Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что происходит в Мьянме?

ПолитологияРелигия+2
Анонимный вопрос
  · 6,4 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 4 сент 2017

Не хотел отвечать на тему о рохинджа, поскольку не считаю себя достаточно компетентным. Но решил, все же, высказаться - на фоне еще менее компетентных мнений.

Прежде всего, советую почитать блог dragon-naga.livejournal.com, если хотите знать о Мьянме (Бирме) не только то, что сообщают (обычно крайне односторонне и алогично) СМИ после каких-то очередных происшествий или выборов. Не обязательно считать мнение автора блога истиной в последней инстанции, но он знает ситуацию в стране лучше и комментирует события объективнее (когда и если комментирует), чем 99,99% журналистов, не живущих в Мьянме, но "информирующих" о ней. Как минимум, становится ясна предыстория событий и мотивы акторов, которые никогда не являются ни абсолютным злом, ни абсолютным добром.

Конкретно о нынешних событиях автор блога еще ничего не писал (возможно и не напишет - своих дел хватает), но проблема рохинджа имеет давнюю предысторию. Прежде всего, следует знать, что Мьянма - это многонациональное и многоконфессиональное союзное государство (федерация штатов). Наиболее многочисленная этническая группа - бирманцы (типа, как русские в РФ). Основная религия - буддизм (и у бирманцев и у многих других народов страны). Мусульмане представлены двумя очень разными группами, имеющими мало общего друг с другом и практически не контактирующими. Одна живет, в основном, в Рангуне (бывшей столице и крупнейшем городе страны) и других городах. Это - выходцы из городов Индии, живущие в Мьянме уже не первое поколение и хорошо интегрированные в экономику и общественную жизнь. Уровень жизни представителей этой группы ВЫШЕ среднего по стране и даже, чем у их буддистских соседей-горожан. В основном это ремесленники и торговцы, в некоторых видах экономической деятельности у этих мусульман - фактическая монополия. Особых проблем нет ни у большинства из них с буддистами, ни у большинства буддистов с ними. Хотя среди буддистов есть и разнообразные националисты (необязательно бирманские - народов там много и разных) и политизированные экстремистские течения, которые устроят проблемы с кем угодно и по любому поводу. Кроме того, всегда возможны бытовые конфликты, а в этнически и конфессионально неоднородном обществе любой бытовой конфликт может перерасти в межнациональный и межконфессиональный - по принципу "Наших бьют!". Тем более, что люди в Мьянме живут весьма темпераментные и горячие.

Другая группа мусульман - это рохинджа (или рохинджья). Это уже не зажиточные горожане с хорошей профессией и нормальным (по мьянманским меркам) образованием, а нищие и безграмотные (в основной массе) крестьяне и неквалифицированные работники. Этнически - это беженцы и мигранты из соседней мусульманской страны (из Бангладеш), которая отказывается принять их обратно и не признает своими. Все они живут в Мьянме недавно (максимум - несколько поколений) и фактом своего появления совсем не радуют ни местных жителей-буддистов, ни центральное (союзное) правительство страны. 

Живут эти рохинджа у границы с Бангладеш - в штате Ракхайн. Если считать, что бирманцы в Мьянме (Бирме) - это что-то вроде русских в РФ или СССР, то ракхайнцы - это что-то вроде украинцев или белорусов в СССР. Тоже буддисты (как бирманцы), похожие язык и культура (но не идентичные - есть много отличий; отличия есть и во внешнем виде), живут в "собственном" штате (типа как в "союзной республике" в СССР), названном их именем и считают себя не бирманцами, а отдельным народом - пусть и родственным. В основном - это многодетные сельские жители (горожане, конечно, тоже есть - не богачи и довольно многодетные). И вот эти самые буддисты-ракхайнцы, которых становится все больше (а земли больше не становится) имеют в "своем" родном штате под боком совершенно чуждых им мусульман-рохинджа. Которые "понаехали" совсем недавно - в прошлом веке или в конце позапрошлого (какая-то меньшая часть). Которые, в отличие от "коренных" мьянманских мусульман-горожан, не привыкли жить по соседству с буддистами (соседями, клиентами, а порой - личными друзьями), а относятся к ним как правоверному мусульманину положено относиться к язычникам (обратить в свою веру, или убить). Ну, или хотели бы так относиться, но сил не хватает. Которые тоже многодетны, живут на той же земле и хотели бы отжать побольше земли у соседей-иноверцев. А лучше всего - замутить собственное исламское государство - и уже совсем без ракхайнцев.

А теперь вопрос, как бы вы относились к подобным соседям? Вот ракхайнцы примерно так же и относятся. Любой бытовой конфликт (тем более - политическая провокация) может закончиться взаимным погромом. Нередко им и заканчивается. А поскольку ракхайнцев все же больше раз в 10, то окончательный счет обычно оказывается именно в их пользу. Потом вмешивается армия. Вполне возможно, что 99,99% личного состава (все буддисты, большинство - бирманцы и уж точно ни одного рохинджа, которые даже и не граждане) сочувствует ракхайнцам. Но армия многонациональной страны не занимается систематическими погромами или геноцидом (иначе уже либо не стало страны, либо она давно перестала бы быть многонациональной), а старается предотвратить дальнейшие погромы и беспорядки с любой стороны. Так было во время диктатуры генералов, так остается и сейчас. Хотя не исключу, что экстремистам-рохинджа и просто случайно подвернувшимся под горячую руку рохинджа достается (при прочих равных) от армии больше, чем их аналогам из числа ракхайнцев. Иного было бы трудно ожидать. Тем не менее, о геноциде - это просто вранье. Достаточно вспомнить, что численность рохинджа постоянно растет, несмотря на годами продолжающийся "геноцид".

Конкретно о нынешних событиях из СМИ известно, что начались они с нападений экстремистов-исламистов из числа рохинджа на полицейские участки и госучереждения. То есть, это даже не очередная вспышка межэтнических и межконфессиональных трений, а прямое нападение экстремистов на органы власти. Естественно, армия ответила - как умеет. Естественно, в районах проживания рохинджа прошли зачистки (а где еще прикажете искать виновных?). Естественно, что и экстремисты из числа буддистского большинства тоже ответили на провокацию - как хотели и умели. Именно всего этого провокаторы и добивались. А теперь они и их братья по разуму в мусульманском мире вопят о "геноциде" бедных ни в чем не повинных мирных рохинджа со стороны злых бирманцев и ракхайнцев. Все это во многом похоже на "геноцид" палестинцев, всякий раз начинающийся с обстрелов и убийств со стороны палестинских террористов. Реакция "мусульманской уммы" ("наших бьют!") и "прогрессивной общественности" (асимметрия моральных требований и оценок) - тем более похожи.

Я надеюсь, что dragon-naga еще расскажет в своем блоге о деталях и подробностях нынешних событий - как они видятся с мьянманской стороны. А пока дам - в комментариях - тексты или отрывки его текстов прошлых лет. Проблема-то не сегодня возникла.

UPD.
Если вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно, ЧТО происходит в Мьянме, и - главное - ПОЧЕМУ оно там происходит (и происходило), настоятельно советую прочесть в комментариях мнение (о прошлых событиях) человека, который уже много лет живет в той стране и у которого есть деловые партнеры, знакомые и просто друзья как среди буддистов, так и среди мусульман-горожан.

Предыстория конфликта Напомню, что раньше (еще до 2012) в Мьянме была диктатура генералов, на которую США давили... Читать дальше