ID работы: 5209940

Анкета персонажа

Статья
G
Завершён
535
автор
Размер:
18 страниц, 2 части
Описание:
Примечания:
Публикация на других ресурсах:
Уточнять у автора/переводчика
Поделиться:
Награды от читателей:
535 Нравится 40 Отзывы 131 В сборник Скачать

Анкета с комментариями

Настройки текста
Примечания:

Анкета персонажа

Uther Cothurnus

Введение

Данная анкета представляет из себя переработку нескольких анкет профессиональных писателей. Она - это лишь один из множества вариантов анкет (каждый писатель перерабатывает анкеты под себя). Анкеты писателя и писателя-психолога будут радикально отличаться, но их основная функция остается неизменной. В этом варианте я постарался равномерно обозначить все важные слои персонажа (глубинный, внутренний и внешний). Она (анкета) требует небольшого уровня познаний в психологии, социологии и литературе, но в комментариях я постараюсь подробно разъяснить сложности и расскажу о нюансах и втором “дне” анкеты. Сразу хочу сказать, что анкета - это лишь ключ к созданию узнаваемого и интересного персонажа, и от неё не будет никакого толку, если писатель не учитывает все мелочи, описанные в анкете. Это лишь обозначение персонажа. Задача писателя: реализовать и заставить “стрелять” все детали. Иначе говоря - дать персонажу необходимую почву, в которой он сможет проявить себя и всем своим поведением рассказать о себе. Вам может показаться, что во многом такая куча информации лишняя, тем более, если вы будете использовать лишь малую часть. Но на самом деле это не так. При создании сцены, действий, выбора героев вы руководствуетесь всей информацией известной вам о мире, но используете из всего многообразия то, что вам нужно в данный момент. И такие вот “моменты” вытекают из ваших знаний о мире, героях и т.д. И кто знает, когда какая деталь спонтанно выстрелит.И пусть кажется, что далеко не всё будет использовано в произведении (зависит от размера), но знать о персонаже нужно абсолютно всё. Подчас лучше самих себя. P.S. Анкета может быть изменена по необходимости\специфике жанра. Сейчас анкета отредактирована для технофэнтези\киберпанка. Основные данные Имя: Раса: Пол: Возраст: Дата рождения: Комментарий: Здесь стоит лишь разъяснить нюансы возраста персонажа. Если по-простому, то от возраста зависят взгляды на жизнь и большинство элементов, указанных ниже. К примеру, персонаж, чей возраст уже восьмой десяток, сцену погони с большой вероятностью превратит в каламбур, а тринадцатилетний подросток едва ли что-то может сказать о политике или участвовать в серьезных конфликтах. Стоит обратить внимание на цели, которые будет достигать персонаж, и исходя из этого устанавливать подходящий возраст. ———————————————————————————————— Внешний вид Цвет шерстки: Цвет гривы: Доп.элементы\цвета гривы: Цвет глаз: Аксессуары: Яркие особенности внешности: Вес: Рост: Татуировки: Пирсинг: Шрамы: Портрет персонажа: Комментарий: Внешний вид персонажа служит шпаргалкой писателю. Станет неудобно, если вдруг забудете какую-то деталь из внешнего вида персонажа (если персонажей в произведении много, то легко забыть какую-нибудь деталь). Заполнение каждой графы позволяет наметить рамки портрета персонажа и проще оперировать отдельными элементами. В “портрете персонажа” мы собираем все основные элементы образа и создаём полную картину персонажа так, словно вы это собираетесь использовать в произведении. ———————————————————————————————— Метка Вид метки: Талант: История получения метки: ———————————————————————————————— Образ персонажа Архетип: Архетипичный образ: Признаки архетипа: Манера речи (ярко выраженные особенности): Словарный запас: Темперамент: Характер: Положительные черты характера (не менее трёх черт с доминантой): Из них доминируют: Отрицательные черты характера (не менее двух черт с доминантой): Из них доминируют: Мировоззрение: Мысли о себе: Интеллект: Номинативный ряд в отношении персонажа (не менее 3х номинаций от каждого персонажа) Автор: (дописать персонажей самостоятельно) Комментарий: В первую очередь выбираем персонажу архетип. Это бессознательная, глубинная сторона персонажа - его ядро. Для восприятия удобно представить это как “фундамент”, на котором будет стоять дом. Без него (фундамента) дом не построить, и, хоть мы его и не видим, свою работу он делает. Архетипичные образы восходят к мифам. Одни и те же образы развивались в самых разных культурах, которые могли даже не контактировать друг с другом. Испивший крови и восставший из мертвых - с большой вероятность вы уже представили вампира, вурдалака. А при слове “ангел” в голове всплывает образ крылатого человека. Всё это - архетипичные образы. Архетип следует понимать как фундамент внутреннего мира персонажа - мыслеореинтирующую и поведенческую силу. Архетип создает рамки характера. Воин не будет просто так обманывать близких, трикстер не будет следовать всем правилам и нормам общества, а искатель приключений не будет месяцами валяться на диване, подавляя своё любопытство. Мысли о себе, положительные и отрицательные качества, мировоззрение, интеллект, манера речи, биография, образование и социальная активность - всё это дополняет (или противопоставляется) архетип(у) (выстраивает “дом”), позволяет лучше узнавать персонажа по его речи, поступкам и мышлению. Ошибочно воспринимать архетип как значимый элемент в действиях персонажа. Архетип только предоставляет почву характеру, сам же персонаж должен быть сложнее. Самосознание, противоречивость и способность решить конфликт произведения - вот к чему необходимо стремиться в создании персонажа. Самосознание персонажа позволяет ему искать пути и методы решения конфликта, находить общие языки с другими персонажами, воспринимать себя как личность, учиться на ошибках, осмыслять и анализировать самого себя. Иллюзия самосознания достигается путем аналитических монологов (как самый простой способ), оценкой окружающего мира и явлений, рефлексией и многим другим. Противоречивость осложняет достижение цели, но позволяет персонажу принимать порой категоричные решения, побуждает к самоанализу и является одним из ключей достижения катарсиса (момента наивысшей точки напряжения в повествовании), позволяя персонажу выходить за привычные ему рамки. У персонажа так или иначе должен быть шанс для разрешения основного конфликта произведения. Если персонаж заведомо такого шанса не имеет - необходимо избрать другого \корректировать нынешнего персонажа. Персонаж не должен иметь железную гарантию для решения конфликта - опять же замена\корректировка. Итак, давайте немного разберёмся, как это работает. Впервые архетипы, как психологическое понятие, ввёл Карл Густав Юнг. Подробности того, какие архетипы бывают и как их работу описывал Юнг можно прочитать тут. Помимо архетипов существуют архетипичные образы персонажей - устоявшиеся культурные образы. Наставник, идеальный герой, злая ведьма - за каждым из них стоит тот или иной архетип или их смешение. Несмотря на то, что архетипов всего семь, образов, что происходят из архетипов, множество. И архетип - это скорее тенденция выражать определенный тип чувств и мыслей в той или иной ситуации, по отношению к какому-то объекту. К примеру, в сложной для персонажа ситуации, образ персонажа с архетипом мудреца может дать толковый совет, тогда как персонаж с архетипом тени будет искушать на плохой поступок. Первый может быть представлен в виде устоявшегося образа матери, а второй в образе роковой женщины. Но теория предлагает нам лишь одну сторону понимания. Вторая, необходимая писателю сторона, содержится в работах иных писателей. Архетипичные образы имеют свои отличительные черты. К примеру, архетипичный образ “Воин” - Эдмонт Дантес - Граф Монте-Кристо - обладает чувством справедливости и правом на месть, но в тоже время Эдмонт относится к антигерою из-за своих методов; “Профессор” - Шерлок Холмс - обладатель недюжинного ума и уникальной сообразительности, но также имеет повадки антигероя из-за мелких преступлений, совершаемых в угоду большого дела. Северус Снейп, Родион Раскольников, Эдмунд Певенси и многие другие относятся к образу “антигерой”. Всё это подводит нас к тому, что архетипичные образы могут быть смешанными, а самосознание и черты характера (и всё, что написано выше) может как дополнять его, так и противопоставляться. Это осложняет работу с внутренним миром персонажа, но создает более цельного персонажа. К сожалению, архетипов с их определительными чертами слишком много. Мы не в состоянии привести их все (на это нужна отдельная тема), а потому вам придётся самостоятельно искать необходимый вам архетип. Но мы в состоянии подсказать вам как найти архетип: найдите как можно больше произведений, где главный герой обладает нужным вам архетипом, и прочитайте их все. То общее, что будет между всеми главными героями всех произведений - это архетип. В признаки архетипа необходимо вписать то, что приобретает\теряет персонаж с тем или иным архетипом. К примеру “воин” - чрезмерная справедливость, напористость. Трикстер - ироничное отношение к окружающим и так далее. Иначе - нам нужны отличительный черты архетипа. Словарный запас и манера речи - это первое, что замечает читатель, когда персонаж проявляет себя. Порой читатель не всегда запоминает персонажей по именам, и в этом помогает его манера речи. Это может быть всё, что угодно: тон, который часто повторяется; любопытные словосочетания; слова-паразиты; быть может персонаж говорит метафорами? В этот пункт входят любимые слова героя, которые он повторяет, возможно, слова-паразиты и стилистика его речи. В пункте “словарный запас” мы отмечаем обобщённо. В духе: “литературный”, “медицинский”, “научный”, “профессиональный (исходя из образования и полученной специальности персонажа)”. Номинативный ряд - обращение фактов внеязыковой действительности в достояние системы и языка, или, если говорить простым языком, процесс наименования. Так или иначе не все и не всегда будут звать персонажа по имени. Номинации - это характеризующие персонажа названия, что он получает от других персонажей и даже автора. За пример возьмем простую ситуацию: главный герой в одной из сцен совершил глупость, облажался. Второстепенный персонаж стал свидетелем его промаха, и в последующем отзывается о главном герое как о балбесе, дурачке. Это пример номинации по поступкам. Номинация должна в первую очередь говорить об отношении одного персонажа к другому посредством языка и восприятия говорящего. Под восприятием я имею в виду наблюдение и осмысление одного героя другим.Типов номинаций очень много, и вот некоторые из них:Номинация по образованию\роду деятельности, номинация по заслугам, номинация по поступкам, номинация по внешнему виду, номинация по таланту, номинация по особенностям.Номинации могут быть косвенными и прямыми, положительными и отрицательными. ———————————————————————————————— Политика и взаимоотношения Политические взгляды: Отношение к представителям ближних рас Земнопони: Единороги: Пегасы: Аликорны: Отношения к представителям иных рас К грифонам: К Оленям: К Минотаврам: К Буйволам: К Зебрам: К Чейнджилингам: ———————————————————————————————— Любовь Наличие партнера: Семейное положение: Отношение к партнеру: Отношение к семейной жизни: Однолюб\многолюб: Позиция в семье(доминирует\подчиняется\компромиссное): ———————————————————————————————— Секс Сексуальная ориентация: Проявление инициативы: Склонность к изменам: Предпочтения: ———————————————————————————————— Негативные Привычки Курение: Алкоголь: Любимые спиртные: Не любимые спиртные: Наркотики: Иные пристрастия негативного характера: Отношение к негативным привычкам: Отношение к курящим\пьющим\наркоманам: Комментарий: Помимо самого факта “курит\не курит” не будет лишним написать причину, но, если ваш персонаж не обладает негативными привычками, есть обобщенная графа “отношение к негативным привычкам”. ———————————————————————————————— Бытовые установки Образование: Трудоустройство: Рабочая деятельность: Предпочитаемый режим дня(Сова\Жаворонок): Утренние\ночные "ритуалы": Травоядный\всеядный\мясоед: Любимая еда: Любимый стиль одежды: Любимый вид искусства: Отношение к домашним питомцам: Способы отдыха: Не любимые моменты жизни: Страхи: Хобби: Интересы: Моменты, когда персонаж “срывается” (проявление агрессии): Поведение персонажа в напряженных моментах(когда “взбесился”): Комментарий: Если до этого мы говорили об интимном, глубинном персонажа, то это часть говорит нам о внешней стороне мира персонажа. Бытовые установки - это то, что впитал в себя персонаж, проходя свой путь становления как личности. То, что видно невооруженном глазом, и то, что может многое сказать о персонаже через его предпочтения и простейшие желания.К примеру, на дворе двадцать третий век. Все уже обзавелись “умной” одеждой, меняющей свой цвет под настроение носителя, а наш персонаж носит, или в тайне желает, стильный фрак - следовательно, для окружающих, он старомоден. А если на приеме подают вегетарианскую кухню, а он ожидал сочный кусок мяса? Вполне возможен каприз. Бытовые установки успешнее проявляются в неконфликтных ситуациях, организуя поведение персонажа, и, вполне возможно, провоцируя мелкие конфликты и раскрывая персонажа. Вполне возможны противоречия, но само противоречие ещё не говорит, что персонаж написан плохо. Важно обыгрывать и правильно раскрывать их. К примеру, наш персонаж - курильщик. Но в тоже время он активно выступает за здоровый образ жизни. Выглядит как прямое противоречие. Но если этому дать правильное обоснование, то герой заиграет новыми красками. Например, герой считает себя пропащим и потому мысль о том, что он курильщик, для него нормальна, а в тоже время других он считает хорошими, и мысль о том, что они курят, для него невыносима: “Вы же отличные ребята, зачем только своё здоровье губите?” Это сразу показывает и отношение героя к самому себе и к другим, такой герой выглядит живее. Плохи не сами противоречия, а отсутствие объяснений по ним. ———————————————————————————————— Социум Социальная активность(интерес к общественной жизни\участие в мероприятиях): Межличностные контакты(как легко персонаж устанавливает связи): Творческие порывы: Уровень альтруизма(высокий\средний\низкий): Комментарий: По большей части вся графа “социум” вытекает из темперамента и характера персоны, но и здесь возможны противоречия, о которым мы говорили выше. Интроверт может искать контактов с социумом, а экстраверт, по сюжету, вынужден жить вне его - всё это накладывает на персонажа отпечаток, и также должно быть обосновано. ———————————————————————————————— Биография История персонажа От рождения до юности (от 0 до 11 лет): Подростковый период: (от 11 до 20 лет): Взрослые годы: (от 20 лет до событий сюжета): Место проживания: Брат\Сестра: Отец и Мать: Комментарий: История персонажа - одна из самых важных и объемных частей в составлении персонажа. Здесь важно затронуть переломные моменты в жизни персонажа, те “узлы”, которые оказали наибольшее влияние в построении мировоззрения и характере. В общем и целом - вся личность, которую мы описывали выше, должна идти из прошлого. ———————————————————————————————— Бой Специальные навыки: Магические способности (для единорогов\аликорнов): Летные способности (пегасы\аликорны): Физическое превосходство (земнопони\аликорн): Отношение персонажа к дракам\кровопролитию: Отношение к убийствам: Предпочитаемая тактика в бою: Предпочитаемое оружие: Сильные стороны: Слабые стороны: Комментарий: Специальные навыки - отличительные способности\умения персонажа. То, что подчеркивает его индивидуальность. Магические\летные\физические способности отличаются от специальных навыков тем, что говорят о расовом превосходстве\приобретенных умениях. К примеру, персонаж-пегас мастерски владеет копьем - это его специальный навык. В летных навыках у него будет уникальный способ пикировать. Эти умения могут дополнять друг друга. ———————————————————————————————— Модификации(только для киберпанка) Отношение к аугментациям: Причина отношения: Наличие аугментаций Ног: Глаз: Ушей: Крыльев: Рог: Внутренних органов: Мозговые импланты: Превосходство имплантов\приобретенные способности: Что сподвигло персонажа на модернизацию: Отрицательные стороны аугментаций(если есть): ———————————————————————————————— Место в рассказе Главный\второстепенный персонаж: Деятельность в рассказе: Мотивация: Конфликты: Враги: Друзья: Роман: Комментарий: Наконец-то мы подошли к последнему разделу. “Место в рассказе” - это та часть персонажа, что будет “выпирать” в тексте. Эта часть в большей степени обусловлена сюжетом. Сюжет создает персонажа, а персонаж преображает сюжет. Над вопросом “что важнее: персонаж или сюжет?” учёные-литераторы бьются до сих пор, и чёткого ответа нет. Хорошо проработанный персонаж способен подсказать сюжетный ход и даже найти и начать его. Но разберем пункты: “Главный\второстепенный персонаж” - здесь мы указываем, какое место занимает персонаж в системе. “Деятельность в рассказе” - не стоит путать с рабочей деятельностью. Этот пункт отвечает за общее направление поступков персонажа в сюжете. К примеру, это второстепенный персонаж и он помогает главному герою пробраться ночью в замок. Так и пишите - “помогает герою в ночных операциях”. Также сюда входят и глобальные цели персонажа - то, чего он хочет добиться на протяжение всего рассказа. “Мотивация” - причины, почему персонаж делает то или иное в рассказе. Если он помогает герою в ночных вылазках, то у него должна быть на это собственная причина. Может он возвращает долг старому другу? Может он хочет подставить его и забрать награбленное себе? Вариантов множество. “Конфликты” - Так или иначе персонаж с кем-то или чем-то конфликтует. Достаточно просто указать имена и причину. Но конфликт может быть и внутренний. Персонаж может конфликтовать с безликой силой, природой, бесформенным злом, обществом.

Вопросы к анкете\ проверка персонажа

      Какова самая большая мечта у персонажа?       Кем бы хотел стать персонаж и что ему мешает стать таким?       Чего опасается персонаж? Что мешает ему спокойно спать по ночам?       Каковы, по мнению персонажа, его самые худшие качества?       Что другие думают о самых худших качествах персонажа?       Что персонаж думает о своём таланте\своей метке?       Был ли влюблен персонаж в подростковом возрасте? Если да, то как это повлияло на него? Оказалась ли любовь взаимной? Потерпел ли он крах?       Что самое страшное происходило с персонажем? Как он пережил это?       Ради чего персонаж готов на сделку с дьяволом? Самопожертвование\совершение героического поступка.       Что персонаж ценит в других? Комментарий: Вопросы в этой части продолжать можно бесконечно. Они не столько требует ответа, сколько побуждают еще раз задуматься о персонаже. Попытаться прочувствовать и понять его. Если вы способны ответить на каждый вопрос ежесекундно, то можно считать, что персонажа вы знаете. Если же вам придется додумывать или размышлять над вопросом - следует дорабатывать анкету. Это не железная формула, а лишь рекомендация.
Отношение автора к критике
Приветствую критику в любой форме, укажите все недостатки моих работ.
Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат авторам произведений. Администрация не несет ответственности за содержание работ.