«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Маркс написал это еще до «Капитала», в предисловии к «Критике политической экономии».
Бредовость этого постулата очевидна.
Человеку свойственно осознано улучшать свое бытие, иначе мы по сей день производили бы конскую упряжь, патефонные иголки и карбюраторы.
При том, что общественное бытие не претерпело существенных изменений — все также актуальны 10 заповедей и 7 смертных грехов.
Что касается экономики - теория Маркса построена на том, что труд обладает правом на справедливую долю в разделе продукта, так как человек является основной производительной силой.
Ошибочность этого построения тоже очевидна, особенно с высоты лет.
Человек являлся основной производительной силой в доиндустриальный период.
В индустриальный и постиндустриальный периоды основными являются другие факторы - научно-технический прогресс, движение капитала и управленческие технологии.
При этих факторах работник не может претендовать на долю в разделе прибыли.
Популярность Маркса связана с высокой степенью научности и глубиной проработки.
Но учитывая ошибочность истоков - не предвидение научно-технического прогресса, получился эффект неправильно застегнутой первой пуговицы — все дальнейшие действия не приводят к ожидаемому результату. В конечном счете, адепты Маркса положили миллионы жизней на осуществление теории основанной на ошибке.
В животном мире-да! Если учесть, что у них есть начатки ума. Но человек создание интеллектуальное и может менять своё бытие, если есть возможность. Если нет-осознавая это претерпевать усилием воли. Сознательно.