Ученые из Университета Женевы заметили, что экшен-видеоигры сильно нагружают «глаза» игрока — его зрительную систему. Эта нагрузка во много раз превосходит ту, с которой человек сталкивается в реальной жизни. Во время игры на экране одновременно находится множество врагов и предметов. Они быстро перемещаются и меняются. Игрок должен следить за этим, одновременно принимать решения и совершать сложные действия. Не со всеми объектами можно взаимодействовать и не все представляют равную опасность. Поэтому игроку приходится все время выделять из сцены информацию, которая важна ему для решения игровой задачи в данный момент, и отбрасывать все остальное.

Меняет ли человека то, что ему постоянно приходится справляться с такой нагрузкой? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые сравнили экшен-игроков и людей без игрового опыта. (Экшн-играми считались Grand Theft Auto, Half-Life 2, Counter-Strike, Marvel vs. Capcom, Call of Duty, и Super Mario Kart.)  Испытуемые решали специальные задачи на внимание. В этих задачах нужно было называть форму и расположение объекта, который предъявлялся на экране на доли секунды. Сложность создавалась тем, что одновременно с объектом на экране возникали отвлекающие предметы и задания. Так вот оказалось, что  игроки справляются с такими задачами намного быстрее и точнее, чем не-игроки.

Авторы полагают, что геймеры в целом имеют больше ресурсов внимания. Это значит, что даже при высоких зрительных нагрузках игрок способен различать и контролировать больше информации, чем не-игрок. Преимущество игроков заметно как в фокусе, так и на периферии внимания. То есть, игроки лучше «видят» и боковым зрением.

Получается, видеоигры жанра «экшн» являются тренажером зрительного внимания? Не так быстро. Мы знаем, что игроки более внимательны, чем не-игроки. Но ведь это можно объяснить и тем, что в видеоигры изначально тянет играть только тех, у кого отлично развито внимание (таким людям легче побеждать, вот они и становятся геймерами). Чтобы понять, что тут к чему, авторы провели еще один эксперимент. В нем участвовали только люди, не имеющие опыта игры в видеоигры – всего 32 человека. Этих людей разделили на две группы. Одни в течение шести недель играли в Unreal Tournament 2004 по паре часов в день (всего 30 часов). Другие играли в Тетрис (игру, которая не нагружает внимание).

По итогам тренировки новообращенные экшн-игроки значительно улучшили свое внимание, и обогнали по росту способностей Тетрис-группу. Это значит, что внимательность геймеров — итог позитивного влияния видеоигр.

В науке связь видеоигр с вниманием изучена уже довольно подробно. В 2003 году авторы этого исследования провели сходный эксперимент со сходными результатами, причем статья была опубликована в культовом журнале Nature. Интерес к теме тренировки внимания не случаен. Способность разделять нужную и ненужную информацию связана с высоким интеллектом и творческими способностями. Зрительное внимание обеспечивает успех жизнедеятельности. К примеру, для вождения автомобиля гораздо важнее иметь развитое зрительное внимание, чем идеальное зрение. Внимательные водители лучше управляют дорожной ситуацией, быстрее реагируют на события и меньше попадают в аварии. Тренировка внимания замедляет развитие старческих интеллектуальных недостатков и снижает риск депрессии. Это лишь несколько причин, почему тренировать внимание важно для реальной жизни. Экшен-видеоигры являются для этого отличным инструментом.

[socialpoll id=»2436374″ path=»/polls/2436374″ width=»680″]

наверх