Жертвоприношение верблюдов

Новости

21 февраля стало известно, что лидер шаманской организации «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» (Вечное Синее Небо) в Ангарске принес в жертву пять верблюдов. Видеозапись этого действа выложили на YouTube (оригинальный ролик сейчас удален, но все-же что-то я вам нашел), а в описании к видеозаписи было сказано, что подобный обряд не проводился уже 300 лет, и что он направлен на укрепление России и ее культурных ценностей (но об этом и в видеоролике прямым текстом говорится).

Этот инцидент вызвал невероятно бурное обсуждение в нашей стране. Ну и язычники чуть-чуть обсудили (да и в комментариях я с вами обязательно на эту тему пообщаюсь).

Здесь давайте отметим небольшую ремарку — шаманизм сейчас не является официально признанной религией в Российской Федерации. Но так как у нас страна с федеративным статусам в трех ее субъектах (Тыва, Якутия и Бурятия) шаманизм на законодательном уровне признан «традиционной религией». Так как у республик, помимо нашей общей конституции, есть еще и свои конституции, и свои законодательные акты. Так что именно в этих республиках шаманизм нельзя назвать чем-то маленьким и незаметным.

Этим летом в городе Кызыле (столица Тувы) проходил съезд, на котором выбрали Верховного Шамана России. Как они тогда говорили: «Для того, чтобы впоследствии добиться статуса пятой традиционной конфессии России». Им стал Кара-оол Допчун-оол, глава кызыльской МРОШ (местной религиозной организации шаманов) «Адыг-Ээрен» (по-русски – «Дух Медведя»).  Об этом даже есть замечательный материал Павла Скрыльникова в Новой Газете (если не читали — ознакомьтесь, это полезно). А его заместителем — Артур Цыбиков, который и провел в феврале жертвоприношение пяти верблюдов. Вся эта отсылка нужна как раз для того, чтобы показать, что данное действо проводил не какой-то приблудный сумасшедший одиночка. Заместитель верховного шамана нашей страны, все-таки.

Я здесь не буду полностью приводить весь ор в интернете, включая реплики звезд, депутатов, циркачей, золотарей… кто там еще обычно по этому поводу высказывает свое мнение? Там все как обычно…

Верховный шаман Кара-оол Допчун-оол выступил с заявлением, что он не санкционировал и не одобрял такого обряда. Потом он выступил с заявлением, что в шаманизме нет обрядов с жертвоприношением верблюдов (которые считаются у них священными животными). Потом выступил с заявлением, что все это вообще не шаманизм, а «неошаманизм и сатанизм». Потом он выступил с заявлением, что будет исключать Артура Цибикова из их общей организации шаманов. В общем — отнекивается как может.

Прокуратура же требует возбудить уголовное дело о жестоком обращении с животными.

Сам Цибиков утверждает, что действовал от чистого сердца. Что если его признают виновным — он готов понести наказание. А заодно прямым текстом указывает, что в некоторых традиционных российских религиях на праздник принято резать животное. Чаще всего барана. Это общеизвестно и никак не порицается, мол — дело то религионое. Вот и он так же из религиозных соображений принес жертву. И не видит тут состава преступления. В целом его логика ясна.

Новость я более-менее освятил, но как быть с обсуждением? Давайте я вброшу несколько своих мыслей, интересных чисто неоязычникам (аудитории моего сайта):

Меня изначально несколько удивлял факт выборов верховного шамана. Это как попытки одного неугомонного волхва забабахать единую организацию с верховным волхвом всех родноверов. Вот всегда от таких инициатив жду подвоха. Шаманизм — не та религия в которой когда-либо существовала единая, да еще и вертикальная, иерархия. Выборы верховного шамана — это уже не шаманизм, а неошаманизм. Хотя вроде как они там говорили, что все это проводят для координации действий, чтобы добиваться крепкого правового статуса (вот с той же мотивацией и один неугомонный волхв тоже все бегает).

Само собой ясно, что все свои заявления верховный шаман делал от давления общественности. Если бы не поднялся хай вокруг этого случая то он, скорее всего, даже если бы знал о таком ритуале, ничего бы не сделал (тут мое мнение детектед, доказательств не имею).

Заметьте — вообще не идет речи про аутентичность какого-либо обряда. Все эти загоны с «соответствовать этнографии и известным источникам» — пугалка исключительно для неоязычников. Вон у шаманов один говорит что такой обряд был, другой говорит, что такого обряда не было. И поди знай теперь кто прав. Но на это никто и не смотрит особо. Общественному мнению плевать на аутентичность. Я же не отрицаю, что такой обряд действительно мог бы и быть. И в целом быть религиозным.

Заметьте как лихо организация, ставящая своей задачей правовое поле и достижение признания на законодательном уровне переобулась в прыжке в религиозное поле. И начала объявлять своих же членов (второго по значимости человека этой же организации) сатанистами, не шаманами. И предписывать какие обряды были, каких не было. Мотайте на ус, господа неоязычники. Вот прямо сейчас мотайте на ус.

Мне крайне интересно что будет происходить дальше с этой историей в области применения законов. С одной стороны жестокое обращение с животными, с другой стороны традиции и религиозный обряд. Напомню, у нас ежегодно религиозно жестоко обращаются с животными и раньше претензий у закона не было. хотя уверен, что под давлением общественности Цибикова таки осудят и признают виновным. Шум у нас не любят.

Ну и опять же хочу отметить, что так называемый шаманизм в нашей стране (по моему мнению) ничем не отличается от неоязычества, кроме непрерывности традиции. Которая (в виду отсутствия единой организации) смотрится довольно бледно. Я уверен, что тот шаманизм, который есть в России сейчас — радикально отличается от шаманизма хотя-бы 150-летней давности. И такие случаи, с объявлениями кого-то неошаманами и путаницей в существовании или несуществовании каких-то обрядов лишь это подтверждают.

От оценки самого обряда с его религиозной, или моральной стороны я воздержусь. Это дело самих тувинцев, якутов и бурятов.

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Добавить комментарий