7.1. История философской рефлексии материи и формы.

7.1.1. Аристотель о материи и форме

Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства.

Как Аристотель понимает материю. Понятие материи не им было введено. Он писал:

"Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает..." /2, с.23/.

Итак, начальная позиция: материя - то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Первые натурфилософы искали именно первоначало, это было их темой. При этом их конечная цель заключалась в том, "чтобы вывести из них природу вещей" (Аристотель). По Аристотелю, они

"устанавливают начало в виде материи - все равно -- признают ли они это начало телом или бестелесным" (2, с. 30).

Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях:

во-первых, потому что не объясняет разнообразия вещей,

во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения) и,

в-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире.

Исходя из этого критического отношения к традиции, Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи -- о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.

У предшественников Аристотеля взгляды на материю были сугубо онтологическими, сначала они остаются такими же и у него. Поэтому Аристотель определяет онтологическое место материи в аспекте "материя-разум". Указывая на гармонию в мире ("вещи находятся в хорошем и прекрасном состоянии", или стремятся к этому), Аристотель говорит:

"причиной этого не подобает быть ни огню, ни земле, ни чему-либо другому в этом роде... ... тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому, как в живых существах, также и в природе, и что это он - виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвый по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше" (2, с. 24-25).

Таким "трезвым" явился Анаксагор. Причина совершенства мыслится также как движущее первоначало.

Однако Аристотель идет дальше первых философов и переосмысляет понятие материи.

Во-первых, он преодолел "физикализм" в ее понимании. Физикализм в понимании материи наиболее выпукло проявился гораздо позже, в 18-19 веках, когда под материей стали понимать исключительно вещество, главным признаком которого является наличие массы покоя. Но он был присущ и первым философам в несколько более абстрактной форме признания за материей лишь телесных качеств. Именно это Аристотель решительно и определенно отверг:

"Те, которые признают единство вселенной и вводят единую материальную основу, считая таковую телесной и протяженной, явным образом ошибаются во многих отношениях.... Они устанавливают элементы только для тел, а для бестелесных вещей - нет, в то время как есть и вещи бестелесные" (2, с. 31).

В этом утверждении и заключается преодоление физикализма в понимании материи.

Во-вторых он дает весьма абстрактную формальную экспликацию материи:

"под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее" (2, с. 115).

В-третьих, он формулирует такие идеи в понимании материи, которые продвигают Аристотеля по пути к логической категории материя/форма.

Прежде всего, это идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя:

"первая при этом -- в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще" (2. с. 82).

Понятие первая материя по отношению к традиции переосмыслено. На вопрос "из чего состоят вещи?" Аристотель предлагает не однозначное указание на первоначало, а также указание на то, из чего вещь состоит как из своего специфического ближайшего материала:

"есть некоторая своя материя у каждой вещи", -пишет он /2. с.145/.

 

Углубление линии на преодоление физикализма и утверждение относительности материи -- прямые утверждения существования бестелесной материи:

"есть материя - одна, воспринимаемая чувствами, другая - постигаемая умом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево и всякая другая подвижная материя, а постигаемая умом... -- примером здесь могут быть объекты математики" (2, с. 128). И ещё: "формулировка, дающая определение, всегда указывает что-нибудь о чем-нибудь, и одно здесь должно играть роль материи, другое - роль формы" /2, с.144/.

Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения,

"нужно исследовать...вопрос, является ли что-либо кроме материи самостоятельной причиной" (2, с.44).

Из одной и той же материи может состоять разное, и

"не производит древо - кровать, а медь - статую, а нечто другое составляет причину... А искать эту причину - значит искать другое начало..." (2, с. 24).

Таким другим началом, по Аристотелю, является форма. Форма является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы - начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы. Основные идеи здесь следующие.

Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.

Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала -- материя и форма. Материя -- не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.

Что понимает Аристотель под формой. Этот вопрос имеет у него не столь ясный ответ, опирающийся на множество экспликаций. Идея формы восходит к платоновой идее идеи, но форма, в отличие от платоновых идей, не имеет самостоятельного существования, она существует только в вещи.

Четыре характеристики формы являются главными:

-форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы";

-форма есть внешний образ вещи;

-форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель (принцип энтелехии):

"последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели" (2, с.101). Это есть осуществленность в действительности, энтелехия как достижение формы-цели;

-форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности" (2, с.143). Следовательно, форма не совпадает с вещью в ее полноте, а

"обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь" (2, с.124).

Аристотелева идея формы не может быть сведена к одному из этих определений, например, что это суть бытия, или внешний образ. Только их совокупность и синтез дает правильное понятие.

Важнейшая онтологическая идея Аристотеля заключается в утверждении первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи.

"Материал, из которого состоит или возникает /вещь/ ...не способен к оформлению и к изменению собственной своею силою" (2, с. 82). Именно поэтому "форма, стоит впереди материи ...и впереди того, что слагается из них двоих" (2, с. 113).

Отсюда методологическое требование:

"То, согласно чему существует что-нибудь, в первую очередь указывается форма, а на втором месте...материя каждой вещи" (2, с. 98).

Аристотелевское учение об активной роли формы в последующей традиции постоянно поддерживалось. Например, Ф. Бэкон, говорил о формах, как внутреннем законе вещей. Д. Дидро принадлежит красивая и вполне справедливая характеристика формы: "Родиться, жить и исчезать, значит менять форму". Аналогична мысль и у Б. Рассела ("все интересное в мире - вопрос организации, а не первичной субстанции")..

Материя и форма как первые сущности или первоначала не могут мыслиться как относительные. Но что касается их как определений конкретных отдельных вещей, то тут дело обстоит иначе. Не вполне отрефлексированно, но утверждается их взаимная относительность. Составная сущность (то есть вещь) - говорит Аристотель, - состоит из чувственно воспринимаемой материи, "но и форма -- из материи" (2, с.101-102 ). Это материя, "свойственная форме". Материей формы являются ее части, "например, в состав формы человека входит признак двуногого" (2, с. 101). Т.о. части формы Аристотель называет материей! Именно эта мысль подводит к совершенно абстрактно - логическому пониманию материи, а форму представляет как не простое, а как состоящее из частей, составляющих её материю.

Взаимная относительность материи и формы проявляется также и в том, что Аристотель наделяет материю явственной функцией формы. Отмечая очевидный факт, что из одной и той же (специфической) материи могут быть созданы разные вещи, например, из древа ящик и кровать, Аристотель говорит:

"А у некоторых вещей, если они разные, материя с необходимостью должна быть другая, например, пила не может получиться из дерева, и дело тут не в движущей причине: ей не сделать пилу из шерсти или дерева" (2, с. 145).

Значит не одна только форма определяет суть бытия пилы! Определяет и материя, причем именно в самой главной характеристике формы - как сути бытия. Внешнюю форму пилы можно ведь придать и доске. Но пилы не будет, так как не будет сути ее бытия.

Что же мы имеем в итоге?

Преодоление физикализма в понимании материи и формы, раскрытие относительности идеи материи и взаимной относительности материи и формы - вот те главные моменты, которые позволяют утверждать, что Аристотель положил (не вполне осознанно) начало философской рефлексии логической категории материя/форма.

 

7.1.2.Осмысление аристотелевского наследия.

В средневековой схоластике понятия "материя" и "форма" широко эксплуатировались и обсуждались в связи с аристотелевским учением о форме всех форм). Августин принимает идею Аристотеля о материи как возможности, лишая ее, однако, логического оттенка, так как не рассматривает вопрос о специальной материи каждой вещи. Его рассмотрение чисто онтолого-метафизическое≈речь только о материи-первоначале, но идея материи телесной и бестелесной также принимается. Естественным образом абсолютное субстанциальное бытие представляется как чистая форма равная Богу. Можно отметить как известное прояснение идеи формы в том, что форма конкретной вещи мыслится как внешняя (species) и внутреннюю (forma). Даже сами имена свидетельствуют, что именно внутренняя форма принимается как форма в наиболее глубоком смысле. Понимается она как внутренняя организация вещи, делающая вещь определенной в функционировании и в проявлениях свойств. Все это, в конце концов, и вылилось в известный тезис: forma dat esse rei (форма дает вещи быть), которую следует понимать как в общеметафизическом смысле (что чистая высшая форма дает вообще вещам бытие), так и в конкретно онтическом (что именно форма дает вещи быть в ее определенности как таковой). В целом у Августина, как и у последующих философов средневековья, особого продвижения мысли, в сравнении с Аристотелем, нет.

На рубеже XVI-XVII веков Ф. Бэкон выдвинул существенно новую онтологическую идею. Он "перевернул" оценку значения материи и формы. Для него именно материя есть, по сути, всеохватывающее начало. Форма же - неотъемлемое свойство материи, некий внутренний закон. Логический аспект этих понятий теряется. С этого начинается материализм нового времени, когда материя, понимаемая как вещество, объявляется единственно сущим. Понятие материи становится чисто онтологическим, без всяких признаков принадлежности к логическим категориям, отделяется от исконно связанного с ним понятия "форма".

 

7.1.3. Кант о материи и форме

Ясное логическое развитие вопрос получил у Канта. Кант относит понятия материя и форма к так называемым рефлективным понятиям и утверждает, что они лежат в основе всякой рефлексии и связаны со всяким применением рассудка. Кант разделяет идею Аристотеля и схоластов, что сущность вещи состоит в ее форме (forma dat esse rei /форма дает вещи быть/, как говорили схоласты). Материя, по Канту, "означает определяемое вообще", а форма -- "его определение". Далее мысль развивается:

"Во всяком суждении можно назвать данные понятия логической материей, а отношение между ними (посредством связки) - формой суждения" (3, с.318).

Общий итог таков:

"Во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи -- сущностную форму"(там же).

Речь идет не только о физических вещах, о чем свидетельствует только что рассмотренное высказывание Канта о суждениях. Таким образом, понятия материи и формы наполняются совершенно абстрактно-логическим смыслом и никак не связываются ни с первоначалами, ни с веществом (материя), ни с идеей "чистых форм". Материя - то из чего, чем бы ни было это "то": атомами, кирпичом, или понятиями. Форма - это то, как (то есть способ связи того, из чего вещь). Это и есть конечный логический итог рефлексии понятий материя и форма. Но существование категории материя/форма еще не отрефлексировано, потому, что для самого Канта список категорий ограничивается его Таблицей, куда материя и форма не входят. Тем не менее, логический характер понятий подчеркивается еще и следующим замечанием Канта: "в понятии чистого рассудка материя предшествует форме", так как "рассудок ... требует, чтобы нечто прежде всего было дано (по крайней мере в понятии), чтобы иметь возможность каким-нибудь образом определить его" ( 3, с.318).

Различение Кантом материи и формы примечательно также и в гносеологическом отношении. Он постоянно говорит о "материи чувственности", которой являются ощущения,

"по отношению к ней и ее различениям мы чисто страдательны... Никогда нельзя представить в мышлении какой-либо новый вид впечатления. Но явления имеют также форму, некоторое залегающее в субъекте основание" (Кант, //Логос, N 10, М., 1997, с.113).

О чем тут речь? Форма в виде пространства и времени "предшествует материи", так как составляет условие всякого опыта. Тем не менее, эти формы не творят "материю чувств" -- наша душа по отношению к ним "страдательна".

Для самого Канта список категорий ограничивается его Таблицей, куда материя и форма не входят. Поэтому нельзя говорить о сознательном введении им категории материя/форма. Это было сделано Гегелем.

 

7.1.4. Гегель о материи, форме и содержании

Гегель завершил рефлексию понятий материя и форма в чисто логическом ключе. Это выражается в самом факте, что эти понятия рассматриваются непосредственно в логической системе категорий.

Гегель воспринял из наследия Аристотеля и Канта все исходные идеи, но не в натурфилософском или гносеологическом ключе. В логике рассмотрения отчетливо просматривается "ведущая" роль формы. Вокруг идеи формы группируется материал и выстраивается иерархия: форма и сущность, форма и материя, форма и содержание. Единство материи и формы существенно переосмыслено. Наконец, важная идея, что материя - определяемое, а форма - определение. Это фундирует акцентированную роль идеи формы: поскольку развертывание всех понятий идет через их определения, постольку форма как бы постоянно присутствует в процессе их становления, которое выступает как последовательное оформление. В этом смысле форма есть основное рефлексивное понятие.

Гегелевская экспликация материи аналогична аристотелевской:

"Если абстрагироваться от всех определений, от всякой формы какого-нибудь нечто, то в результате остается неопределенная материя. Материя есть некое безоговорочно абстрактное....( -- материю нельзя ни видеть, ни ощупывать и т.д. --- то, что мы видим или ощупываем, есть некоторая определенная материя, т.е. некоторое единство материи и формы)" (4, с.534).

Гегель отличается от Аристотеля терминологическим использованием идеи абстракции. Абстрагироваться от определений формы мы можем только мысленно, создав понятие. Что значит "остается неопределенная материя", где остается? В нашем сознании, как абстрактная идея. Неопределенная -- не значит "не известно какая", а в прямом смысле - оставленная без определений. В переводе на эмпирический язык это значит то же самое, что и у Аристотеля: не существующая в виде некоторой самостоятельной вещи (субстанции или чего -либо подобного).

Гегель дает также наиболее абстрактную экспликацию формы:

"К форме принадлежит вообще все определенное" (4, с.531).

Идея Аристотеля, что форма выражает сущность /качественность/ вещи, у Гегеля также трансформируется в более абстрактную идею о том, что форма есть "лишь свечение сущности". Речь идет не о форме вещи, а о форме как абстрактном понятии в его отношении к абстрактному же понятию сущности. Учение о сущности как раз и раскрывается введением идей формы, материи, содержания, и далее действительности, необходимости и др.

Из самой логики гегелевского метода саморазвития понятий вытекает идея нерасторжимого единства материи и формы. Прежде всего, это логическое единство:

"Ни материя, ни форма не самобытны... форма предполагает материю...равным образом материя предполагается формой" (4, с. 534), "форма и материя взаимно предполагают одна другую" (4, с. 536).

Для правильного понимания этих утверждений нужно помнить, что речь идет о понятиях, то есть понятие формы предполагает понятие материи и обратно. Взятые по отдельности, эти слова не имеют никакого смысла, как "правое" не имеет смысла без "левого" и наоборот. Вместе с тем, они логически равноправны:

"форма и материя определены...не быть основанием друг друга" (4, с. 234).

Онтологически же материя и форма как бы пронизывают друг друга:

"Материя столь же определяет сама себя, сколь этот процесс определения есть для нее внешнее действие формы", ..."и то и другое (действие формы и движение материи) есть одно и то же" /4, с. 538/, "Материя как таковая определена или необходимо имеет некоторую форму, а форма есть безоговорочно материальная, устойчиво наличная форма" /4, с. 538/.

Материя есть другое формы, а форма - другое материи. Другое - значит в некотором смысле чуждое, хотя и свое. Однако эта "чуждость" лишь относительна и даже скорее иллюзорна, она есть кажимость, так как форма "не положена" в материи, то есть как бы "не видна" с первого взгляда, рефлексия же должна выявить их нерасторжимость. Последняя состоит в том, что материя

"заключает в себе форму в скрытом виде и есть абсолютная восприимчивость к форме лишь потому, что абсолютно обладает внутри себя последней. Поэтому материя должна иметь форму, а форма должна материализоваться, сообщить себе в материи тождество с собой" (4, с.535).

На первый взгляд кажется, что Гегель полностью принимает античную идею пассивности материи и активности формы:

"Материя... есть пассивное в противоположность форме как деятельному" (4, с. 535).

Но, по Гегелю, это означает лишь то, что в некотором рефлексивном акте материя определяется как безразличная к форме, то есть способная принимать различные формы. Но в фактическом единстве материи и формы это безразличие снимается и обнаруживается, что

"то, что выступает как деятельность формы, есть... в такой же мере также и собственное движение самой материи" (4, с. 537).

Если истолковать это онтологически в плоскости эмпирии, то смысл тут такой, что как форма, так и материя в равной степени определяют вещь, то, чем она является. Разумеется, под вещью следует понимать любую мыслимую вещь.

Материю и форму, не предполагающие друг друга, Гегель называет конечными и говорит:

"Конечная материя ...и конечная форма не имеют истины; лишь их единство есть их истина" (4, с. 538).

В гегелевской системе конечное и не имеющее истины - одно и то же. Всякое конечное должно разрушить себя своим внутренним противоречием и перейти к своей истине. Такой истиной для материи и формы в учении Гегеля является содержание.

Введение "содержания" как категории - новация Гегеля. До него термин употреблялся в весьма неопределенном обыденном смысле и в достаточно узком диапазоне дискурсов - в эстетике, в характеристике преимущественно духовных или социальных событий, например, книги или статьи, церковной проповеди или философского учения. В обыденной жизни мы и до сих пор используем это понятие в данной сфере, причем, противопоставляя содержание форме. Придание термину статуса категории требует, что бы он имел универсальное значение. Кажется понятным, что такое "содержание статьи". Но можно ли говорить о "содержании стола" или "содержании луны"? Кажется очевидным, что луна имеет форму. Но в чем же тогда ее содержание, которое мы привыкли сопоставлять с формой и противопоставлять ей? Не простой вопрос для обыденного сознания.

Гегель рассматривает содержание как единство материи и формы:

"содержание имеет ...некоторую форму и некоторую материю, ...оно есть их единство" (4, с. 540).

У Аристотеля единство материи и формы образует вещь. У Гегеля принципиально другое. Речь не идет о вещи. Само понятие "содержание" есть истина понятий материи и формы, которые, взятые изолированно, истиной не обладают. Поэтому речь идет не о внешнем соединении, а о тождестве:

"Содержание ... есть то, что тождественно в форме и материи, так что последние суть как бы лишь безразличные внешние определения" (4, с. 540).

При таком понимании идея содержания имеет глубочайший смысл. Вскрыть его можно, только поняв, что же тождественно в материи и форме. Естественно предположить, что тождественным является их функция -- совместная функция определения, чем является вещь, как вещь себя проявляет в различных связях. Любое проявление, взаимодействие вещи есть проявление ее материальной и формальной стороны, и не поочередное, а именно в единстве. При этом Гегель высказывает положения, которые, будучи взяты вне контекста и его специальной терминологии, были в последствии истолкованы неверно. Прежде всего, это положения Гегеля:

"Содержание противостоит форме... последняя есть по отношению к содержанию несущественное" (4, с. 540).

Это положение в вульгаризированном марксизме было истолковано как определяющая роль содержания по отношению к форме, вторичность формы. Нет ничего более далекого от действительного смысла гегелевских идей и всей философской традиции.

Гегель рассматривает содержание как категорию в своей системе. Она связана с идеей основания, переходящей далее в идею существования и действительности. И в этом смысле в нем форма снята и должна быть рассмотрена как несущественная (как, впрочем, и материя).

В нашей концепции содержание является лишь дериватом категории материя/форма, специальным понятием, а не категорией. Пониматься содержание, поскольку эта идея используется где-либо, должно в гегелевском смысле, единственно разумном при эмпирической интерпретации.

Главный урок, который мы должны извлечь из гегелевского анализа, заключается в идее логической взаимозависимости и взаимного логического определения материи и формы. Именно это приводит нас к категории материя/форма как логической. При всей сложности и специфичности рассуждений Гегеля, в них не утрачено и то, что было сформулировано Кантом. Имеется в виду общая логическая идея: материя это то, из чего, форма - то, как, и материя - определяемое, форма --- определение.

 

7.1.5. Понимание материи и формы Э.Гуссерлем.

Из дальнейшей истории рефлексии этих понятий интересен факт использования их Гуссерлем. В "Идеях к чистой феноменологии" он писал:

"во всей феноменологической области...главенствующую роль играет примечательная двойственность и единство сенсуальной wpe7.jpg (803 bytes) и интенциональной wpe8.jpg (971 bytes). ...эти понятия материи и формы прямо-таки навязывают себя нам, когда мы анализируем какие бы то ни было ясные созерцания, или же со всей ясностью осуществленные оценивания, воления, акты вкуса и т.п. Интенциональные переживания выступают тогда, как единства, благодаря наделению смыслом... Чувственные данные даются в качестве материалов для интенционального формирования или наделения смыслами..." /7, с.188/.

Гуссерль использует классические идеи материи и формы, понимаемые в их логическом смысле по Канту, для переименования и тем самым пояснения сути идеи интенциональности. Поскольку речь не идет о вещах в физическом смысле, а о переживаниях как феноменах сознания, ясно, что и материя и форма должны быть интерпретированы специфически. И этот аспект найден. Роль материи в интенциональном переживании играет гилетическая (от хиле -- материя) составляющая, то есть сам чувственный (сенсуальный) материал переживания (скажем, вижу красное или некоторое очертание и т.п.). Но взятые сами по себе, они для интендирующего Я еще не переживание вещи, ее смысла. Только в ноэматическом акте наделения смыслом осуществляется интенция на вещь как на ее смысл, на ее что. Следовательно, интенциональный ноэматический акт исполняет по отношению к сенсуальному материалу ту же самую (в логическом смысле) роль, что и придание формы куску меди у Аристотеля: формирует вещь. Это и позволяет использовать понятия материи и формы для описания ситуации интенционального акта.

 

7.1.6. Марксистская концепция содержания и формы.

В марксистской философии произошел разрыв с традицией. Категория материи была вытеснена из связки "материя-форма" и стала рассматриваться лишь в связках "материя-дух", "материя-сознание", а позже - "материя-бытие". Всякий логический смысл из этого понятия выветрился. Так же как и из понятия формы, которая стала рассматриваться в сопряжении только с содержанием. При этом содержание подспудно мыслилось как бы в качестве материальной стороны вещи. А поскольку материя первична, да к тому же форма как бы несущественна в сравнении с содержанием (по неверно понятому Гегелю), стали говорить об определяющей роли содержания, вторичном и зависимом значении формы. Правда, признается ее относительная самостоятельность и активность в рамках этой самостоятельности.