Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии

Вы часто меня спрашиваете, есть ли в России такие места, где могут подробно и официально научить геймдизайну? Отвечу, что скорее нет, чем да. Scream School - это совершенно не те знания и не тот уровень, который вы хотели бы получить за эти деньги в России. Факультет геймдизайна в ВШЭ - в принципе ничего не могу сказать, хотя на мой взгляд программа обучения выглядит неплохо, но если все же сравнить ее с той, о которой пойдет речь в этом интервью - сразу становится понятно многое. Про онлайн курсы можно вообще забыть: невнятные преподаватели, коих сейчас большинство, не смогут вас научить делать игры по скайпу за месяц.

Поэтому я выцепила человека, который сможет вам рассказать все об учебе на геймдизайнера - это моя бывшая коллега, Наталья Март, которая закончила факультет геймдизайна в финском университете KyAMK. Сейчас Наталья трудится в шведском офисе Rovio на позиции художника и она любезно согласилась уделить мне время, чтобы своим рассказом всех вас вдохновить пойти по ее стопам.

Речь пойдет об универтитете XAMK (бывший KyAMK) в Куовола, ссылка на программу:
https://www.xamk.fi/en/degrees/bachelor-of-culture-and-arts-game-design/

Наталья Март, квалифицированный геймдизайнер и просто красотка
Наталья Март, квалифицированный геймдизайнер и просто красотка

Алиса: Ну расскажи, как же ты попала вообще в Финляндию. Почему ты туда поехала?

Наталья: Первый раз я поехала сюда по обмену. Я узнала случайно, что оказывается эта программа обмена студентов есть в очень многих университетах, особенно в Питере. Но дело в том, что сам университет это совсем не афиширует. Например, в нашем Политехническом университете никто не кричал на каждом углу: “Вы знаете, у нас есть программа обмена студентов, так что можно поехать учиться за границу вот так вот запросто!”. Практически никто об этом не знал. Я узнала просто потому, что девочка с курса старше вернулась и сказала, что ее не было полгода, потому что она училась в Финляндии. А ее подруга точно так же училась в Италии. Так что возьмите на заметку: если вы хотите заграницу поехать по обмену - поспрашивайте, это скорее всего возможно.

А.: А почему не афишируют?

Н.: Я думаю, в первую очередь университет старается на такие программы пропихнуть своих любимчиков, или детей учителей. К тому же, это ведь очень классная тема - учеба в Европе, кому не хочется попробовать? Мало того, на обучение заграницей студенту иногда даже дается грант. То есть, университет здесь, в Финляндии, платит за твое обучение, может даже оплачивать часть жилья.

А.: Как же быть? Где узнать о таких программах?

Н.: Как ни странно - надо просто идти и узнавать в деканате. Если уж вы спросите, то они обязаны ответить честно что, так и так, да, программа обмена есть. Назвать какие страны в ней участвуют. Скорее всего за это отвечает какой-то один человек, который, как это бывает в наших университетах, не любит чтобы его дергали. Так что нужно поймать этого человека и настойчиво попросить его рассказать в деталях обо всех ваших возможностях, как студента. Это ведь его работа, ему за это платят, так ведь?

А.: А трудно ли собрать документы для поступления? Мне это кажется чем-то совершенно фантастическим.

Н.: Документы собрать сложно, но можно. Конечно, придется все делать самим, самим собирать все документы - у нас очень редко помогают с этим. Придется самостоятельно списываться с человеком, который отвечает за обмен студентов в иностранном университете. Общение обычно происходит на английском языке, так что если с языком не очень, можно попросить кого-то помочь, но в принципе в Финляндии очень лояльно отнесутся к тому, что иностранные студенты пишут на ломаном английском. Вам все равно ответят на все вопросы и все расскажут.

Да, со сбором и оформлением документов для подачи на визу действительно довольно много сложностей. Дело в том, что их просто очень много, и каждый в отдельности даже не то чтобы сложно получить, но приходится изрядно помотаться по инстанциям чтобы собрать их все и это занимает прилично времени. Знаете, как это всегда бывает - обязательно забудешь какую-то бумажку. Здесь опять посетую: если бы у нас университете был человек который должен этим заниматься: помогать, объяснять, если бы была бы какая-то четкая инструкция для студентов, которая уже благодаря опыту предыдущих лет учитывала все подводные камни сбора документов, подачи на визу и поступления - было бы гораздо, гораздо легче. А когда поступаешь с нуля - это еще тяжелее, нужно гуглить, нужно смотреть на всех сайтах, проверять какие документы нужны, потому что в одном месте может быть дан один список документов, а в другом - другой. Главное смотреть на официальных сайтах посольства, визового центра, предельно внимательно отнестись к списку документов. Бывает, в визовом центре довольно сильно придираются к фотографиям, к каждой строчке в анкете - ко всему.

А.: А когда нужно этим всем заниматься? Сбор и подача документов, я имею в виду.

Н.: Вообще все это лучше делать заранее. Если вам сказали, что вы поступили и вы решились поступать, то начинайте собирать документы прямо в этот же день, иначе можно не успеть. Иногда студенты не успевают приехать, потому что везде, особенно в последний год, очень перегружены визовые центры. Так что прямо в мае, или начале июня, как только вывесили списки поступивших - сразу бегите все оформлять. У кого-то это может занять две недели, а кто-то сталкивается с какими-то трудностями и процесс оформления визы затягивается на 2-3 месяца. Так что читайте все требования, особенно мелким шрифтом!

А.: К поступлению мы еще вернемся, но давай еще немного поговорим про твою учебу по обмену. Ты туда перевелась на какое-то смежное направление?

Н.: Да, я училась здесь, в Петербурге, на факультете дизайна. И туда я поехала по программе обмена на такой же курс: графика и медиа.

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, image #2

А.: Легко удалось попасть туда по обмену?

Н.: Не очень. Я попала со второго раза, вообще-то. Первый раз я пробовала туда поехать когда училась на втором курсе, но желающих было слишком много и я просто не попадала в программу. В итоге попала в KyAMK, когда уже была на четвертом.

А.: Какие были вступительные испытания?

Н.: А почти никаких. С обменом все попроще, чем с обычным поступлением, про него чуть позже расскажу подробно. А на обмен нужно было всего лишь предоставить портфолио своих работ, причем не обязательно с каких-то реальных проектов. У меня это были студенческие работы, которые мы делали на занятиях, что-то по типографике, фотографии и даже какой-то видеоролик. В общем все, что поможет вас представить как человека творческого, с развитой фантазией, обладающего достаточными навыками и направленностью, чтобы справиться с учебой. Кроме портфолио был еще тест по английскому языку, над которым я с переводчиком просидела весь день, и потом только узнала, что на него должно тратиться минут десять.

А.: Тяжело было приспособиться? Все-таки другой язык, другая страна, другая среда.

Н.: Я уже упоминала, что с языком у меня было не все гладко, и я иногда не понимала, что от меня хотят преподаватели, в какой кабинет меня посылают, что просят сделать. Но, скажу честно, здесь, в Финляндии, все учителя с пониманием относятся к иностранным студентам, у которых хромает язык. Все подбадривают, мол, ничего, в англоязычной среде быстро выучишь язык. Без проблем объяснят студенту все по несколько раз. В общем, нет такого, как в России с китайскими студентами, которым преподаватель может сказать: “я тебя не понимаю, иди отсюда”. Здесь комфортно, благополучно и все стремятся помочь, так что не чувствуешь себя каким-то инородным телом. Здесь очень быстро образовалась компания классных ребят, в которую вписалась и я. Одному без друзей здесь не остаться, друзья очень быстро находятся в студенческих общагах, к тому же, здесь много русских. Так что да, никаких проблем.

А.: Так, ну а что с уже серьезным поступлением?

Н.: Стыдно сказать, но после того, как я тут проучилась по обмену год, я уже не хотела заканчивать учебу в Питере. Поэтому я фактически перевелись со своей программы специалитета на бакалавриат, быстренько защитила диплом (который надо было написать за две недели), а потом уже поступила сюда. Поняла, что мне очень хочется вернуться и закончить учебу тут.

А.: Наверное, поступать было уже сложнее, чем поехать по программе обмена?

Н.: Да, конечно. Не только из-за более сложных вступительных испытаний, но и из-за английского языка. Я вообще думала, подучу, подготовлюсь, а сам язык легко выучу прямо здесь. Но оказалось, что для поступления нужен уровень гораздо выше, чем был тогда у меня. Серьезно заниматься изучением языка, а тем более получать международные сертификаты у меня не было времени из-за того, что я писала диплом. Так что с первого раза я не поступила, меня подвело плохое знание языка. Из-за этого я потеряла год, но потеряла его довольно плодотворно - весь год подтягивала английский. Так что не повторяйте моих ошибок, учите язык и готовьтесь сразу. В первую очередь рассматривают тех, у кого есть сертификаты, тот же IELTS (IELTS score должен быть не ниже 6.5). Уровень английского нужен не ниже B2 (upper-intermediate), или даже C1 (advanced), потому что при поступлении часто бывает устное интервью. Но вообще, попасть сюда, в KyAMK, намного проще, чем в другие университеты Финляндии и университеты других стран. Я знаю, что в Хельсинки есть очень престижный и крутой ВУЗ, но туда и конкурс больше, и отборочные испытания строже. Мне даже немного повезло, потому что раньше этот университет в Куовола назывался KyAMK и бол довольно небольшим, а сейчас он - XAMK, крупный объединенный университет на всю юго-восточную и восточную Финляндию.

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, image #3

А.: Но почему геймдизайн? Почему ты не поступила на графику и медиа?

Н.: На самом деле, геймдизайн не был моим изначальным выбором, все получилось довольно спонтанно. Я хотела поступать на дизайн, но на тот год, когда я решилась, эти направления обучения на английском языке закрыли. Тогда я узнала, что есть геймдизайн. Сначала я испугалась, ведь я ничего про это толком не знала, но мне все стали говорить, мол, давай, Наташа, у тебя есть все шансы, сюда ребята после школы поступают, а у тебя уже фактически есть образование. В общем, это было довольно спонтанное решение и я не очень-то понимала, на что подписываюсь. Но как только я сюда попала, я очень увлеклась происходящим, учеба мне безумно понравилась. В KyAMK были все предметы, которые я любила, многим я уже занималась в Политехе: создание персонажей, написание своих историй. И я, человек который очень мало играл в игры, и то преимущественно в казуалки, вполне со всем справлялась. Конечно, со мной учились абсолютно влюбленные в геймдев ребята, и по началу мне не хватало вот этих базовых навыков и опыта, так что приходилось смотреть летсплеи на YouTube. В общем, втянулась.

А.: Ну при поступлении испытания, наверное, отличались от тех, которые были для программы обмена?

Н.: Да, конечно, все было намного серьезнее. Во-первых эти экзамены можно сдавать по месту жительства в каких-то крупных городах. У нас это, я точно знаю, Москва и Петербург и вроде бы еще Петрозаводск, но этот момент вот нужно уточнить. Мне же показалось целесообразным сдавать экзамены в Финляндии потому что я уже знала что здесь к чему. Каждый год испытания немного отличаются, но общая идея примерно одинакова.

Первое испытание - это проверка знания английского языка. Это может быть интервью один на один с экзаменатором, а может быть групповая беседа с другими четырьмя-пятью абитуриентами. Дается какая-то тема, которую вам всем нужно обсудить, например: “Представьте, что вы команда по разработке и вы делаете такую-то игру, и вот у вас возникла вот такая проблема. Как вы ее будете решать?”. В общем, проверяют адекватность абитуриентов, способность вести беседу на английском, активность. Здесь очень важно показать себя, потому что может получиться так, что если даже вы хорошо знаете язык, но в группе будет кто-то, кто знает его лучше, или просто будет активнее вас, то этот человек начнет говорить больше всех, и просто не даст вам вставить ни слова. Ни в коем случае нельзя стесняться, нужно заранее подготовиться, повторить какие-то вводные фразы на английском, может, с друзьями попрактиковаться. Главное не молчать!

Основная часть - это различные творческие задания. Когда я поступала, на все про все давалось целых шесть часов с перерывами на обед и прочим, времени предостаточно, но лучше все равно собраться и не растекаться по этим часам особо. Первое задание основной части - это рассказ о себе. Эссе, которое будет рассказывать о том, почему вы хотите поступить именно в этот ВУЗ, почему вы выбираете именно геймдизайн, какие навыки у вас есть, чтобы успешно здесь учиться, какие хобби и увлечения, которые указывают на то, что вы творческий и разносторонне развитый человек. Здесь можно обо всем на свете писать: и о том, что вы любите рисовать, и о том, что в пять лет фотографией занимались, и о том, что любите динозавров и вам нравится рисовать всяких монстров. Все что угодно. Я думаю, что мотивацию свою любой человек сможет аргументировать. Важный момент - это упомянуть, что вы очень любите групповую работу. Для Финляндии очень важно умение работать в группе, сами финны не очень разговорчивый народ, и их очень стараются мотивировать всеми правдами и неправдами на активное взаимодействие в коллективе. Даже если вы скажете, что занимались командным спортом - это уже будет плюсом.

Второе задание основной части - это задание на придумывание сюжета, разработку концепта игры и отрисовку персонажа. Как правило, дается какое-то конкретное задание, например: “Персонаж вашей игры - квадрат”, и все, придумывай что хочешь, но ты должен обосновать почему он квадрат, придумать его историю, придумать чем он полезен, чем важен. Это не обязательно должна быть какая-то огромная полномасштабная концепция, а то мне сначала показалось, что я должна целую вселенную тут создать, но достаточно будет придумать даже самую простую мобильную игрушечку, главное, чтобы сам концепт был стройный и ладный. Ребята вот придумали игру, в которой персонаж-квадрат - это почтовый конверт, который летит по экрану и собирает сообщения. И завернули это все в сюжет про забывчивого почтальона, который растерял все сообщения, а конвертик, вот, ему помогает. Также здесь нужно будет рисовать, это очень важно, даже важнее, чем письменная часть. Нужно будет нарисовать основной экран игры, которую вы только что придумали, расположить на нем кнопки интерфейсные, может быть, нарисовать скетч уровня, в общем, как-то проиллюстрировать вашу концепцию, геймплей. Понятно, что в такой стрессовой ситуации все хочется сразу красиво сделать, но я на своем горьком опыте поняла, что лучше сначала накидать все схематично, а потом уже прорисовать как следует, если останется время. Правда, при оценке работы на технику рисования тоже смотрят, может поэтому мне и добавили баллов за мои хорошо прорисованные детали. Но гораздо важнее хорошо все сделать с точки зрения механики и логики: грамотно расположить кнопки, красиво преподнести идею. Часто интерфейс нужно также обосновать - для чего у вас какая кнопка. То есть, работу, на которую специалист обычно тратит недели, вам предлагается сделать всего за полтора часа, поэтому лучше заранее подготовиться, поиграть в игры разных жанров, обращая пристальное внимание на интерфейс. На этом этапе смотрят в первую очередь даже не на оригинальность вашей идеи, а на то, насколько в принципе интересен ваш концепт и сумели ли вы его преподнести.

А.: То есть, умение рисовать - ключевое на вступительных экзаменах?

Н.: Умение рисовать необязательно, но оно является очень большим плюсом. Со мной рядом поступали ребята, которые очень плохо рисовали, но они немного подготовились к этой рисовательной части. Если вы понимаете, что если не умеете рисовать, придумайте заранее несколько самых простых мультяшных персонажей чуть-чуть потренируйтесь перед вступлением их рисовать, потом можно будет свой сюжет под них подогнать. Позже, на занятиях, вас научат рисовать, так что ничего страшного. Если вы прекрасно рисуете, но не можете структурированную и интересную концепцию выдать - то какой с этого толк? Рисование - важный навык, но не ключевой. Но поступая сюда, нужно понимать, что рисовать придется много, поэтому даже если вы совсем не умеете, вам это должно хотя бы нравиться. Здесь будут курсы по созданию персонажей, бэкграунда, интерфейсов, и все это надо будет в редакторах рисовать, а не просто на бумажке.

А.: Что за ребята, с которыми ты училась? В основном финны?

Н.: Да, когда я поступала у нас был не слишком-то такой международный коллектив, большая часть была финнов, процентов 70-80. Было несколько русских ребят, включая меня - четверо, что довольно много для группы из двадцати человек. Были студенты из Чехии, Эстонии, Польши, даже из Англии и США. В общем, такой довольный разношерстный коллектив. Сюда многие ехали, потому что в Финляндии раньше было бесплатное образование, и по итогу обучения ты получаешь международный сертификат, который котируется не только в Финляндии, а и в любой европейской стране. Например, я сейчас уезжаю работать в Швецию, и моего работодателя полностью устроило мое образование. Кстати, обучение и сейчас бесплатное, но для граждан евросоюза.

А.: Студенты-геймдизайнеры. Как бы ты их описала?

Н.: Очень разносторонние люди, у всех очень много разных увлечений и хобби. Был парень из России, который просто обожал гонки, залипал в них днями и ночами, мечтал создать когда-то свою игру в этом жанре. Другой очень любил пиксель-арт, очень круто рисовал в этом направлении и вообще увлекался олдскульными играми восьмидесятых. Он всегда хотел именно в чем-то таком работать, с классическим рисованием у него не ладилось и он все время делал пиксель-арт проекты. И кстати, впоследствии нашел себе работу пиксель-арт художником, хотя никто не верил, что это возможно. Пара ребят очень любили писать, в свободное время они прямо романы писали, эти ребята были на сюжете сконцентрированы. Вообще, представление о геймдизайнере там и в России очень сильно отличается. В России геймдизайнер в основном уровни собирает, или документацией занимается, а здесь эти функции воспринимаются как какие-то общие дисциплины, и ты во время обучения приобретаешь какой-то уклон - программирование, рисование, моделирование, нарратив.

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, image #4

А.: Один из самых интересных вопросов к тебе - это, конечно, следующий: как происходит обучение? Как учат геймдизайнеров?

Н.: Ну, первый год почти ничего действительно интересного не происходит. Первый год обучения - это общие предметы, которые даже и не относятся к геймдизайну, то есть, нет такого, что с первых же занятий вы начинаете заниматься созданием игр. В течение первого года сплачивается коллектив и школьников превращают в студентов, учат коммуницировать друг с другом. Попробую перечислить те предметы, которые сразу приходят на ум. Бизнес-английский, потому что несмотря на то, что у всех ребят в принципе приличный уровень языка, некоторые специфические вещи, какую-то терминологию, знают не все. На этом курсе также обучают составлению резюме, прохождению собеседований - довольно нудные занятия, но мне вот сейчас при трудоустройстве очень пригодились мои конспекты. Медиакоммуникации (даже не помню о чем это было, помню, что очень скучно), История культуры, Международное право, Финский язык. Некоторые предметы подготавливали нас не только к веселой части работы, но и к ответственной, организаторской: курс From Idea to Innovation - занятия с групповым проектом по разработке, рекламе и внедрению новых технологий, курс Управления проектом. Также нас учили писать репорты, то есть отчеты, на курсе Report Writing. Было также много Рисования, как предметов и людей с натуры, так и каких-то рандомных зарисовок по референсам, также задания с использованием разнообразных материалов и техник, все на бумаге. 3D композиция, Скульптура - курс, на котором мы лепили из глины и делали разные поделочки из картона, проволоки и прочего. Иллюстрация, Типография, Базовое программирование, Анимация, Колористика. Вот какие-то такие направления.

Вообще в самом университете несколько направлений обучения: бизнес (торговля, маркетинг), дизайн, геймдизайн, всякие телевизионные направления, кинематографические, даже медицинский был факультет. И вот на протяжении всего обучения, кроме основной общей программы своего факультета можно было выбирать дополнительные предметы других факультетов, ходить на занятия в другие группы. Поскольку я уже отучилась на факультете дизайна в Политехническом университете 4 года, я некоторые предметы перезачла автоматом. За некоторые, например за историю искусств, я намеренно не стала получать перезачет, потому что мне было интересно послушать европейский, финский взгляд на этот предмет.

А.: А после основной общей программы?

Н.: А со второго года, когда закончилась общая программа и начались предметы, относящиеся к геймдизайну. Начну с того, что все предметы делятся на обязательные и предметы по выбору. Я уже упоминала, что здесь геймдизайнер имеет довольно размытый круг задач. Так вот, кроме обязательных предметов, каждый студент может набрать себе предметов по выбору с уклоном в одно из следующих направлений: программирование, анимация, 3D моделирование, нарратив. Я на программировании начинала просто засыпать, поэтому выбрала минимальное количество предметов из этого блока, и выбрала вместо этого много рисовальных курсов, курсов по колористике, были у меня даже курсы скульптуры, резки по дереву. В общем, я по отзывам выбирала все то, что мне показалось интересным.

По большому счету, курсы второго года и далее - это продвинутые, расширенные курсы первого года обучения. То есть, если на первом курсе нас учили рисовать на бумаге, на втором мы уже осваивали различные техники в редакторе. Вместо базовых Основ программирования у нас был целый ряд курсов по программированию, где мы изучали конкретные языки. И так во всем. Вот некоторые предметы, которые я могу сходу вспомнить, не уверена, что все они были обязательными, но большая часть точно. Переводить не буду, думаю твоим подписчикам известны все эти слова. Character Design, Environmental Design, Game Design (Unity), Level Design, Game Engine and Scripting, 3D Low Poly, 3D Character and Animation (high poly) / Motion Capture, JavaScript (и ещё пара предметов с программированием названия которых я не помню - видимо, проспала их совсем), Digital Painting / Concept Art, Game Analysis, углубленный Project Management (создание игры с нуля до играбельного прототипа), UI Design, Post-production / CG Effects. Может я что-то забыла, но я думаю, что относительно полное представление об образовательной программе я смогла дать.

Короче говоря, из основных предметов были курсы, которые учили нас создавать свою концепцию игры: текстовые описания, зарисовки скриншотов, персонажей, окружения, написание дизайн-документации, отрисовка интерфейсов, моделирование, написание сюжетов. Был целый курс по типографике, курс по иконкам. Это все включало в себя много групповых заданий, то есть студентов в группе разбивали на небольшие команды по четыре-пять человек и эти команды должны совместно разрабатывать какой-то концепт. Зачастую задания были творческие, без особых ограничений, но были и довольно конкретные. Например, у нас было задание сделать игру в тематике 20-х годов, наша команда выбрала классическую тему итальянской мафии и на одном из уроков нас возили в музей старинной довоенной техники, причем музей был закрыт, и специально для нас его открыли, чтобы мы могли сделать зарисовки для наших концептов. Вот, сидели осенью в холодном ангаре с самолетами и рисовали. Когда все это своими глазами видишь - уже можешь более реалистично представить, как вся эта техника будет в твоей игре функционировать. Ну и кроме зарисовок, конечно, тут надо было и сюжет придумать, и персонажей, и дизайн одежды - словом, все-все-все. Конечно, работа объемная, поэтому она включала в себя различные подготовительные этапы вроде составления цветовой схемы, или так называемых “мудбордов” - досок с реферансами, вырезками, скриншотами из других игр, чтобы собрать атмосферу будущего проекта. С третьего, или четвертого курса у нас были даже занятия с использованием системы Motion Capture, то есть, вот ты создал своего персонажа, и потом для него делаешь захват движения сам, озвучиваешь его сам. Короче говоря, все предметы были направлены на то, чтобы к моменту выпуска из университета у вас был свой проект, и объемное портфолио работ, созданных во время обучения.

Кроме этого, очень много времени было отведено на изучение других игр, то есть нас фактически заставляли играть в другие игры, предмет назывался Game Analysis. Но не все так сказочно - по каждому такому уроку нужно было потом писать отчет, подмечая интересные решения, механики, особенности интерфейса и так далее. Тем не менее, многим ребятам очень нравилось, потому что по факту у нас была большая комната с бин-бэгами и разнообразными приставками, системами виртуальной реальности, и вот мы приходили на занятия и полуразвалившись в этих бин-бэгах с джойстиками в руках играли. Но писать надо было действительно много, так что к этому надо быть готовыми.

А.: А предметы по выбору?

Н.: По выбору из геймдизайна все называется так же, просто сами курсы будут более углубленными в какую-то конкретно свою специфику. Названия абсолютно те же. У меня например было три Digital Painting и они все немного отличались. На выбор я также брала вообще не относящиеся к геймдизайну предметы, я уже говорила об этом. Например, я взяла пару курсов финского, еще курсы скульптуры и отливки из гипса, резьбу по дереву (на станках), обычную живопись с натуры и так далее.

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, image #5

А.: Трудно было вообще учиться?

Н.: Мне было непросто, да. В основном из-за того, что было очень много письменной работы на английском языке и это было для меня сложно. Но что действительно спасает - тут очень много помощи от преподавателей. В отличие от российских ВУЗов, где ты учишься, а потом после окончания приходишь на работу и в деталях сталкиваешься уже с совершенно другими реалиями, тут прямо на занятиях дают колоссальное количество полезной информации. То есть, нам давали много ссылок на сайты с бесплатными текстурами, шрифтами, рассказывали подробно, как покупать лицензии на контент, где лучше всего искать референсы. Самый главный плюс - это то, что здесь сами учителя очень замотивированы, у них большие зарплаты, они очень любят свою работу, они открыты, приветливы. Нет никакой надменности в духе “я - преподаватель, а ты - никто”, наоборот, все общаются на “ты”, к преподавателям обращаются просто по имени. К любому можно подойти и просто сказать: “Я вот сейчас делаю такой-то проект, не могли бы вы мне уделить время и рассказать кое-что”, и тебя чуть ли не домой позовут, пирожками накормят, расскажут все и даже больше. Сами преподаватели работали в игровой индустрии, поэтому они с горящими глазами рассказывают обо всем. Некоторые работают параллельно с преподаванием: приходят пару дней в неделю преподавать, просто для удовольствия собственного читают лекции.

А.: Конспекты лекций все по старинке, ручками в тетрадках?

Н.: Ручками в тетрадках тоже было, но у нас также была электронная онлайн система. Сами преподаватели делали электронные конспекты и презентации, так что если пропустил лекцию, она не пройдет безвозвратно мимо тебя, можно будет ее потом скачать. Также в эту же систему студенты заливали свои домашние работы, презентации, рисунки - все на свете. Потом, естественно, все с преподавателем обсуждается. Вообще очень удобно, так как если что-то потерялось или забылось - всегда можно зайти в электронную систему и посмотреть, там обязательно будут ссылки на ресурсы, видеоуроки - все необходимые материалы. В случае чего, можно к студентам на курс помладше обратиться и попросить скинуть ссылку на какие-то материалы прошлых курсов.

А.: Давай немного поговорим про деньги. Я так понимаю, ты училась там бесплатно?

Н.: Ох, вопрос денег для меня очень больной, я могу вечно говорить на эту тему. Я - да, училась бесплатно. Мне повезло поступить в тот год, когда образование в Финляндии еще было бесплатным для всех. Сейчас, насколько я знаю, оно бесплатное только для граждан Евросоюза, да.

А.: Сейчас обучение платное и составляет 6000 евро в год.

Н.: Ну, надо понимать, что даже эти шесть тысяч - это намного, намного дешевле чем во всех остальных странах. У меня друзья учатся в США, в Британии, в Швейцарии - там просто космические цены. Многие просто едут в Финляндию учиться потому что там, в родной стране, им приходится платить за обучение.

Прим. Геймдизайна для сочувствующих: на сайте университета есть информация о том, что при успешном обучении в конце каждого учебного года студент может получить денежное возмещение стоимости обучения в размере до 50% в виде стипендии. Успешность определяется по Европейской системе перевода и накопления баллов.

А.: Предоставляется ли иностранным и иногородним студентам общежитие?

Н.: Не у всех финских ВУЗов есть общежития, у XAMK - есть. Общежития тут платные и обходятся недешево - от 250 до 300 евро в месяц. Это цена для Куовола, конечно же, в Хельсинки могут быть просто безбашенные цены. Плюс в том, что общежития здесь не выглядят так, как у нас, они скорее представляют из себя квартиры из трех-четырех комнат, в каждой из которых живет студент. При этом у таких “квартир” общий санузел, кухня, иногда гостиная. Позже я со своим молодым человеком снимала студенческую квартиру. Студенческая квартира - это такой особый тип жилья, доступный, надо понимать, только студентам. В Финляндии есть организации, которые когда-то взяли кредит у государства и начали строить специальные дома для студентов. Так что можно подать заявку на сайте такой организации и жить совсем в отдельной квартире. Этот вариант, конечно, дороже, чем общежитие, но все равно гораздо дешевле, чем просто обыкновенное жилье, стоимость которого может доходить и до 1500 евро. Наша квартира обходилась нам в 560 евро на двоих.

А.: Когда пересчитываешь цены в евро на наши рубли - становится страшновато. Как ты справлялась? Помогали родители?

Н.: Мои родители замечательные, и они мне очень сильно помогали, старались поддерживать и материально, но, конечно, они не могли полностью меня обеспечивать. Здесь были ребята, у которых богатые родители оплачивали им вообще все. Но я была не из таких, так что пришлось работать параллельно с учебой. Напомню, что я была в Финляндии по студенческой визе, и по факту у меня не было как такового разрешения на работу, но можно было работать не более 25 часов в неделю. Частичная занятость. Варианты подработки тут есть, сейчас я про них расскажу.

Во-первых, это, конечно же, простая работа, рассчитанная на студентов. Мне с этим не везло постоянно, я всегда пыталась найти способы подработать, работу тут не так-то просто найти. Но большинство работ, которые в России многими считаются ужасными - это как раз те, которые вы сможете найти в Финляндии в качестве студенческой подработки. Я лично работала в пиццерии. Когда мои друзья узнали, что я в пиццерии для турков мою посуду, а иногда и туалеты - они покатывались со смеху, говорили: “Все, Наташа, ты упала на самое дно”. Но это того стоило, я ведь реально платила за свою квартиру, оплачивала все расходы сама, получала прекрасное образование. Потом еще я официанткой работала. Платят в принципе неплохо, я могла за один выходной день в пиццерии заработать 50-70 евро. Также работала уборщицей на стройке - это такая работа, которая состоит из хождения туда-сюда со строительным пылесосом и “запылесошивания” опилочек, ну и нужно строительный мусор всякий собирать, складывать. Вот такая черная работа. Но платили за нее неплохо, 11 евро в час, так что за день можно было вполне 100 евро заработать. Потом мне повезло, я устроилась на стройку маляром на лето, таскала тяжелые банки с краской, красила, еще занималась декоративной отделкой помещений. Научилась с циркулярной пилой обращаться. Но платили там очень хорошо, 1000-1500 евро можно было получить за месяц. Мне тех денег, которые я заработала за лето, потом еще на год хватило и благодаря этим деньгам, я сейчас совсем не беспокоюсь по поводу предстоящего переезда в Швецию, потому что у меня есть запас денег, и я смогу там снять нормальное жилье. Правда, у меня после этой стройки потом еще долго спина болела из-за таскания тяжестей.

Еще можно удаленно устроиться работать, я вот работала в Nevosoft, насколько ты знаешь, сначала в офисе в Петербурге, а потом удаленно. Правда, в России работа оплачивается гораздо ниже, если соотносить с финскими ценами и зарплатами. Получалось так, что я за выходные в пиццерии зарабатывала больше, чем за те же выходные, работая художником в офисе. Но все же деньги, 600 евро в месяц получалось, да и опыт нарабатываешь, практику.

Еще тут есть такое понятие, как обязательная летняя практика, когда ты устраиваешься в игровую компанию и работаешь. Так что можно устроиться на практику в финскую игровую компанию. Конечно, тут никто тебе ничего специально не находит, за ручку никуда не приводит. Стопроцентной гарантии, что ты найдешь работу - нет. Но если ты активный и хорошо себя показываешь, университе могут помочь найти какой-нибудь фриланс. Вообще иногда просто важно оказаться в нужное время в нужном месте, поддерживать со всеми хорошие отношения - никогда не знаешь, откуда может прийти помощь. Эта работа на практике - не всегда бесплатна, за нее могут платить от 500 евро в месяц. Я за 1200 евро работала, но это мне очень повезло, может быть отчасти потому, что я все время ходила и ныла: “вот, у всех стипендия, все зарабатывают, кроме меня” и мне действительно помогли найти эту жирно оплачиваемую летнюю практику.

Еще один способ хорошо зарекомендовать себя и попробовать получить оплачиваемую работу на лето - участвовать в дополнительных курсах. В самом университете иногда бывают такие особые дополнительные занятия, где студенты выполняют работу по каким-то проектам, заказанным университету извне. Иногда среди них бывает и разработка игр. Участие свободное и бесплатное. Занимаешься вместе с группой студентов, работаешь над каким-то проектом, а потом тех, кто был полезен и хорошо справлялся, могут пригласить в компанию на летнюю практику, которая уже как раз-таки оплачивается - до 1000 евро за месяц.

А.: Я слышала, что в Финляндии очень много игровых компаний. Почему так трудно найти работу?

Н.: Дело в том, что там не текучки сотрудников. В компаниях их очень любят и создают для них крайне комфортные условия работы, поэтому никто не стремится переходить активно с одного места на другое. Я сейчас подумала, что я, наверное, всех запугиваю чрезмерно. Нет, все не так плохо: найти что-то вполне можно, я просто хочу подчеркнуть, что само в руки ничего не течет, надо приложить усилие, что никто к вам не придет со списком вакансий, из которых можно будет выбирать. Например, я отправила резюме в пятьдесят фирм, а мне ответили, скажем, три. Нужно собирать портфолио, нужно вкладываться, активно рассылать резюме. Возможно где-то поработать бесплатно, или за какие-то копейки, чтобы потом пригласили работать за деньги. В такой ситуации, если ты студентом хорошо поработал, могут потом пригласить на постоянную работу по окончании ВУЗа. А вообще в университете дают все возможности, все ссылки, просто лично я, наверное, выглядела очень жалко, поэтому одна преподавательница меня устраивала на летнюю практику каждый год, очень мне помогала, присылала какие-то ссылки из групп с вакансиями, на которые была подписана, говорила: “Вот, Наташа, если ты там еще с голоду не померла, глянь-ка на эту вакансию”. Кстати, после окончания университета сейчас дается целый год на поиск работы, так что никто вас сразу из страны не выгонит, будет много времени что-то найти.

А.: Так, а почему тебе не платили стипендию?

Н.: Для начала давайте разделим всех студентов на два типа по визам. Первый тип - это рабочая виза, когда тебя пригласили в Финляндию работать, и семейная виза, когда у тебя тут какие-то родственники - родители, супруги. Второй тип - это студенческая виза, то есть, когда иностранный студент просто получает визу для учебы заграницей. Если у тебя рабочая, или семейная виза, то ты можешь пойти еще учиться и тогда у тебя будет стипендия от 300 до 500 евро, тебе также могут оплачивать частично жилье, например. Более того, обучение в университете будет для тебя бесплатным. По студенческой визе нет, конечно, никакой стипендии и обучение для тебя платное. Так что если есть возможность поехать по одной из виз первого типа - устроиться на работу, или быстренько выйти замуж, или жениться - то используйте этот вариант. Еще вариант для тех, у кого нет шести тысяч евро, но кому очень хочется поступить - учите финский язык, поступайте и учитесь на финском, тогда обучение для вас также будет бесплатным. Я желаю вам удачи, потому что лично для меня - финский - это язык из ада, который писал сам сатана, чтобы поиздеваться над людьми.

А.: Жить в Финляндии дорого?

Н.: Вообще тут все смеялись очень, когда узнавали мою зарплату в России, считается, что на 600-700 евро тут вообще совсем нельзя никак прожить. Но по своему опыту скажу, что на 700 евро тут можно, в общем-то, ни в чем особо себе не отказывать. Я путешествовала, питалась по большому счету нормально, так что если научиться экономить, можно вполне на эти деньги тут существовать.

А.: Помогает ли международный диплом устроиться на работу в России?

Слушай, я бы не сказала честно говоря. В России на мой диплом вообще никто не смотрел, ничего не спрашивал. Конечно, когда я говорила, что училась в Европе - это вызывало определенное уважение, и, возможно, как-то влияло на итоговое решение, но я бы не сказала, что это играло какую-то очень большую роль.

А.: А в Европе?

Н.: Конечно, да! Если говорить про Финляндию, то тут вообще вряд ли без диплома по профессии можно устроиться хоть куда-нибудь. На диплом очень обращают внимание, потому что они знают: если соискатель закончил какой-то европейский ВУЗ, получил диплом о международном образовании, то он явно знает все основы и хорошо разбирается в вопросе, работодатели примерно представляют его уровень. Я даже больше скажу, они не просто обращают внимание на сам диплом об окончании университета, они могут из общей базы скачать твою дипломную работу, посмотреть, что тебе было интересно, о чем ты писал, могут на собеседовании ее с тобой обсудить, например.

А.: Сейчас в Швецию?

Н.: Сейчас я получила работу в Rovio. Изначально я хотела в офис в Хельсинки, но там не было вакансий. Тем не менее, им очень понравилось мое резюме и портфолио и они мне предложили работу в офисе в Стокгольме.

А.: Столо ли оно того?

Н.: Опять же, из-за особого отношения к сотрудникам здесь, мне помогли найти жилье, предоставили ноутбук, телефон, абонемент в спортзал, страховку. В самом офисе кроме пары кофемашин, бесконечного количества фруктов и всевозможных вкусняшек, есть еще холодильник с энергетиками, холодильник с пивом и сауна. Я, правда, не очень понимаю как использовать сауну в офисе… Еще кабинет с массажистом: массаж делают в рабочее время, чтобы спинка не болела от долгого сидения. Каждую пятницу все сидят на диванчиках с пивом и делятся новостями, показывают новые фичи разных проектов.

Так что да, однозначно стоило!

А.: Наташа. Спасибо тебе огромное за тонны полезной информации и за твой очень подробный рассказ. Удачи тебе в Стокгольме, ждем фотографии из сауны в офисе Rovio :)

Н.: Спасибо тебе, надеюсь твоим подписчикам это все будет полезно и интересно читать!

5422 views·119 shares