение о болтливой рыбке с катастрофически короткой памятью, но и история о всех неполноценных существах, аутсайдерах, которые пытаются приспособиться к жизни в нормальном обществе. Это очень актуальная тема всегда — например, похожие проблемы поднимает «Форма воды» Гильермо дель Торо. Но если у мексиканца получилась сложная многожанровая картина, то «В поисках Дори» сделана намного проще — чтобы понравиться самой широкой аудитории.


10 — «История игрушек-3» (2010)

toys3

Третья «История игрушек» — самая мрачная и технически совершенная часть трилогии, завершающая историю первых двух фильмов. Это еще один мульт Pixar, который посвящен неумолимости взросления, переходу из детского инфантильного мира в суровую самостоятельную жизнь. И о том, как прошлое, которое еще вчера было настоящим и даже будущим, сопротивляется этим переменам. Но даже если не копать так глубоко, «История игрушек-3» — это невероятно трогательный мультфильм про дружбу, от которого не оторвать глаз. Ну а образ розового плюшевого медведя, который превращается в одночасье из милой игрушки в главного злодея — вообще один из самых сильных в современной анимации.


9 — «Корпорация монстров» (2001)

MonstersInc-3

Главный романтик Pixar и будущий автор «Головоломки» и «Души» Пит Доктер начинал с «Корпорации монстров» — уникального мультфильма про чудищ, которые живут в огромном мегаполисе и охотятся за детскими страхами. Больше половины успеха «Корпорации» держится на главных героях — пушистом страшиле Салли и зеленом колобке с ногами и руками Майке Вазовски. Фильм Доктера, как это всегда бывает у Pixar, это дань почтения сразу нескольким жанрам — тут есть кусочки антиутопии, бадди-муви и научной фантастики. Но главное — это захватывающая история о столкновении двух миров — детском и взрослом, и о понимании, как главном условии преодоления преград между ними. Изумительный мультфильм.


8 — «Тайна Коко» (2017)

Триумфатор 90-й церемонии вручения «Оскаров», победивший в двух номинациях (вторая — за лучшую песню). В «Тайне Коко» есть всё, за что мы любим мультфильмы Pixar — очень необычная тема, прекрасное техническое исполнение и щемящая, но не пошлая сентиментальность. Pixar, как обычно в своих лучших работах, поднимают важнейшие вопросы — на сей раз отношений внутри семьи и связи с предками. И делают это совершенно блестяще — если вы не заплачете или хотя бы не пустите скупую слезу в финале этой картины, то вы не человек. Чуть подробнее про «Тайну Коко» — в нашей рецензии.


7 — «История игрушек 4» (2019)

Review: 'Toy Story 4' is a beautiful bookend to a beloved story | Seattle  Refined

Финальный аккорд главного мультипликационного сериала от Pixar — именно с оригинальной «Истории игрушек» началась «полнометражная» история студии. Если первые три части были в той или иной мере фильмами про взросление, то в четвертой пиксаровцы выводят сюжет на новый уровень. Это картина о человеческой судьбе: здесь игрушки начинают всерьез задаваться вопросом о своем предназначении: не простой ли они мусор, а не важнейшие вещи в жизни человека на определенной стадии? Кроме того, финальная «История игрушек» — это полноценная история любви с сильными женскими персонажами, каких ранее в серии не бывало.


6 — «Рататуй» (2007)

ratatuy

Сложно найти человека, которому бы не понравился мультфильм Брэда Берда. История крысенка Реми, который волею судьбы становится шеф-поваром дорогого мишленовского ресторана, оказалась настолько универсальной, что в нее влюбились все — от мала до велика. Рискнем сказать, что «Рататуй» — это самый попсовый мультфильм в истории Pixar, но это ни в коем случае не минус. Берд сделал мульт об истории успеха или, если хотите, об американской мечте, не прибегая при этом, в отличие от многих коллег, к каким-то сложным метафорам или аллюзиям. Если и есть по-настоящему народный мультфильм в портфолио Pixar, то это, безусловно, «Рататуй».


5 — «Душа» (2020)

Soul Isn't Just About Finding Your Spark, But A Warning As Well

Новый фильм Пита Доктера, автора «Корпорации монстров», «Вверх» и «Головоломки», вновь исследует природу человека и окружающего мира. Это история джазового музыканта Джо, который перед важным концертом умирает и оказывается в абстрактном загробном мире, населенном так называемыми менторами и блуждающими душами. С одной из них — под номером 22, самой капризной и одинокой, Джо предстоит найти общий язык — именно это поможет ему вернуться на Землю. «Душа» — очередной гениальный мультфильм Доктера, который все глубже и глубже проникает в потаенные уголки бытия, не скатываясь в философствование или скуку. Это не просто фильм о дружбе между очень разными существами — но и о смерти, загробном мире и о том, что нужно тратить свое время на по-настоящему важные вещи, вызывающие отклик в душе. Если не боитесь пандемии, идите обязательно в кинотеатр, потому что «Душа» — это еще и технологический шедевр. Таким красивым, как тут, Нью-Йорк, кажется, не был никогда.


4 — «История игрушек» (1995)

Toy_Story

Мультфильм, с которого началась Pixar. Рискованный эксперимент (первый полнометражный компьютерный мультфильм в истории!), в итоге положил начало славной истории американской студии. «История» — это мультфильм, как мы уже дважды до этого говорили, о взрослении, рассказанный от лица игрушек. После Toy Story мир анимации изменился навсегда; как принято говорить, это один из столпов жанра, и просто гениальный мультфильм.


3 — «Вверх» (2009)

1405519809_imagesbase.ru-047

Еще один шедевр в карьере Пита Доктера, автора «Корпорации монстров» и «Головоломки». Первый мультфильм Disney о смерти — и первый мультфильм Pixar, где на экране показывают кровь. «Вверх» — мрачная, пронзительная лента, рассказывающая историю дедушки и юного скаута, которые отправляются на край света в поисках Райского водопада. Несмотря на весь авангардизм (полет на шариках, например, как основная метафора смерти), картина мощно выступила в мировом прокате (более 700 млн. долларов сборов) и получила премию «Оскар». Таким образом, Pixar опять доказала, что даже в самых коммерческих жанрах можно рисковать, избегать навязчивых клише и тем самым удивлять зрителя.


2 — «Головоломка» (2015)

головоломка

В годы непосредственно до «Головоломки» Pixar выпустил немало спорных вещей — но это произведение обозначило мощнейший камбэк, который возглавил уже упомянутый Пит Доктер.

«Головоломка» — история маленькой девочки Райли и пяти эмоций, который сидят у нее в голове. Их главная задача — делать девочку счастливой, чтобы она не грустила и жила полной жизнью. «Головоломку» сложно пересказать словами — это и практическое пособие для родителей по воспитанию детей, и приключенческая лента о человеческом сознании (странно звучит, но это так), и просто технически совершенный и понятный мультфильм для всех возрастов.


1 — «ВАЛЛ-И» (2008)

VALLI

Каким бы разнообразным ни было портфолио Pixar, в нем есть однозначный король — «ВАЛЛ-И». Трагикомическая история из будущего про ржавого робота-уборщика, похожего одновременно на Вуди Аллена и главного героя фильма «Короткое замыкание» — это вершина творчества студии. Бескомпромиссный (чего стоит только «немое» вступление на 30 минут), изобретательный мультфильм, с невероятно обаятельным главным героем, рассказывающий страшную антиутопическую историю об умирающем человечестве. «ВАЛЛ-И» уже давно стал символом студии и одним из самых знаменитых роботов в истории мирового кино. Поэтому мы ни капли не сомневались, когда выбирали лучший мультфильм Pixar.