«Всегда мечтала рисовать, но мне не дано», – как часто я это слышу! Сегодня поговорим о том, не преувеличена ли роль таланта в общественном сознании, и действительно ли его нет у всех, кто об этом заявляет.
В детстве с переменным успехом рисуют все. Но будем честны: уже в этом возрасте у кого-то получается лучше, кто-то усидчивее и прилежнее, внимательнее и аккуратнее. В каждой группе детского сада есть ребенок, который однажды делает открытие: «Я нарисовала глаза не круглыми, а овальными. Потому что заметила, что они такие!» Но дети, у которых получается хуже, не отказываются рисовать (еще бы они отказались: не можешь – научим, не хочешь – заставим). Не рассказывают с драматичным надрывом всем и каждому, что им «не дано». И со временем у них есть прогресс. Представьте себе эксперимент: на какое-то время запретить рисовать одаренному ребенку и посадить за краски «бесталанного». Второй догонит, а потом и перегонит первого за недели или месяцы усердных трудов!
«Бесталанных людей можно научить, если пораньше за это взяться – с детства. Если в детстве все-таки у человека было много раскрасок, хороших книжек с картинками, которые дети рассматривали со взрослыми или самостоятельно, – обязательно этот человек научится рисовать. Те, которые не научились… У меня таких еще не было! Все-таки бывает, кому-то труднее это дается, кто мало рисовал в детстве – у тех мелкая моторика, видимо, не так хорошо развилась, и в дальнейшем посложней пришлось».
– Из нашего интервью с преподавателем «Дома Изо» Вероникой Юрковой
Однако талантливые люди изначально находятся в более выигрышном положении, с этим не поспорить. Может быть, с живописью всё так же, как с музыкальным слухом? Недавно я была в гостях у подруги, у которой маленькая дочь. Она в свои три года спела песню «Старый клен» гораздо лучше, чем это сделала бы я в свои двадцать пять после пяти лет в музыкальной школе! Но с изобразительными искусствами ситуация всё же иная: «слух» в живописи не ограничен (как правило) физическими особенностями глаза, умением распознавать цвета – с этим худо-бедно справляются все, не страдающие дальтонизмом. Поэтому если даже музыкальный слух можно развить до определенной степени, то способности к рисованию и подавно!
Художников, не наделенных дарованием, полно. Они живут и горя не знают, даже порой не догадываются, что отнюдь не гении. Но нет в природе ни одного искусного художника, который бы выехал на одном таланте, не приложив ни грамма усилий. Потому что он не написал бы ни одной картины! Между прочим, наверняка кто-то из них стонет как раз про отсутствие таланта, непонятно на чем основывая свои утверждения. Я вас исподволь веду к следующим идеям:
- Как можно говорить об отсутствии таланта, даже не попробовав? Здесь правомернее звучат слова «лень», «трусость» и «не-слишком-то-мне-и-надо».
- Без таланта обойтись можно, без усердия – нет.
- Одаренность – это лишь фундамент дома, а само здание никто за Вас не построит. Достался участок без фундамента? Стройте на сваях!
А может, таланта и вовсе нет? Может, это мыльный пузырь, выдумки зазнаек в надежде снизить конкуренцию? Или если смотреть более оптимистично (чтобы стакан был наполовину полон, а не наполовину пуст), наоборот – талантлив каждый? Кстати, книга на эту тему с вдохновляющими советами и историями известных живописцев:
«Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта», Леонид Тишков |
Как бы то ни было, раз уж мы заговорили о великих – все они не жалели сил и времени на ежедневный труд (да, это именно труд!) с утра до вечера. Говорить «не получается» можно только после таких же упорных попыток!
Успехов в Ваших начинаниях!
Читайте также статью Рисуем… за месяц?! и подписывайтесь на наш арт-блог PaintingRussia (в правом нижнем углу).
Про себя скажу, что особых дарований (талантов, способностей) у меня нет, и каких-то своих скромных успехов я добилась только трудом. Наверное, меня можно было бы научить сносно рисовать или играть на музыкальном инструменте, и таких людей полно, и пусть рисуют и музицируют в свое удовольствие. Тем не менее гении есть гении, однако им тоже нужно вкалывать!
НравитсяНравится 1 человек
Да, еще как нужно =D История мировой живописи это доказывает))
НравитсяНравится 2 людей
Мне кажется, рисование в чем-то аналогично фотографии — не столь важно правильно выставить баланс цвета, выбрать ракурс или выполнить кадрирование, сколько вообще найти интересный сюжет.
вот мастер нарисует дыню
и ты узнаешь в ней себя
а на твоем рисунке даже
и дыню толком не узнать
© оман
))))
НравитсяНравится 2 людей
Я думаю, что если есть желание, мечта, то научиться можно. А если это не твое, то тут хоть со способностями, хоть без, не будешь рисовать.
НравитсяНравится 2 людей
Совершенно согласна =)
НравитсяНравится 1 человек
А внутренний посыл к таланту же не отнести? Вот, знаете, бывает смотришь на картину и видишь по ту сторону переживания автора. Я много вижу уличных художников с рядами работ, понятно — труд, видно, что талант+профессионализм(красиво), но вот одна зацепит : смотришь, смотришь и вроде бы обычные пейзажи, но отличаются от остальных. Спрашиваю :» а когда написано? В какой период жизни?» Выясняется, что эту он писал, когда влюбился.» Пустые» были созданы для хлеба, хотя и стиль и вдохновение природой- всё на месте. Мой друг( вообще ни капли не художник, кстати) , был как-то полон боли, так случилось в жизни. Сам от себя не ожидая, решил он эту боль размазать по холсту, вообще- то просто импульсивно было( в гостях, где можно было краски, кисти одолжить). Так получилось искренне, что тот художник( который дал в аренду краски), теперь картину выставляет на квартирных посиделках. И все там первым делом видят «боль». Друг мой, к слову, ни до не после ничего не рисовал.
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо за историю)) Думаю, это не связано именно с талантом напрямую. Просто в определенные минуты жизни художник может раскрыть свои способности по полной! Хотя многим эмоции наоборот мешают сконцентрироваться, это от человека зависит.
НравитсяНравится 1 человек
Согласна, да))) все разные по сути.
НравитсяНравится 1 человек