Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад. Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

49) После того как мы выяснили из слов наших учителей, благословенна память о них, что конечное наказание за грехи — в Геиноме, а конечная награда за выполнение заповедей — в будущем мире (п.6), мы должны разъяснить, исходя из их слов: в чем заключается наказание, называемое Геиномом, за что наказывают и когда наказывают в нем.

Ты можешь сказать, что наказывают тело человека после его смерти — но ведь человеческое тело после смерти подобно безжизненному камню. И сжигают ли его кости на известь или натирают его бальзамом и другими благовониями, сохраняющими тело, — для этого камня нет никакой разницы. И слова «участь одна праведнику и нечестивцу» (Коэлет 9:2) — относятся к их телам после смерти. И как же будет одно тело в Геиноме, а другое наслаждаться будущим миром, — ведь и то, и это были погребены на твоих глазах на одном кладбище или в одном склепе?! Следовательно, Геиномом карается только душа.

50) Но какая кара может подействовать на нее, ведь душа — не плоть и не тело, и она не занимает какого-либо определенного места, и невозможно преградить ей путь? И что это за место, называемое Геиномом, где карают то, что невозможно запереть в определенное место? Да и огонь способен сжигать только тела и материальные объекты, — значит, нет другой кары, кроме истребления души и ее «отсечения»? Однако, такое понимание не соответствует Торе и учению наших мудрецов, благословенна память о них. Это чуждые идеи — слова мудрствующих из народов мира. Ведь согласно такому учению нет другого наказания для человека, кроме отсечения души. Но по закону Торы далеко не все люди приговариваются к наказанию карет (отсечение души), и получается, что все остальные грешники свободны от суда и наказания. И еще, согласно такому учению, уравнивается наказание того, кто совершил один грех, караемый «отсечением души», и наказание безбожника, отрицавшего все основы, или убийцы, все свои дни проливавшего кровь, — их души истребятся, и нет для них иных наказаний и посмертных страданий.

И в Священном Писании объяснено, что уже были среди безбожников подобные мнения. Были среди них отрицавшие посмертное наказание и награду. К этому склоняет дурное влечение, как написано: «Ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь» (Коэлет 9:10). И были не боявшиеся тяжести наказания, ибо они признавали только полное исчезновение души после смерти. И они говорили: «Хорошо человеку, ибо он исчезнет, как будто его и не было» (Овадья 1:16). И незачем даже доказывать из слов мудрецов, что это не так, ибо во всем Талмуде и в мидрашах наших учителей подробно описан Геином и его кары.

51) Так учили в Талмуде (Менахот 99б-100а): «И удалил Он тебя от узкого входа» (Йов 36:16), — от Геинома, вход в который узок, чтобы его дым собирался внутри. Но чтобы не подумали: «как вход в него узок, так и сам он узок», говорит Писание: «он глубок и просторен» (Йешая 30:33). И чтобы не подумали, что нет там дров, говорит Писание (там же): «пылает его костер и дров много».

И мудрецы измерили Геином — его длину и ширину. Сказано в трактате Таанит (10а): «Земля — одна шестидесятая от размера Гана (Сада). А Ган — одна шестидесятая от Эдена. А Эден — одна шестидесятая от размера Геинома. Получается, что вся земля по сравнению с Геиномом, как крышка по сравнению с кастрюлей».

И также известны входы в него. Сказали в трактате Эйрувин (19а): Существует три входа в Геином. Один — в пустыне Синай, как сказано: «И раскрыла земля свои уста и поглотила их, и их домочадцев, и всех людей Кораха… И сошли они со всем своим имуществом заживо в преисподнюю» (Бемидбар 16:32—33), — т.е. сошли в Геином. Один в море, как написано: «Из чрева преисподней возопил я — и Ты услышал мой голос» (Йона 2:3), ибо рыба возвратила Йону из глубины пучин, от входа в Геином (Пиркей дэраби Элиэзер 10 и Ялкут на книгу Йоны). И один — в Иерусалиме, как сказано: «Слово Ашема, огонь Которого в Сионе, и печь Его — в Иерусалиме» (Йешая 31:9). И сказал рабан Йоханан бен Закай: «Две пальмы есть в ущелье Бен Ином, и между ними поднимается дым — это вход в Геином» (на иврите гей — ущелье, долина). И сказали относительно запрета использовать горячие воды Тверии для разогревания пищи в шабат (Шабат 39а): «Они разогреты огнем, ибо проходят у входа в Геином» (т.е. мудрецы рассматривают огонь Геинома как реальное пламя, способное разогреть почвенную воду).

И еще сказано (Бава батра 84а): «Можно заключить, что Солнце — красного цвета, так как мы ясно видим его красным утром и вечером. А в середине дня оно кажется нам белым, потому что мы ослеплены его светом». И приводится в Гемаре противоположное мнение (что Солнце белого цвета), и оно оспаривается: «Как же можно подумать, что солнце белое, если мы ясно видим его красным утром и вечером?!». И разъясняют: Утром оно проходит у входа в Ган Эден (и отражает красные розы Сада), а вечером — у входа в Геином (и окрашивается отблесками его пламени — Рашбам).

И сказали в Пиркей дэраби Элиэзер (гл. 4): «Во второй день сотворил Святой, благословен Он, небесный свод, и ангелов, и огонь Геинома». И объясняют там, что речь идет о «небесном своде» над головами ангелов, как сказано: «И над головами этих ангелов — подобие небосвода» (Йехезкель 1:22). И сказано там (гл. 5) со слов раби Йеошуа: «Толща земли — шестьдесят лет пути. И из одной бездны, расположенной рядом с Геиномом, бьет родник горячей воды, которым наслаждаются люди».

52) Учили в берайте «Протяженность Вселенной» (Мидраш Батей мидрашот, гл. 27): «И есть семь уровней — один под другим. И это: Геином, Врата тьмы, Врата смерти, Трясина, Гибельная яма, Авадон, Шеоль, а ниже всех — Арка. И ангелы-разрушители располагают нечестивцев в Арка — под рекой огня, выходящей из-под Небесного Трона, как сказано: “Вот пылающая ярость исходит от Ашема, и бушует бурей, и обрушится на головы нечестивцев” (Ирмия 23:19). И тот, кого спускают в Арку, больше не поднимется, и будут его карать из поколения в поколение». И учили там (гл.28): «К самым нечестивым среди них приставлены ангелы-разрушители. Глубина верхнего уровня, расположенного над Шеолем, 300 лет пешего пути. И такова глубина каждого уровня. Огонь Шеоля в шестьдесят раз сильней, чем огонь Авадона, расположенного над ним. И так же огонь каждого уровня по отношению к расположенному над ним». Так учат в берайте. И возвращаются к этой теме в мидраше Теилим (Шохер тов 11), говоря: «Для каждой из семи категорий праведников есть особое место в Ган Эдене (см. далее п.107), и в соответствии с этим, семь особых уровней в Геиноме, и это… ». Т.е. семь обителей для праведных и семь для порочных, для каждого — обитель по его делам.

И сказано в Агаде (Оцар мидрашим ст. 212—213): Сказал раби Йеошуа бен Леви: Измерив верхний уровень Геинома, я обнаружил, что его длина — сто миль, а ширина — пятьдесят миль. И есть там множество ям, в которых находятся огненные львы. И когда нечестивцы падают в ямы, львы их съедают. Но после того, как огонь пожирает их, они возвращаются в прежнее состояние — и их проводят через каждое пламя первого уровня. И измерив второй уровень, я обнаружил, что он подобен первому.

И я спрашивал о первом уровне, и мне сказали: В первой обители находятся десять народов и с ними — Авшалом (сын царя Давида, восставший против него). И говорит один народ другому: «Если уж мы согрешили, что не приняли Тору, вы-то в чем виноваты?» И те отвечают: «Мы так же, как и вы, согрешили». И они спрашивают Авшалома: «Если уж ты сам не принял на себя законы Торы, то твои отцы приняли — за что же тебе так досталось?». Сказал им: «За то, что я презрел своего отца». И стоит один ангел и стегает каждого огненными бичами. И имя того, кто карает их, Кошиэль (от слова каше — суровый). И он говорит: Бросайте их в огонь. И их бросают — и они сгорают в огне. И вводят следующих, и он бьет их — и их бросают в огонь. И так поступают с каждым — пока не покончат со всеми нечестивцами. И затем вводят Авшалома, чтобы бить его. И исходит голос с Небес, говоря: Не бейте его и не сжигайте его, ибо он из Моих любимых сыновей, которые сказали у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И когда завершают побиение и сожжение нечестивцев, они выходят из пламени как будто бы не горели. И снова их начинают бить. И так повторяют с ними семь раз в день и три раза за ночь. А Авшалом избавлен от всего этого за то, что он был сыном Давида.

И на втором уровне, во второй обители, есть десять народов, и их карают тем же путем. И с ними Доэг (один из ненавистников царя Давида). И имя того, кто карает их, Лаатиэль (от слова лаат — пламя). А Доэг избавлен от всех казней за то, что он из потомков тех, что произнесли у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в третьей обители есть десять народов, и с ними Корах. И их карают тем же путем, а имя того, кто их карает, Шофтиэль (от слова шофет — судья). А Корах и его сообщники избавлены от всего этого за то, что они сказали у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в четвертой обители их карают тем же путем, и есть там десять народов и с ними Яровам (царь Израиля, прекративший паломничество в Храм). И имя того, кто карает их, Махтиэль (от слова мака — удар, кара). А Яровам избавлен от всего этого за то, что изучал Тору, и он из сынов Израиля, сказавших у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в пятой обители их карают тем же путем, и с ними — Ахав (царь Израиля, преследовавший пророков). А имя того, кто карает их, Хутриэль (от слова хотер — палка). А Ахав избавлен от всего этого, ибо он из сыновей Израиля, сказавших у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в шестой обители их карают тем же путем, и с ними Миха (Шофтим 17). А имя того, кто карает их, Посиэль (от арамейского слова пулса — удар). И Миха избавлен от всех казней за то, что он сказал у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в седьмой обители их карают тем же путем, и с ними — Элиша бен Авуйя (еврейский мудрец, впоследствии оставивший Тору). А имя того, кто их карает, Далкиэль (от слова далак — горел). И Элиша избавлен от всех казней за то, что он из сыновей тех, кто сказал у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И во всех семи тысячах мест каждого уровня карают нечестивцев такими карами. Но нечестивцы не видят друг друга в полном мраке, ибо вся тьма, предшествовавшая сотворению мира, собрана там. Таков мидраш.

И вот те несколько мест из Талмуда и мидрашей, в которых рассказывается о Геиноме и его тяжких карах, и даются размеры его частей. И эти отрывки и другие, подобные им, невозможно объяснить только как притчу и иносказание, — ведь мудрецы упоминают местоположение Геинома, они измерили его протяженность и ширину. У он учитывается ими как реальный фактор при определении, что запрещено и что разрешено законом (относительно горячих вод Тверии — Шабат 39а). И он также принимается в расчет при вынесении алахических (законодательных) решений в нескольких других местах Талмуда, о которых мы не упомянули (например, Сота 39а, Гитин 57а).

53) Но такова традиция, полученная нашими учителями, благословенна память о них: Святой, благословен Он, сотворил души людей, вне всякого сомнения, чисто духовными и наиболее утонченными — они бестелесны, не ограничены в пространстве и не привязаны к определенному месту. И они неуловимы — не как другие духи, которых залавливают в меха. Но они подобны ангелам и еще более возвышены, чем они. Здесь не место для подробного разъяснения понятия о душе, но само Писание свидетельствует о ней, говоря: «И вдохнул в его ноздри живую душу» (Берешит 2:7). Т.е. душа создана дыханием Б-га, а не возникла в результате постадийного сжатия Б-жественного влияния (ишталшелут). И наши учителя, благословенна память о них, сказали (Берешит раба 8:1), что душа была сотворена в первый день — вместе со светом, когда Святой, благословен Он, по Своей воле задумал и извлек из небытия этот нижний мир и небесный мир чистой духовности, и всех обитателей этих миров — обладающих материальным телом и духовных (в этот день был «задуман» и сотворен «исходный материал» — эйюли, первооснова, из которой в последующие дни Творения Б-г сформировал всех обитателей Вселенной — Рамбан на Берешит 1:1).

И Он, да будет благословенно Его Имя, сотворил место, которое называется Геином, и в нем сотворил наиболее утонченный «огонь», нематериальный и неосязаемый, который сжигает и уничтожает духовные сущности. И Он дал власть этому «огню» в упомянутом месте, где действуют духовные силы — ангелы по их категориям в Небесах.

54) И наши учителя, благословенна память о них, определили огромные различия между огнем этого мира и тем «огнем». Об его утонченности они сказали в трактате Песахим (54а): «Огонь нашего мира сотворен на исходе шабата, а огонь Геинома сотворен во второй день» (т.е., если «огонь» Геинома появился в самом начале Творения — на второй день, то обычный огонь — лишь по завершении всего процесса Творения). И после этих слов нет сомнений, что они хотели подчеркнуть утонченность этого «огня» — до такой степени, что они отнесли его сотворение ко второму дню. А в этот день, согласно Берешит раба (11:9, 21:9) и мидрашам (Танхума, Хаей Сара 3), были сотворены ангелы. И известно, что все сотворенное в первый день более утонченно и ближе к Первопричине и к первооснове, чем созданное во второй, и во второй, чем в третий, как это видно даже из простого смысла стихов (так в первый день были созданы духовные Небеса и самая утонченная материя — свет, во второй день — материальный небесный свод, в третий день — суша). И никто на свете не сомневается, что огонь этого мира не способен сжечь душу; даже осязаемое пространство этого мира не сжигается огнем и не уничтожается им. И я не слышал ни об одном верующем или еретике, невеже или изощренном мыслителе — ни об одном, кто бы верил, что когда сжигают на костре праведника, его душа также сгорает и исчезает в пламени, а его посмертное воздаяние пропадает. Однако, тот «огонь» Геинома, который, как мы верим, сжигает души, не подобен огню этого мира — ни огню, которым мы пользуемся на углях или в пламени, ни первозданному огню, образующему сферу огня, из которого, в сочетании с тремя другими первоосновами, создано все сущее, несмотря на то, что первозданный огонь состоит из крайне тонкой материи (при сотворении мира было создано четыре первоосновы: огонь, вода, прах и воздух. И этот первозданный огонь, воспринимаемый нами как космическая тьма, окаймляет всю Вселенную — Рамбан.на Берешит 1:1,4). Однако, «огонь» Геинома еще более утончен, хотя он и связан с первозданным огнем, как мы разъясним (п.61).

55) И я уже упоминал (в п.52), что наши учителя, благословенна память о них, сказали об одном из видов «огня» этого места казней: это «огненная река, выходящая из-под Небесного Трона». Ведь они связывают утонченность «огня» с Небесным Троном, который стал основой всего сотворенного — самым сокровенным из всех созданий. Да и само Писание возносит этот «огонь» на беспредельную высоту, сказав о нем: «Дыхание Ашема, будто серный поток, горит в нем» (Йешая 30:33). И подобно этому сказано о сотворении души: «И вдохнул в его ноздри живую душу» (Берешит 2:7). И на эту соотнесенность мы намекали выше (в п.53).

И также в Пиркей дэраби Элиэзер (п.4) упоминается, что во второй день были сотворены свод над головами ангелов, ангелы и «огонь» Геинома. Духовные, бестелесные создания (ангелы) имеют общую природу с этим «огнем».

И еще более сказано об этом в главе Эйн доршин (Хагига 13б) о реке Динур (огненной реке. Ср.Даниэль 7:10): «Откуда она проистекает? От пота ангелов (метафора: как бы от пота ангелов, несущих Небесный Трон — Маарша). И куда изливается? На головы нечестивцев в Геиноме». И сказано в Пиркей эйхалот дэраби Ишмаэль (8:2): «Поклялся Святой, благословен Он, по поводу императора Лупиануса, по приказу которого были убиты десять праведников, что Он даст этому нечестивцу испытать на себе огонь и пылающие угли херувов, офаним, святых хайот и серафов (виды ангелов) в Геиноме». И это сказано с великой ясностью.

И в Берешит раба (21:9) сказано по поводу стиха Торы «…И поместил перед Ган Эденомхерувов и пылающий меч, обращающийся и т.д.» (Берешит 3:24): «Перед Ган Эденомхерувов» — т.е. микэдэм, прежде Ган Эдена были сотворены ангелы, как сказано: «Это ангелы, которых я видел под Б-гом Израиля в реке Квар, и я узнал, что это херувы» (Йехезкель 10:20); «пылающий меч» — как сказано: «Его слуги — огонь пылающий» (Теилим 104:4); «обращающийся» — ибо ангелы «обращаются», принимая различный облик: порой они «мужчины», порой «женщины», порой «духи», а порой — ангелы. Другое истолкование: микэдэм (перед) — т.е. прежде Ган Эдена был сотворен Геином: Геином был сотворен во второй день, а Ган Эден в третий; «пылающий меч» — как сказано: «И станут все преступники и все вершащие злодейство подобны соломе, и спалит их этот грядущий день» (Малахи 3:19). И оба этих истолкования говорят, что Геином и основа его «огня» — это ангелы и херувимы под Небесным Троном. И все эти слова мудрецов намекают на великий основополагающий принцип устройства Вселенной.

56) И после этих разъяснений скажем, что Творец бесплотных и чистых душ, да благословится Его Имя, в состоянии сотворить для них утонченный, бесплотный «огонь», который сжигает утонченные, бестелесные объекты и уничтожает их. И зная, что Он, да будет Он благословен, по Своему желанию сотворил душу, мыслимо ли утверждать, что невозможно создать соответствующую ей тонкую сущность, уничтожающую ее? И так говорят наши учителя, благословенна память о них, что и самих ангелов сжигают в реке Динур (Шмот раба 15:6). И они упоминают (Йома 21б) «огонь пожирающий огонь».

57) И если нам возразят: «Как же душа может быть ограничена этим местом, называемым Геином или Шеоль?», ответим им, что этот вопрос был бы закономерен в устах греческих философов, а также вавилонских и арабских мыслителей, которые утверждают, что душа не ограничена местом и не пребывает ни в мозге, ни в сердце, а упоминание об этих органах только служат намеком на действия разумной души. Однако, мы не соблазнимся мыслью, что такое утонченное творение, называемое, например, «душой Реувена», пребывает в теле Реувена не больше, чем в мозгу осла или в ветке дерева, или что моя душа связана с моим телом не больше, чем с телом моего приятеля. Моя душа пребывает во мне — в определенном месте или не имея определенного места, ведь она бесплотна, а язык не приспособлен к тому, чтобы точно говорить о бесплотном. Во всяком случае, моя душа пребывает во мне, и она связана с моим телом. Так, например, некоторые их исследователи утверждают, что это тонкое, излучающие сияние духовное создание соединено с телом при помощи «души жизни» — так они называют другую душу человека («животную» душу, которой обладают все живые существа). И две души соединены — тонкая пребывает в более грубой, придающей телу движение и пребывающей в естественном тепле крови. И соединение этих двух душ, подобно связи горящего фитиля с маслом, которое «присоединяет» пламя к фитилю. Или же они объясняют это другими путями, как им заблагорассудится, многословно уточняя смысл терминов, и осыпая упреками своих оппонентов — именуя отклоняющихся от их мнений простофилями и глупцами, не знающими и не понимающими ничего.

Но, во всяком случае, тот, кто помещает душу в некий «материал», соединяющий ее с телом, способен также представить, что она может быть ограничена определенным пространством (например, «границами» Геинома) и связана с находящемся в этом месте тонким «огнем», который относится к высшим силам и создан специально для того, чтобы карать души — или изменять их в этом очистительном тигле, или окончательно истреблять.

58) И в Путеводителе заблудших (2:1) Рамбам уже привел точку зрения философов: «Ведь когда душа человека, составляющая его духовную сущность, побуждает его, например, подняться из комнаты на второй этаж, мы говорим, что его тело движется само по себе. И хотя она дала ему первоначальное побуждение к действию, она перемещается только благодаря ему, — и когда тело поднимается на второй этаж, душа поднимается вместе с ним. И если утихнут побуждения души — замрет тело, совершавшее движения ради нее. И если остановится тело — прекратится и перемещение души, происходившее благодаря ему» (т.е. по мнению философов, душа связана с телом, пребывает в нем и перемещается вместе с ним).

И еще сказали некоторые из их мыслителей, что не дано человеку из плоти и крови в полной мере постичь, каким образом бесплотная душа может быть основой существования человека во плоти и источником его энергии и движений. И эта тайна скрыта более, чем тайна Творения. И их исследователи не в состоянии обнаружить, как осуществляется связь бестелесного с материальным — в побуждениях и в действиях. Но такая связь, во всяком случае, признается.

59) Но мы уже попадаем в область, запрещенную для подобных исследований, ибо проводящие их превозносятся над своим Создателем, чтобы мудрствованием постигнуть Его деяния и чудесные тайны Его созданий. Но они, со всеми своими исследованиями, не знают ни своего собственного тела, ни, тем более, своей души. И не потому ли они превозносят себя над нашей традицией, что согласно их представлениям, душа бесплотна, и они представляют ее в своих описаниях и рассказах подобной ангелам? Но ведь мы не видели в их сочинениях, чтобы они возводили родословную души выше Сферы Разума (расположенной над восьмью небесными сферами и приводящей их в действие), а их мудрецы относят ее к категории ангелов (в то время, как наша традиция возводит «родословную» души к самому Творцу).

А мы, согласно истинной традиции, полученной от святых отцов, которые не «довольствовались чужими мыслями» (Йешая 2:6), описываем душу значительно более точно и возносим ее выше, чем они, — ведь сказали наши учителя, благословенна память о них, что их мнение склоняется к тому, что душа вообще не сотворена (т.е. не является сотворенной, но относится к сущности самого Творца). Сказано в Берешит раба (8:7) по поводу стиха «С царем, для его работы, жили они там» (IДиврей аямим 4:23): «С Царем царей, со Святым, благословен Он, пребывали души праведников, и Он, советуясь с ними, творил мир». И тот, кто услышит это изречение, — удостоится ли он узнать пояснения к нему или не узнает — в любом случае, убедится, что душа, в представлении нееврейских философов и тех, кто тянется за ними, не более утонченная сущность, чем в представлении наших учителей, благословенна память о них, и даже не столь же утонченная сущность, хотя наши мудрецы и не запугивали учеников обилием слов и трудностью темы. И при всем том наши учителя, благословенна память о них, верили, что «огонь» Геинома и Авадона властвует над душами, выполняя волю Вершащего все, да будет Он благословен и превознесен.

60) А теперь мы должны разъяснить, в чем заключается суровое наказание, называемое карет (отсечение), и это, действительно, истребление души. И так говорится в Сифре (Эмор 14:4): «Поскольку везде в Писании сказано карет и не объяснено, в чем заключается эта кара, Тора говорит: “Истреблю Я его душу из его народа” (Ваикра 23:29—30), чтобы научить, что карет — это истребление души».

Однако, со смертью нечестивца его душа не перестает существовать, распадаясь на первоэлементы, подобно душам животных, или полностью исчезая, но это «истребление» сопровождено карами и страданиями. Ведь человеческая душа не может просто исчезнуть вместе с гибелью тела, как не может исчезнуть ангел вместе с гибелью одного из тел, в которых он воплощался, например, небесного тела или другого (Ср. Рамбам, Законы основ Торы 3:9). Только души животных распадаются на первоэлементы — воздух, прах, огонь и воду, подобно тому, как все материальные тела — и тонкие, и грубые — распадаются на элементы, возвращаясь в прах. И не пропало ничего со дня Сотворения мира и доныне, но все, что гибло за время существования Вселенной, сменялось именно таким образом, распадаясь на первоэлементы и перевоплощаясь. Тем более невозможно, чтобы душа, которая так возвышена, исчезла и потерялась. И она не распадается, как души животных, и не воссоединяется с четырьмя первоэлементами, ибо они не подобны ей. И все, что мудрствующие говорили об исчезновении души, не соответствует ни истинной традиции, ни результатам вдумчивого исследования. Ведь если она возвращается к своей Первооснове, подобно прочим творениям, подверженным рождению и смерти, которые распадаются на первоэлементы, то блажен и добр ее удел, ибо это величайшая награда и славное воздаяние (т.е. если души нечестивцев со смертью возвращаются к своей первооснове, то это величайшая награда, а не наказание, так как Первооснова человеческой души — сам Творец. Значит, согласно такой точке зрения, нет посмертной кары для нечестивцев).

Но все происходит так, как мы упомянули выше (пп.4,6—7) со слов наших учителей, благословенна память о них (Рош ашана 17а): Все, приговоренные к этому наказанию (карету), караются в Геиноме 12 месяцев, в соответствии с виной каждого, а когда заканчивается срок кары, «их души сжигаются» и превращаются в пепел, т.е. они перестают быть теми созданиями, которыми были, как сожженный предмет, ставший пеплом, «и ветер» от Б-га — ветер, приносящий облегчение, и благоволящий (так как теперь Б-г дает успокоение душе), — «рассеивает его (пепел) под стопы праведников», т.е. на уровень, уступающий наслаждению и покою праведников, — на уровень, на котором нет прежних кар и страданий, но и нет неги и наслаждения праведников. А те, что «вопят от ужаса и подымаются оттуда исцеленные» (т.е. «средние»), о которых упоминают наши учителя, благословенна память о них (там же), поднимаются по завершению кары на уровень, где вкушают покой и наслаждение, но не так, как праведники. Сказано в трактате Шабат (152б): «И эти, и эти» — как нечестивцы, так и средние — «передаются под власть Думы (ангела, властвующего над духами — Раши). Эти (души средних) обретают успокоение, а эти не обретают успокоения», как мы разъясним в дальнейшем (п.64). А законченных грешников (вероотступников, безбожников и т.п. — см. п.4), приговоренных к самому суровому наказанию, карают из века в век. И согласно воле Владыки, да будет Он благословен, эти души продолжают существовать, и Он карает их такими казнями и страданиями, которые не уничтожают эти грешные души, как написано: «ведь черви, снедающие их, не умрут, и огонь, сжигающий их не погаснет» (Йешая 66:24).

Подобно этому и для плоти — человеку, который испытывает невероятные страдания, легче в тот же час умереть от этих страданий, чем испытывать их долгие годы, не имея надежды, что его страдания и беды когда-нибудь прервутся и завершатся. Так сказано в Иерусалимском Талмуде, в трактате Пеа (1:1): «У кого заслуг больше, чем грехов, с того взыскивают за те немногие и нетяжкие грехи, которые он совершил, в этом мире, чтобы дать ему полную награду в мире будущем. У кого грехов больше, чем заслуг, дают ему награду за те немногие заповеди, которые он исполнял, в этом мире, чтобы сполна взыскать с него в день грядущий. Но с того, кто сбросил с себя ярмо (“ярмо” Торы и заповедей), и отверг Завет (заключенный между Б-гом и еврейским народом), и извращает слова Торы — даже если он совершал добрые дела — с него взыскивают в этом мире, но “основной капитал” (основное наказание) сохраняется для него в мире будущем». И мы уже упоминали эти слова выше (п.8).

61) Наказание Геиномом приходит к человеку сразу же после смерти. Как только нечестивец умирает, его душа соединяется со сферой огня (п.54), и попадает в огненную реку, выходящую из-под Небесного Трона, которая, являясь одним из элементов этой сферы, дает энергию всем видам огня. Река спускается в Геином, и, скатываясь вместе с ней, спускается туда и душа. И это подобно перевоплощению всех созданий, которые возвращаются к своим истокам (с той только разницей, что прочие творения распадаются на первоэлементы, из которых сотворены, а душа не возвращается к своему источнику — Ашему, но присоединяется к первоэлементу огня. Хазон Йоэль). И это верно и приемлемо даже для мыслителей-философов.

И эта душа, которая возвращается к первоэлементу огня и присоединяется к нему, с самого начала и до конца своего пребывания в Геиноме мысленно стремится вознестись и приобщиться к высшим мирам, чтобы возвратиться к своему источнику — так же, как все вещи возвращаются к истокам. Но тяжелые грехи и бесстыдные проступки отделяют ее от Творца и удерживают ее, и она втягивается и попадает в огонь Геинома. И то, что душа не может осуществить свое желание, — само по себе великое страдание и мука, невыразимая и беспредельная, которая добавляется к мучениям Геинома. И в том и заключается карет — отсечение души, что она отсекается от своего источника, как ветка отсекается от дерева, которое давало ей жизнь. Так сказали наши мудрецы, благословенна память о них: «А души нечестивцев желают и томятся» (Шабат 152б), как сказано: А «душа твоих врагов будет летать как камень из ложа пращи» (I Шмуэль 25:29). И значение слова «желают» такое же, как в стихе: «что они пожелают сделать» (Берешит 11:6), а подразумевается то, что мы здесь объяснили.

62) А то, что это наступает сразу после смерти, а не в грядущие дни Машиаха и не в будущем мире, нам известно из нашего Учения и из нашей традиции. Так сказали мудрецы в мишне из трактата Эдуйот (2:10): Нечестивцев карают в Геиноме двенадцать месяцев, как сказано (Йешая 66:23): «И будет от месяца до того же месяца и т.д.» (т.е. начиная с месяца смерти до того же месяца в следующем году, например от тишрея до тишрея — Тосафот Шанц). И сказано в трактате Кидушин (31б): «Сын обязан почитать отца и при жизни, и после смерти…» Каким образом «после смерти»? Если будет передавать традицию, которую слышал из уст отца, пусть не говорит: Так сказал мой отец. Но пусть скажет: «Так сказал отец, мой наставник, да буду я ему искуплением» (т.е. если ему уготованы кары Геинома, я готов принять их, чтобы искупить его душу — Раши). И так говорят в течение 12 месяцев после смерти. А после 12 месяцев говорят: «Так сказал отец, мой наставник, да будет он упомянут в жизни будущего мира» (ибо наказание Геиномом для грешников не превышает 12 месяцев — Раши). И сказано в трактате Таанит (11а): «В час смерти человеку показывают все его поступки до мельчайших подробностей и говорят ему: “Так и так ты сделал в таком-то месте и в такой-то день” и т.д.» И он убеждается, что приговор его справедлив, и говорит: «Вы меня прекрасно судили! и т.д.». И упоминается в агаде о сообщниках Кораха: Каждые тридцать дней (в новомесячье) возвращает их Геином, как достают мясо из горшка (перевернуть, чтобы оно лучше поджаривалось — Рашбам), и они говорят: «Моше учил правде, и его Тора — истина, а мы — обманщики» (Бава батра 74а).

И по поводу Элиши бен Авуи, прозванного Ахером, сказано (Хагига 15б): Когда упокоилась душа Ахера, приговор гласил: Он не примет кар Геинома и не удостоится будущего мира. Не примет кар Геинома, ибо много изучал Тору, и не удостоится будущего мира, ибо много грешил. Сказал раби Меир: «Когда я умру, поднимется дым от его могилы». Когда упокоилась душа раби Меира, поднялся дым от могилы Ахера (Ахер был одним из величайших мудрецов Торы и учителем раби Меира, и эти заслуги защищали его от кар Геинома. Но и врата будущего мира были запечатаны для него, ибо в зрелые годы он оставил соблюдение заповедей и много грешил. Поэтому раби Меир, оказавшись в мире душ, попросил милости для Ахера — чтобы он, спустившись в огонь Геинома, искупил свои грехи, а затем, в соответствии со своими заслугами, удостоился бы жизни будущего мира, ибо ни на что не похоже, если рав будет вечно пребывать в Геиноме, а его ученик — в Ган ЭденеМаарша). И было совершено чудо, чтобы показать, что молитва раби Меира принята. И так сказано об этом в Иерусалимском Талмуде (Хагига 2:1): «На его могилу опустился огонь с Небес и сжег склеп».

И в мидраше на Теилим (Шохер тов 31) сказано: Сказал царь Давид, да пребудет на нем мир: «В Твою руку я вложу свою душу, и Ты избавишь меня, Ашем» (Теилим 31:6). В час смерти «Ты избавишь меня, Ашем,» — от Геинома. И ясно сказано в агаде (Псикта рабати 23:15): В каждый канун шабата Дума, ангел, распоряжающийся душами, объявляет: «Покой всем нечестивцам — пусть отдохнут». И оставляют их в покое на весь шабат. А на исходе шабата, когда стемнеет, кричит ангел, распоряжающийся душами: «Возвращайтесь, души нечестивцев, в Геином, ибо уже завершил Израиль свой праздник». И поэтому сыны Израиля упоминают в молитве на исходе шабата: «И да будет на нас благоволение Ашема, нашего Б-га и т.д.» (Теилим 90:17, а также псалом 91 «Погруженный в высшую тайну», в котором мы просим, чтобы Ашем избавил нас от злых духов и от кар Геинома).

Итак, мы выучили из слов мудрецов, что сразу после смерти нечестивцев, их души подвергаются карам Геинома в соответствии с виной каждого, как было разъяснено выше (пп.51—56), когда мы охарактеризовали это наказание и эти кары. И в это верят все, кто придерживается учения наших мудрецов, благословенна память о них, и доверяет традиции, передаваемой ими. И учитывая то, что мы разъяснили, их слова не отвергнет ни один мыслящий человек, но только тот, кто запутался или потерял веру.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»