Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Реальной ли была «красная угроза», с которой боролась комиссия сенатора Маккарти?

ОбществоИстория+2
Sasha Ba
  · 2,1 K
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 18 янв 2017  ·
pocketbook

Хороший вопрос. Все зависит от того, что считать "реальной угрозой". Могли ли коммунисты взять власть в США?
Нет, не могли. На последних предвоенных выборах президента кандидат КП США получил 0,1% голосов (во время войны коммунисты поддерживали Рузвельта). Конечно за годы войны рейтинг компартии подрос за счет симпатий части населения к СССР, но все равно это не тот уровень популярности, при котором можно всерьез рассчитывать не то что на захват власти путем выборов или революции, но даже на роль третьей партии в системе. Важно еще учесть, что в 1944 году группировка Браудера расколола партию, уменьшив ее силу.
С другой стороны, представление о том, что коммунисты в США вообще не пользовались влиянием тоже не соответствует действительности. Компартия США осуществляла тактическую линию, которую можно сформулировать в одной фразе "быть в большинстве среди всех недовольных", то есть занять лидирующие позиции среди несистемной оппозиции. И это в известной степени получалось. Коммунисты в тот период занимали некоторые важные позиции в профсоюзах, лидировали среди самых радикальных негритянских группировок, очень сильно влияли на интеллигенцию и "рассерженных горожан".
Эти успехи приносили конкретные электоральные плоды. Возможно, это Вас шокирует, но в 1930-40-х годах Компартия США реально конкурировала за места в городском совете Нью-Йорка, получала в каждом из округов тысячи и десятки тысяч голосов и даже выигрывала выборы. Этому способствовала существовавшая тогда в Нью-Йорке демократичная система выборов по многомандатным округам.
В 1941 году кандидат коммунистов Питер Каччионе стал 9-м из девяти депутатов от Бруклина, набрав 5,35% голосов. А уже на выборах 1943 года он возглавил этот список, опередив с результатом в 53545 голосов даже лидера демократического большинства в муниципальном совете. Он повторил этот результат в 1945, нарастив поддержку до 13,30%. Секрет побед Каччионе прост: все итальянцы, не желавшие жить под мафией, голосовали за коммунистов как единственную партию, не связанную с гангстерами.
В 1943 году для того, чтобы остановить коммунистов на выборах в Манхэттене системные партии были вынуждены выпустить на арену тяжеловесов: республиканцы - президента боро, демократы - депутата палаты представителей штата. И все равно Бенджамин Дэвис собрал вокруг себя голоса негров Манхэттена и с результатом 11,67% прошел в городской совет третьим из четырех депутатов Манхэттена. На следующих выборах он уже был вторым из пяти депутатов. В остальных боро коммунисты депутатов так и не провели, но получали хорошие результаты.
Когда стало ясно, что Бруклин и Манхэттен обязательно будут посылать в городской совет минимум по одному коммунисту, отцы города изменили избирательный закон, заменив многомандатные округа одномандатными. Новая старая система позволила покончить к представительством коммунистов в городском совете Нью-Йорка.
Это только самый яркий пример. Можно еще вспомнить как в Калифорнии обе основные партии соединялись на выборах и выставляли единого кандидата, чтобы не пропустить в парламент штата коммунистов, занимавших в итоге вторые места, как в Чикаго и Детройте попросту не давали регистрировать неизбежно проходивших в городской совет профсоюзников-коммунистов и много еще чего.
Чего боялись маккартисты? Они видели в Европе примеры превращения коммунистов: а) в основную партию оппозиции (Франция, Италия), б) в малую парламентскую партию. Даже в Великобритании коммунисты какое-то время имели 1-2 депутатов Палаты общин. В США компартия шла к тому же положению. Она со временем могла стать устойчивой малой партией с представительством в ряде крупных муниципалитетов и парламентах некоторых штатов, обзавестись при удаче и несколькими конгрессменами США. Коммунисты иногда выигрывали бы выборы мэров и влияли на выборы губернаторов. Все это привело бы к легализации идей коммунизма в массовом сознании обывателя. В случае же соединения их сил с другими левыми организациями и всякими малыми "проблемными" партиями в отдаленном будущем могла возникнуть угроза если не распада двухпартийной системы, то создания третьей силы, с которой пришлось бы договариваться на федеральных выборах.
А теперь вспомните, что началась "холодная война". Маккартисты рассматривали КП США как марионетку Кремля и перспективы превращения американских коммунистов хотя бы в периферийную политическую силу, ведущую за собой 5-10% избирателей, для них равнялись национальной катастрофе.
Если выбирать между капитализмом и демократией, даже самый убежденный либерал выберет капитализм и с радостью удушит свободу слова и прочие гражданские права. А Маккарти и его сторонники были консерваторами. Так что все закономерно. Классовая борьба есть классовая борьба, а демократия лишь ширма. Компартию незаконно (что признал потом Верховный суд США) лишили возможности участвовать в выборах, запретили, лидеров рассадили по тюрьмам. Разница с политикой СССР в отношении диссидентов лишь в избранных инструментах. В СССР действовала линия "разрешена лишь одна партия, остальные в тюрьме", в США линия "разрешены все партии кроме тех, что не устраивают правящую элиту в данный конкретный момент". В США система была более тонкой и гибкой, только и всего.

Кошмар, как Вы могли плюнуть в американскую демократию!

Юрист, давно уже начинающий писатель, годами подающий надежды  · 7 сент 2017
Если вы говорите о временах Маккарти, то коммунистов в ту пору в США рассматривали (и, в общем-то, небезосновательно), как пятую колонну, которая может оказывать помощь СССР, начиная от простой агитации и заканчивая шпионажем. Так что причина опасаться коммунистов у американских властей была вполне рациональная. Другой вопрос, что в какой-то момент там началась на этот... Читать далее