Academia.eduAcademia.edu
Сухино-Хоменко Д. В. Эволюция и трансформация социальной категории «тэн» в донормандской Англии (конец IX — начало XI вв.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2015. Выпуск 11 (34)  В статье представлен анализ изменений, связанных с англо-саксонской категорией «тэнов» на протяжении Х века. Основной упор сделан на работу с памятниками древнеанглийского законодательства и на особенности происхождения источников. Автор стремится показать неоднородность тэнства как социальной группы в разных областях страны, а также её эволюцию во времени. Ключевые слова: тэн, гезит, вергельд, гайда, законодательство, Уэссекс, Дэнло, знать. Sukhino-Khomenko, Denis V. The evolution and transformation of the “thegnly” class in pre-Norman England (from the end of the 9th to the beginning of the 11th century). The article presents an analysis of the transformation of the Anglo-Saxon category of “thegns” during the 10th century. The main emphasis is placed on authentic sources work. A special stress is put on the heterogeneity of the ‘thegns’ as a social group and their unequal position in early English society both in time and space. Keywords: thegn, gesith, wergild, hide, laws, Wessex, Danelaw, nobility. Аспирант исторического факультета ГАУГН 1. За прошедшие без малого два века в англосаксонистике возник ряд представлений, высказанных весьма авторитетными учёными (такими как Ф. Мэтланд, П. Виноградов, Ф. Стентон, Д. Уайтлок и др.), которые со временем, как это часто случается в исторической науке, стали locus communis, принимаемыми за нечто уже давно доказанное и изученное. Одним из таких «общих мест» стала концепция социального положения служилой знати в донормандской Англии – тэнов (þegn, от глагола þegnian – «служить, прислуживать»). 2. Согласно распространённому мнению, слово þeg(e)n являлось синонимом древнего термина gesið в VI-VIII вв., которым обозначали представителей элиты англосаксонского общества, имевших повышенный вергельд (wergild – распространённый у германских народов штраф за убийство) в 1200 шиллингов (высказывались также предположения, что тэны оставляли низший слой этой группы населения Соколова М.Н. Возникновение феодального землевладения в Англии VII-X вв. // Средние Века. 1958. Вып. 12. С. 12; Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. СПб., 2007. С. 134.). Однако к VIII-IX вв. слово gesið, будучи архаизмом, вышло из употребления, уступив место þeg(e)n, что, тем не менее, не изменило сути обозначаемой им категории населения (истоки этой концепции уходят в начало ХХ века – её предложил ещё в 1905 г. Г. Чедвик  Chadwick H.M. Studies on Anglo-Saxon Institutions. Cambridge, 1905. P. 325–326.). Также считается, что тэном мог стать любой владелец участка в пять гайд (hida, реже hiwisc, – единица измерения земли в Уэссексе; гайдой считался надел, способный прокормить одну семью в течение года; по подсчётам историков, её площадь могла варьироваться от 40 до 120 акров, в зависимости от плодородия почвы  Charles-Edwards T.M. Kinship, Status and the Origins of the Hide // Past & Present. 1972. № 56. P. 5.). Своеобразной квинтэссенцией этой взгляда на тэнство можно считать посвященные ему абзацы в обширной «Энциклопедии Англосаксонской Англии», выпущенной в 1999 г. В понимании авторов, тэном является представитель высшего слоя общества, аристократ, который позже станет богатым нобилем-землевладельцем The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England / Ed. by S. Keynes, M. Lapidge. 1999. P. 443–444.. 3. Если мы обратимся к источникам и постараемся проследить корни устоявшихся представлений о тэнах, то мы обнаружим следующее: картина, созданная авторами прошлого столетия, является неким условным «собирательным образом». Авторы подчас смешивают сведения источников совершенно разных эпох или распространяют относительно подробные сведения поздних периодов на более ранние, а также зачастую упускают из вида географическое происхождение используемых ими источников. Строго говоря, само понятие «англо-саксонская» Англия является своего рода искусственным конструктом исследователей. На протяжении всего периода V-XI вв. Англия никогда по-настоящему не была монолитным социо-политическим образованием. Даже после политического объединения страны королями Уэссекса в разных областях Англии, бывших некогда независимыми королевствами, сохранялись различия в налогообложении, управлении и законодательстве  Campbell J. Observations on English Government from the Tenth to the Twelfth Century // Transactions of the Royal Historical Society, (Fifth Series). 1975. Vol. 25. P. 43; Runciman W. G. Accelerating Social Mobility – The Case of Anglo-Saxon England // Past & Present. 1984. № 104. P. 7. (а в случае Дэнло мы также имеем дело с синтезом англо-саксонских и скандинавских институтов). 4. В предлагаемом исследовании мы попытаемся отойти от этого обобщённого портрета тэна и проследить эволюцию категории «тэнов» с конца IX до начала XI века. Основное содержание работы будет заключаться в анализе источников Х века, в которых эта эволюция нашла своё отражение. 5. Для решения поставленной нами задачи мы обратимся в первую очередь к юридическим памятникам указанного времени, в которых встречается слово «тэн». Их можно разделить на три подгруппы: памятники королевского законотворчества, судебники Мерсии и Дэнло и частные компиляции. Каждая обладает своей спецификой, о чём будет сказано ниже. 6. Отправной точкой нашего исследования будет то наполнение понятия «тэн», которое мы находим в конце IX века. Эта тема была подробно исследована ещё полвека назад Г. Лойном Loyn H.R. Anglo-Saxon England and the Norman Conquest. 2d edition. New York, Longman, 1991; The Term Ealdorman in the Translations Prepared at the Time of King Alfred // The English Historical Review. 1953. Vol. 68. № 269. PP. 513-525; Gesiths and Thegns in Anglo-Saxon England from the Seventh to the Tenth Century // The English Historical Review. 1955. Vol. 70. № 277. P. 529–549., на чьи работы мы опираемся в данном вопросе. 7. В своей статье 1955 г. он привёл ряд аргументов против отождествления тэнов и гезитов. В результате тщательного филологического анализа он пришёл к выводу, что процесс замещения одного слова другим был сложнее. Несмотря на то, что слово gesið действительно исчезает из официального лексикона к началу Х в., оно продолжает употребляться в поэзии и переводах с латыни, выполненных в правление Альфреда Великого (871–899 гг.). При этом þegn также используется в переводной литературе, но в другом значении: если речь идёт о частных лицах, то тэном обозначают любого свободного слугу (то есть здесь используется самое древнее значение), и в данном случае это дословный перевод слова minister; если же в тексте фигурирует король, то тэнами обозначаются лица, тем или иным образом связанные с военным делом, но находящиеся в более тесных отношениях с монархом, чем gesið. Слово gesið в этих источниках имеет другой смысл: это представитель землевладельческой аристократии, менее зависимый от короля, который в некоторых случаях, вероятно, мог даже противостоять ему: так, известен случай, когда в ходе очередной междоусобицы в Нортумбрии принц Освин укрылся после поражения в битве в «усадьбе своего гезита» (ham his gesiðes), Хунвальда, где последний, видимо, защищал его от преследований другого претендента на трон, Осви Ibid. P. 535.. Лойн воздерживается от однозначного вывода, почему это слово выходит из употребления в IX в., но из его рассуждений можно сделать следующий вывод: гезиты как группа не смогли «поддерживать своё существование в ходе датского вторжения и возвышения уэссексской монархии»  Ibid. P. 540.. 8. Таким образом, согласно концепции Лойна, термин «тэн» к концу IX века означал не столько положение человека, сколько его взаимоотношения с правителем. Иными словами, в это время «тэн» – не юридический статус, не страта или класс, а связь человека с королём. Тэн действительно всё ещё слуга, однако ничто не предполагает его зависимость; его служба почётная и ведёт к определённым привилегиям, например, повышенному штрафу за вторжение в его жилище. 9. Необходимо отметить, что взгляды Г. Лойна не нашли широкой поддержки у историков. Многие авторы ссылаются на его статью, однако никак её не комментируют. С чем это связано – нам не известно. Впрочем, в более поздних работах Лойн высказывался более сдержано, а в монографии 1961 г. даже соглашался с идеей о переходе владельца пяти гайд земли в категорию тэнов Idem. Anglo-Saxon England and the Norman Conquest. P. 224. Эта фраза благополучно перешла и во второе издание 1991 г.. 10. Рассмотрим памятники королевского законодательства следующего столетия. Тэны упоминаются в судебниках трёх королей изучаемого периода: Этельстана (925–937 гг.), Эдгара (959–975 гг.) и Этельреда Нерешительного (978–1016 гг.). Строго говоря, эти сборники не являются кодификацией норм права в современном смысле, мы имеем дело с записями решений уитенагемотов (witenagemot – дословно «собрание мудрых» – королевский совет, включавший достаточно широкий круг лиц: членов правящего дома, архиепископов, епископов, аббатов, элдорменов, тэнов). Поэтому, используя сведения этих источников, следует избегать излишних обобщений, ибо мы имеем дело с документами, составленных, так сказать, «на злобу дня» – ничто не свидетельствует о том, что очередной свод законов дополнял или уточнял уже действующие нормы Иногда из работ английских историков складывается впечатление, что англо-саксонская законодательная система действовала по тому же принципу, что и современная британская «конституция», включающая в себя все акты, начиная с XIII в. Судя по всему, англо-саксонское законодательство строилось иначе: скорее всего, издавая законы, каждый новый монарх отменял действие прежних норм; если же норма считалась актуальной, составитель повторял её в своём сборнике (так, например, действовал Кнут, в чьих законах встречаются прямые повторения законов Этельреда). В конце IX в. Альфред в предисловии к своему сборнику прямо пишет, что те законы его предшественников, которые ему показались правильными, он включил в свой свод, а прочие – опустил (Ac ða ðe ic gemette awðer oððe on Ines dæge mines mæges, oððe on Offan Mercna cyninges oððe on Æþelbryhtes, þe ærest fulluhte onfeng on Angelcynne, þa ðe me ryhtoste ðuhton, ic þa heron gegaderode,7 þa oðre forlet; Liebermann F. Die Gesetze der Angelsachsen. Bd. I. Halle, 1903. S. 46; далее – «Gesetze…»).. Однако это же и повышает их важность, так как они фиксируют реальное положение дел на момент их создания. 11. В кодексах Этельстана тэны упоминаются всего три раза. В этих законах тэны выступают не просто слугами короля, но и представителями короны «на местах». Если Эдвард Старший (899-925 гг.), говоря о праве вершить королевский суд, упоминает только гереф (Eadweard II, 8 Gesetze, Bd. I. S. 144. Термин «герефа» (gerefa) менял своё значение на протяжении англо-саксонского периода, но его семантическое ядро оставалось неизменным: это управляющий, хотя объект его управления не был одним и тем же на протяжении веков; в X-XI вв. полномочия королевских гереф значительно расширились, хотя они так и не достигли той степени влияния, которой обладали шерифы нормандского периода. В настоящей статье мы придерживаемся следующего принципа построения ссылки на юридические памятники: Eadweard – имя законодателя, II – номер кодекса, 8 – номер статьи (вся нумерация даётся по изданию Ф. Либерманна).) то его преемник допускает ситуацию, когда роль судьи выполняет тэн: «Тот герефа, который примет взятку и из-за этого уменьшит права другого, заплатит королю за это нарушение закона и будет нести позор, как мы постановили. Если это будет тэн, то да будет так же» (ÆþelstanV, 1,3-4) Gesetze, Bd. I. S. 168. [1,3] 7 swylc gerefa swylc medsceat nime 7 oðres ryht ðurh þæt alecge, gylde þæs cinges oferhyrnesse 7 wege eac ða ungerisnu, swa swa we gecweden habbað. [1,4] 7 gif hit sy ðegen be hit do, sy þæt ilce.. На этом их роль в административном аппарате не ограничивается – наравне с другими первыми лицами королевства, включая самого государя, они имеют право защищать преступника от преследований в ходе вендетты до судебного разбирательства: «На собрании в Тундерсфельде мы постановили, что если какой-либо вор или разбойник ищет короля, или какую-либо церковь, или епископа, да будет ему на это 9 ночей. Если он ищет элдормена, аббата или тэна, да будет у него три ночи срока» (Æþelstan IV, 6,1-2) Ibid. S. 171. [6,1] 7 we gecwædon æt Đunresfelda on þæm gemote, gif hwilc þeof oððe reafere gesohte þone cing oþþe hwylce cyrican 7 ðone biscop, þæt he hæbbe nigon nihta fyrst. [6,2] 7 gif he ealderman oððe abbud oþþe ðegen sece, hæbbe ðreora nihta fyrst. . Но главное – только в законах Этельстана впервые упоминается практика наличия земельных держаний у тэнов: если у тэна есть земля и он противится решениям короля, то он должен заплатить 60 шиллингов штрафа – половину от аналогичной суммы, выплачиваемой непокорным герефой (Æþelstan VI, 11) Ibid. S. 182. …Gif eower hwilc forgymeleasað 7 me hyran nelle 7 þæt wedd æt his hyremannum niman nelle 7 he geþafað þa dyrnan geþingo 7 emban þa steoran swa beon nelle, swa ic beboden hæbbe, 7 on urum gewritum stent, þonne beo se gerefa buton his folgoðe 7 buton minum freondscipe 7 gesylle me CXX scll, 7 be healfum þam ælc minra þegna, þe gelandod sy 7 þa steore swa healdan nelle, swa ic beboden habbe.. Таким образом, тэны во второй четверти Х столетия сохраняют свою связь с королём, являясь его представителями на низовом уровне и отправляя правосудие, а также могут обладать земельными пожалованиями. 12. Тридцать лет спустя, в законах короля Эдгара, тэны по-прежнему выступают в качестве судей, однако мы можем видеть и некоторые изменения – Эдгар повторяет положения своего деда о недопустимости коррупции в суде и уточняет конкретную сумму штрафа – 120 шиллингов, но добавляет, что кроме денег судья потеряет и статус (scipe) Точного эквивалента для слова scipe в русском языке не имеется, оно сочетает в себе признаки слов «достоинство», «положение» и «статус». тэна: «Судья, который неправильно судит другого, платит королю 120 шиллингов штрафа (если только не отважится объявить клятвенно, что он не знал более правильного решения) и теряет навсегда своё достоинство тэна, если только он не выкупит его снова у короля…» (Eadgar III, 3) Ibid. S. 200. 7 se dema, se ðe oðrum on woh gedeme, gesylle þam cynge hundtwelfti scill. to bote – butan he mid aðe gecyðan durre, þæt he hit na rihtor ne cuðe – 7 þolige a his þegnscipes, butan he hine eft æt þæm cynge gebigge, swa he him geðafian wille.. Это особое «достоинство тэна» снова встречается и в другой статье, в которой король дополнительно подтверждает его наличие у своих тэнов: «…Мои тэны в моё правление имеют своё положение, как имели его при моём отце» (Eadgar IV, 2а) Ibid. S. 208. 7 to ælcere byrig 7 on ælcere scire hæbbe ic mines cynescipes gerihta, swa min fæder hæfde; 7 mine þegnas hæbben heora scipe on minum timan, swa hy hæfdon on mines fæder.. Другое новшество связано с землевладением – если Этельстан в 930-е годы сообщает о возможности наличия у тэна держания, то во времена Эдгара королевское пожалование бокленда (bocland, то есть «земля по грамоте») стало неотъемлемой чертой этого «тэнского достоинства»: в своих решениях король уже не упоминает безземельных тэнов (напротив, церковная десятина «взыскивается как с домена тэна, так и с земли генеата [категория крестьян, связанных с хозяйством богатого покровителя, – Д. С.-Х.], как его плуг ходит» (Eadgar II, 1,1) Ibid. S. 206. 7 man agife ælce teoðunge to þam 2 ealdan mynstre, þe seo hernes tohyrð; 7 þæt sy þonne swa gelæst, ægðer ge of þegnes inlande ge of geneatlande, swa swa his sulh gega. ), зато сообщает, что его тэны располагают стадами крупного рогатого скота (Eadgar IV, 1,8) Ibid. S. 212. 7 ic wille, þæt tunesmen 7 heora hyrdas habban þas ylcan smeagunge on minum cucum orfe 7 on minra þegena, ealswa hy habbað on heora agenum и даже частными церквами «на земле, принадлежащей [тэну] по грамоте» (Eadgar II, 2) Ibid. S. 196. Gyf hwa þonne ðegna sy, ðe on his boclande cyrican habbe, þe legerstow on sy, gesylle he þane þriddan dæl his agenre teðounge into his cyrican.. Последнее новшество связано с распространением термина «тэн» на ближайшее окружение короля: повествуя о следовании предписаниям священнослужителей, Эдгар говорит о себе и «своих тэнах» (Eadgar IV, 1,8) Ibid. S. 208. 7 ic 7 mine þegnas wyldan ure preostas to ðan þe ure saula hyrdas us tæcað, þæt syndon ure bisceopas, þe we næfre mishyran ne scylon on nan þara þinga, þe hy us for Gode tæcað, þæt we þurh þa hyrsomnysse, þe we heom for Gode hyrsomia, þæt ece lif geearnian, þe hy us towemað mid lare 7 mid bysene goddra weorca.. В этой связи уместно будет сказать о том, что в грамотах 940–956 гг. мы находим пятерых тэнов, которые были родственниками правителя, хотя и не кровными, а двое из них также были элдорменами  Cartularium Saxonicum: A Collection of Charters Relating to Anglo-Saxon History. Vol. 1-3: A.D. 430-839. London, 1885–1893; грамоты №948, 1030, 906, 917, 878, 882, 750, 800, 818, 829, 867, 878, 730, 814 (далее – C.S.).. Итак, мы снова видим королевских тэнов в роли судей и землевладельцев, однако теперь у них уже есть отдельное достоинство-scipe, факт наличия которого законодатель считает необходимым особо подчеркнуть. 13. Подробные сведения о тэнах содержатся в судебниках Этельреда Нерешительного. Во-первых, появившееся примерно в середине Х века понятие «достоинство тэна» эволюционировало к рубежу X-XI вв. в юридический статус: король дарует всем священникам, придерживающимся норм целибата, права и вергельд тэна (þegenweres 7 þegenrihtes) как в земной жизни, так и в загробной: «Тот, кто от этого [связей с женщиной, – Д. С.-Х.] пожелает уклоняться и поддерживать целомудрие… [будет достоин] виры и права тэна, как в жизни, так и в могиле», – причём эта норма в одинаковой формулировке повторяется дважды (Æðelred V, 9,1; Æðelred VI, 5,3) Gesetze, Bd. I. S. 240, 248. 7 se ðe þæs geswican wille 7 clænnesse healdan, hæbbe he Godes miltse, 7 þær to eacan to woroldweorðscype, þæt he sy þegenweres 7 þegenrihtes wyrðe, ge on life ge on legere. . 14. Во-вторых, мы снова видим тэнов, отправляющих правосудие на местном уровне: на этот раз речь идёт о неких двенадцати «старших тэнах», которые под предводительством герефы должны собираться в уапентаках (wapentac – низшая административная единица в Дэнло) и приносить клятву на реликвиях о том, что они «не желают ни безвинного предавать суду, ни виновного от правосудия укрывать» (Æðelred III, 3,1) Ibid. S. 218. 7 þæt man habbe gemot on ælcum wæpenkace 7 gan ut þa yldestan XII þegnas 7 se gerefa mid, 7 swerian on þam haligdome, þe heom man on hand sylle, þæt hig nellan nænne sacleasan man forsecgean ne nænne sacne forhelan.. В случае, если их мнения расходятся, верным считается мнение восьми из присутствующих, а остальные обязаны выплатить по полмарки штрафа каждый (Æðelred III, 13,2) Ibid. S. 232. 7 þæt dom stande, þar þegenas sammæle beon; gif hig sacan, stande þæt hig VIII secgað; 7 þa þe ðær oferdrifene beoð, gilde heora ælc VI healfmarc.. Заканчивая разговор о судопроизводстве, приведём текст последней статьи, повествующую о тэнах в суде: «И где у тэна есть выбор, [решить спор] полюбовно или [обратиться] к закону, и он выберет [решить дело] полюбовно, то да будет это решение обладать такой же силой, как и судебный приговор» (Æðelred III, 13,3) Ibid. 7 þar þegen age twegen costas, lufe oððe lage, 7 be þonne lufe geceose, stande þæt swa fæst swa se dom.. Справедливости ради необходимо сказать, что это место довольно туманно, однако одним из возможных толкований является следующее: тэн-судья подтверждает мировое соглашение двух сторон, не прибегая к отдельному разбирательству. 15. Наконец, последними по порядку в нашем изложении, но не по значению являются три статьи в кодексе Æðelred I, которые впервые сообщают нам, что тэны отныне могут быть связаны не только с королём (что подтверждается запретом Этельреда кому-либо, кроме него самого, вершить суд над «королевскими тэнами» (Æðelred III, 11) Ibid. S. 230. 7 nan man nage nane socne ofer cynges þegen buton cyng sylf.), но и с некими «господами» (hlaford). «Два надёжных тэна» из «сотни» такого господина (hundred – низшая административная единица в Уэссексе, аналог уапентака в Дэнло) подтверждают, что тот «никогда не нарушал клятвы и не платил штрафа за воровство» (Æðelred I, 1,2) Ibid. S. 216. Gif se hlaford sæcge, þæt him naðer ne burste ne að ne ordal, syððan þæt gemot wæs æt Bromdune, nime se hlaford him twegen getreowe þegenas innan þam hundrede, 7 swerian, þæt him næfre að ne burste, ne he þeofgyld ne gulde — butan he þone gerefan hæbbe, þe þæs wyrðe sy, þe þæt don mæge.. Дважды законодатель повторяет, что «если кто-то обвинит господина в том, что он сбежал [в другой статье – «сбежал и совершил преступление» – Д. С.-Х.] по его наущению, то господин берёт пять тэнов в соприсяжники и очищается от обвинения [посредством клятвы]» (Æðelred I, 1,8; 1,12) Ibid. S. 218. Æðelred I, 1,8: 7 gyf mon þone hlaford teo, þæt he be his ræde utthleope 7 ær unriht worhte, nime him fif þegnas to 7 beo him sylf sixta 7 ladie hine þæs. Æðelred I, 1,12: 7 gif man þone hlaford teo, þæt he be his ræde uthleope, ladie hine mid fif þegnum 7 beo him sylf sixta.. 16. Итак, в королевском законодательстве Х века мы наблюдаем следующие магистральные направления изменения статуса тэнов. Уже к 960-м годам тэны эволюционируют из королевских слуг-воинов в юридически оформленную категорию населения с особым статусом и положением, характерной чертой которой является обладание земельными пожалованиями. Примечательно, что король Эдгар ещё предусматривает «обратную» социальную мобильность (за неправедный суд судья «теряет навсегда своё достоинство тэна»), однако договор англосаксов с валлийцами («Dunsæteland giltige») конца этого же столетия  Molyneaux G. The Ordinance concerning the Dunsaete and the Anglo-Welsh Frontier in the Late Tenth and Eleventh Centuries // Anglo-Saxon England. 2011. Vol. 40. P. 249–272. наводит на мысль, что статус тэна теперь передаётся по наследству: англосаксы определяются как ðegnboren и ceorlboren Gesetze, Bd. I. S. 376. Gyf wealh Ænglisne man ofslea, ne ðearf he hine hide[r] ofer buton be healfan were gyldan, ne Ænglisc Wylisne geon ofer ðe ma, sy he ðegenboren, sy he ceorlboren: healf wer ðær ætfealð., то есть «родом тэны» и «родом керлы» Керл – ceorl – рядовой свободный в древнеанглийском обществе, не имеющий повышенного вергельда; это понятие оказалось весьма устойчивым в течение всей англосаксонской эпохи.. Другой неотъемлемой функцией нового положения тэнов является отправление ими правосудия: король Эдвард закрепляет эту функцию только за герефами, Этельстан добавляет к ним тэнов, Эдгар говорит только о тэнах (хотя простое отсутствие упоминания о герефах не свидетельствует об утрате ими судейских обязанностей), а Этельред также повествует о коллегиальном суде на востоке страны. 17. Механизм этой эволюции, по-видимому, связан не только с укреплением позиций королевской власти в целом, но и активной раздачей королями тэнам земель в бокленд. У нас очень мало нецерковных документов до 900 г. (среди исследователей идут споры относительно достоверности многих из них), а от Эдварда Старшего в нашем распоряжении только один документ, датированный после 909 года; из тех немногих, которыми мы располагаем, только три являются дарениями тэнам. Однако в дальнейшем количество пожалований растёт от правления к правлению: Этельстан жалует землю тэнам 15 раз, Эдмунд – 23, Эдред – 32, Эдви – 35, Эдгар – 40, и только при Этельреде количество грамот снижается – 32 При работе с грамотами Х века мы использовали фундаментальное издание сэра У. де Грей Бирча (см. выше).. Наличие земли у тэнов, зафиксированное в кодексах Этельстана и Эдгара, является, по всей видимости, отражением этого факта. 18. В связи с такой обширной раздачей землей возникает вопрос о взаимоотношениях королей с их держателями. Весьма интересно проанализировать датировку сохранившихся грамот 900-975 гг. На графике (см. Приложение 1) отчётливо видно, что бóльшая часть пожалований проходила в первые годы правления каждого короля: мы наблюдаем «всплеск» в первые несколько лет и постепенное «затухание» к концу царствования. Такую динамику можно объяснить тем, что новый правитель стремился привлечь на свою сторону максимальное количество знати и щедро раздавал ей поместья. Однако мы позволим себе предложить иное, не менее изящное объяснение. 19. Даруя бокленд одному из своих приближённых, король тем самым фиксировал некие личные взаимоотношения, установившиеся у него с этим человеком. Хорошо иллюстрирует это предположение грамота 926 г., в которой король Этельстан жалует 5 гайд земли тэну Эалдреду (Ealdred), который купил её до того за 10 фунтов золота и серебра у скандинавов по приказу короля Эдварда (sic!). Более того, тэн к тому же передал королю 150 манкусов чистого золота за это дарение C.S. 659.. Однако бокленд был неразрывно связан с дарителем, поэтому право на владение землёй должен был подтверждать каждый правитель – именно так мы предлагаем интерпретировать указанный выше казус: Эалдред, как следует из текста, был тэном короля Эдварда, и несмотря на то, что он уже купил землю, он должен установить личные взаимоотношения с новым королём, «купив» её у него второй раз. В пользу такой гипотезы можно также привести те грамоты, где короли повторно жалуют уже встречавшимся в документах тэнам зéмли, которые те уже получили из рук их предшественников. Особенно показательна в этом отношении фигура некоего Вульфрика Куфинга (Wulfric Cufing): в 960 г. король Эдгар вернул ему обширные владения (общим числом 13) в Беркшире, Суссексе и Хемпшире, часть их которых упоминается в более ранних хартиях – получателем выступал всё тот же Вульфрик C.S. 1055. Причина конфискации не указана.. Но в этих ранних грамотах он также иногда получает земли, которыми уже владеет по ещё более ранним пожалованиям C.S. 833, 1034; 796, 899, 902, 1055; 829, 867.. 20. Объяснение умножения этой «ненужной» документации лежит в понимании отношений тэна и короля. Когда король умирал, сделанное им пожалование как бы заочно аннулировалось, потому что держателем был тэн конкретного короля. Чтобы сохранить землю, он должен был пойти на службу к новому правителю и получить свой бокленд из его рук. Таким образом, каждый новый король, приходя к власти, должен был «перезамкнуть» систему личных связей на себя. Этим, по-видимому, и объясняется большое количество грамот в первые годы каждого правления: в это время единовременно выпускалось грамот больше обыкновенного, следовательно, выше общий процент сохранившихся документов. Разумеется, этот процесс отнюдь не отменяет возможности активной раздачи пожалований новым тэнам. 21. Развивая выдвинутый выше тезис о превращении тэнов в отдельную социальную группу, мы выскажем предположение, что к исходу Х столетия слово þegn получает новое значение – теперь оно означает «представитель знати», «благородный». Одним из подтверждений этого является его употребление в источниках. Для англосаксов деление общества на «знатных» и «незнатных» было традиционным и сохранялось на протяжении всего периода, однако формулировалось в разное время по-разному. 22. Впервые в исследуемый нами период это деление проводит Альфред Великий, используя выражение ge eorle ge ceorle (Alfred 4,2) Gesetze, Bd. I. S. 50. Swa we eac settað be eallum hadum, ge ceorle ge eorle: se ðe ymb his hlafordes fiorh sierwe, sie he wið bone his feores scyldig 7 ealles ðæs ðe he age, oððe be his hlafordes were hine getriowe. Eorl – очень древний термин, который встречается ещё в судебниках кентских королей VII в.. Примерно два поколения спустя, в грамоте 911-916 гг., «госпожа Мерсии» Этельфлед называет своих поданных notis vel ignotis C.S., 632.. Ещё через полтора-два десятилетия король Этельстан также говорит о «керлах и эрлах» (Æþelstan VI, Prol.) Gesetze, Bd. I. S. 173. Đis is seo gerædnes, þe þa biscopas 7 þa gerefan, þe to Lundenbyrig hyrað, gecweden habbað 7 mid weddum gefæstnod on urum friðegyldum, ægðer ge eorlisce ge ceorlisce, to ecan am domum, þe æt Greatanlea 7 æt Exanceastre gesette wæron 7 æt unresfelda., но добавляет новый вариант этой формулы – XIIhunde 7 twyhunde (Æþelstan VI, 8,2) Ibid. S. 178. 7 gif þonne þæt gebyrige, þæt ænig maegð to þan strang sy and to þam mycel, innen landes oððe uton landes, XIIhynde oððe twyhynde, þæt us ures rihtes wyrnen 7 þone þeof foren forstande, þæt we ridan be eallum mannum to mid þam gerefan þe hit on his monunge sy., то есть «люди с вергельдом 1200 шиллингов и с вергельдом 200 шиллингов». Примерно через сто лет Кнут в одной из своих грамот, а также в письме 1019-1020 гг. также делит англосаксов на twelfhunde 7 twyhunde  Kemble J. Codex Diplomaticus Aevi Saxonici. Vol. IV. London, 1846. P. 9; Gesetze, Bd. I, S. 273., а в его послании из Рима 1027 г., сохранившемся только на латыни, переводчик определяет население как gens Anglorum tam nobilis quam plebeii Ibid. S. 276.. 23. Традиционно считается, что вергельд в 1200 шиллингов был вирой тэна на протяжении всего англосаксонского периода В качестве квинтэссенции такого представления можно дать ссылку на статью из той же «Энциклопедии Англосаксонской Англии» – The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. P. 443.. Однако в источниках донормандского периода нам удалось обнаружить наравне с частым упоминанием вергельда в 1200 шиллингов только один случай per se, когда эта сумма безоговорочно закрепляется за тэном – это статья 1,1 из мерсийских законов середины Х века, дошедших в записи XI в. («Mircna laga», см. ниже). При этом в законодательстве до Альфреда сама категория twelfhunde фигурирует всего три раза Ine, 19, 45, 70., и из них отнюдь не следует, что twelfhunde и þegn в этот период являются синонимами. Всё, что мы можем точно сказать – 1200 шиллингов не закреплены за какой-то одной социальной группой, этой вирой могут обладать и королевские генеаты Cyninges geneat, gif his wer bið twelfhund scill., he mot swerian for syxtig hida, gif he bið huslgengea (Ine, 19), Gesetze, Bd. I, S. 96.. В законах Альфреда Великого люди с таким вергельдом появляются ещё 5 раз (Alfred, 10, 18,3, 31, 39,2, 40): штраф за измену с женой twelfhunde – 120 шиллингов, измена повенчанной девушки, вергельд которой 1200 шиллингов, составляет ту же сумму; оговаривается индивидуальный штраф, если twelfhunde был убит группой лиц; нарушение мира в доме twelfhunde карается 36 шиллингами, а вторжение в его укреплённую усадьбу «стоит» 30 шиллингов. Никаких ссылок на то, что это именно тэны, в законодательстве нет. Более того, как таковое слово þegn вообще не употребляется Альфредом. 24. В свете вышесказанного рискнём выдвинуть следующую гипотезу: в наиболее ранних источниках и вплоть до времён Альфреда вергельд в 1200 шиллингов полагался не исключительно тэнам, а знатным в широком смысле этого слова. В их число входили и гезиты, и кентские eorlas, а также, не исключено, какие-то представители кельтской аристократии, абсорбированной германскими пришельцами, потомки правителей некогда независимых англо-саксонских областей, таких как Hwicce или Мидлсекс, и отпрыски династий более крупных королевств. Тем не менее, к началу X века эти лица по тем или иным причинам либо уходят с исторической арены, и их место занимают тэны Здесь мы имеем в виду наиболее широкий круг лиц. Кроме тэнов, конечно, существовал и более высокий слой знати, элдормены (в XI в. в связи с датским завоеванием, это слово вытесняется понятием earl или eorl) – королевские наместники в ширах. Однако, во-первых, как свидетельствуют сохранившиеся грамоты и пункт 5a документа под названием Geþyncðo (см. выше), элдормены тоже могли быть тэнами, а во-вторых, число элдорменов одновременно никогда не превышало двух-двух с половиной десятков, а при Кнуте их было вообще всего четверо.. В ходе описанного выше процесса к концу этого столетия тэны, некогда бывшие всего лишь воинами на службе у короля, превращаются в юридически оформленный нобилитет, и термины twelfhunde и þegn на практике обозначают примерно с рубежа тысячелетий одну и ту же категорию лиц. Именно такое совпадение значений, на наш взгляд, объясняет, почему Dunsæteland giltige, описывая англо-саксов, делит их на «родом кэрлов» и «родом тэнов». А переводчик конца XI в., работавший с законами Альфреда, прямо отождествляет тэнов с twelfhunde: в 31 и 39 титулах Альфред использует этот термин, а переписчик соответственно добавляет – «то есть тэн» («…id est þegen») и «которого мы выше назвали тэном и которого зовут человеком 1200 шиллингов» Ibid. S. 73 …quem supra thegen nomiuauimus et quem quidam dicunt twelfhendeman.. 25. Если мы расширим круг наших источников и включим в него юридические памятники некоролевского происхождения, то картина социальной реальности X века окажется ещё сложнее. Речь идёт о двух правовых документах, не содержащих в дошедшей форме отсылки к королевским установлениям, а именно: «Законы северных людей» («Norðleoda lagu» Ibid. S. 460.), т. е. Области Датского Права, и мерсийские законы («Mircna laga» Ibid. S. 462.). Считается, исходя из исторического контекста, что реалии, описываемые в этих источниках, относятся ко времени до окончательного включения Мерсии и Дэнло в состав объединённого английского королевства, то есть до 954-959 гг. Ibid. Bd. III. S. 260, 262. Филологический анализ, однако, показывает, что эти тексты были составлены лишь в начале XI в. (более того, есть основания полагать, что они подвергались модернизации – так, в «Norðleoda lagu» титулы 1-6 более древние, чем титулы 7-12, которые, согласно общему мнению, были заимствованы из другого источника – «Geþyncðo»  Bethurum D. Six Anonymous Old English Codes // The Journal of English and Germanic Philology. 1950. Vol. 49. № 4. P. 457.; кроме того, земля измеряется в уэссекских гайдах, а не в традиционных для этой области каррукатах). Анализ лексики, используемой в этих памятниках, позволяет с большой долей уверенности назвать их автором архиепископа Йорка Вульфстана (ум. 1023 г.): так, в «Norðleoda lagu» священник называется mæsseþegn – это слово встречается только в сочинениях Вульфстана Ibid. P. 462.. 26. Именно эти источники содержат сведения о вергельде тэна. С одной стороны, «вергельд тэна больше [вергельда керла] в шесть раз, то есть составляет 1200 шиллингов», – сообщают нам мерсийские законы (Mircna laga, 1,1) Gesetze, Bd. I. S. 466. Đegnes wergild is syx swa micel, þæt bið twelf hund scill.. Но с другой, примерно в это же время в Дэнло действуют другие нормы: «[Вергельд] священника и тэна – 2 тысяч тримс. Вергельд керла – 256 тримс, это составляет 200 шиллингов по мерсийским законам» (Norðleoda lagu, 5-6) Ibid. S. 460. 5. Mæsseþegnes 7 worlþegnes II þusend þrimsa. 6. Ceorles wergild is CC 7 LXVI þrimsa, þæt bið II hund scill. be Myrcna lage.. Если сопоставить эти положения и провести параллельные расчёты, цифры будут расходится: 1) если 256 тримс равны 200 шиллингам, то вергельд тэна в Дэнло при пересчёте в мерсийские единицы равен 1562,5 шиллингам, 2) если же 2000 тримс равны 1200 шиллингам, то вергельд тэна из Мерсии равен уже 1920 скандинавским тримсам, 3) если мы считаем, что вергельд тэна в Дэнло больше вергельда керла (256 тримс) в шесть раз, то он составляет всего 1536 тримс. 27. Все приведённые подсчёты показывают, что если мы принимаем за аксиому, что статус тэна был одинаковым в разных частях Англии, то создать единую непротиворечивую модель невозможно. Решить данную проблему, тем не менее, вполне реально, если «пожертвовать» приведённым выше соображением. В таком случае у нас получится простая схема: (раза) – разрыв между вергельдом тэна и керла в Дэнло. (шиллингов) – вергельд тэна в Дэнло при пересчёте в мерсийские шиллинги; именно эта цифра будет фигурировать в ответе, если мы будем исходить из соотношения 200 к 256, описанном в «Norðleoda lagu». Тем самым в Мерсии в середине Х века вергельд тэна был в 6 раз выше вергельда керла, а в Дэнло – в 7,8 раза; то есть вергельд тэна в Области Датского Права был примерно в 1,3 раза выше аналогичной суммы в Мерсии. 28. Более того, разное положение тэнов в Дэнло и остальной Англии подтверждается также сопоставлением сохранившихся источников и географического распределения пожалований, известного по грамотам. Нет никаких сомнений в том, что в Дэнло на протяжении Х века были тэны – мы знаем об этом и из «Norðleoda lagu», и из судебников Этельреда Нерешительного. Однако за период 900-975 гг. у нас практически нет королевских дарений тэнам в Области Датского Права, короли этого времени очень редко выходят за пределы «большого Уэссекса» (так принято обозначать Уэссекс первой половины Х века, когда королевство уже перешло свои традиционные границы, но ещё не объединило всю Англию), а абсолютное большинство всех грамот приходится на историческое ядро Уэссекса – Беркшир, Уилтшир, Хемпшир и Сомерсет (см. Приложение 2). При этом у нас есть косвенные свидетельства того, что уэссексские монархи всё же брали на службу скандинавов: как минимум два имени в хартиях 900-975 гг. точно идентифицируются как скандинавские – Sigulf и Ulfketel C.S. 712, 876.. 29. Кроме того, к концу Х века (970-990 гг.) относится весьма любопытный источник – т. н. «Устав гильдии тэнов Кембриджа» Древнеанглийский текст доступен в Thorpe B. Diplomatarium Anglicum Aevi Saxonici: A Collection of English Charters, from the Reign of King Athelberht of Kent to that of William the Conqueror. London, 1865. P. 610–613; английский перевод и комментарий доступен в EHD, P. 603–605.. Слово «гильдия» не должно вводить нас в заблуждение: хотя в английском тексте и употребляется термин gild, он никак не подразумевает производственное объединение ремесленников развитого Средневековья – в эту гильдию входили исключительно тэны, а лейтмотивом всего произведения является описание различных случаев кровной мести. Анализ показывает, что «Устав…» описывает реалии, которые гораздо ближе к скандинавским – «гильдия» является, судя по всему, аналогом «фелага» (félag), хотя последний, как свидетельствуют рунические камни, также мог иметь функцию торгового предприятия Jesch J. Ships and Men in the Late Viking Age: The Vocabulary of Runic Inscriptions and Skaldic Verse. Woodbridge, 2001. P. 232-235.. Самое главное в этом «Уставе…» – отсутствие непосредственных связей с королём (например, наличие бокленда). Король только упоминается в одном ряду с элдорменом и епископом, в присутствии которых члены гильдии не могут мстить убийце Thorpe B. Op. cit. P. 612. 7 gif gegilda myd þæm ete oððe drince þe his gegildan stlog, butun hit beforan cyninge oððe leod bisceope oððe ealdormen beo, gilde an pund, butun he ætsacan mæge mid his twam gesetlun þe he hine nyste. . 30. Вернёмся к «Norðleoda lagu». Наибольший интерес представляют статьи 9-12 законов Дэнло, в которых говорится о возможности перехода керла в категорию тэнов: для этого, по мысли автора, тому недостаточно «иметь доспехи и позолоченный меч» (Norðleoda lagu, 10) Gesetze, Bd. I, S. 460. And þeah he geþeo, þæt he hæbbe helm 7 byrnan 7 golde fæted sweord, gif he þæt land nafað, he bið ceorl swa þeah., но нужно быть «настолько состоятельным, чтобы обладать пятью гайдами земли для королевской защиты» (Norðleoda lagu, 9 Ibid. And gif ceorlisc man geþeo, þæt he hæbbe V hida landes to cynges utware, 7 hine man ofslea, forgilde man hine mid twam þusend þrimsa.; термин utware, который всеми исследователями толкуется как «королевская защита от внешнего врага», представляет определённые трудности, так как совершенно неясно, что он означает). При этом сам источник не лишён, как может показаться, внутреннего противоречия: в статье 9 говорится, что единственное условие для обладания повышенным вергельдом в две тысячи тримс, который в статье 5 принадлежит тэну – владение пятью гайдами земли; однако статья 11 настаивает на владении пятью гайдами в течение трёх поколений, чтобы керл считался «родом из гезитов и [имел вергельд] две тысячи [тримс]», и следующий параграф подтверждает: «А если у них такой земли не будет, и они не смогут быть настолько благополучными, то они считаются керлами» (Norðleoda lagu, 12) Ibid. And gif hi þæt nabbað, ne to þam geþeon ne magon, gilde man cirlisce.. 31. Рассмотрим два последних источника, которые традиционно используются для реконструкции положения тэнов в английском обществе до Нормандского Завоевания – это «Geþyncðo» Ibid. SS. 456-458. (дословно – «Достоинства») и «Rectitudines Singularum Personarum» («Права и обязанности отдельных лиц»). Первый не является сборником каких-либо законов, это описание высшего слоя английского общества, которое, по мысли составителя, было когда-то ему присуще. Назначение и цель «Geþyncðo» нам неизвестны. «Rectitudines…» являют собой описание повинностей, которые несут различные категории населения английского поместья. Считается, что «Права и обязанности…» были изначально составлены для какого-то уэссексского манора Уилтшира или восточного Сомерсета примерно в середине Х века, а дошедшая до нас версия содержит как минимум две правки, последняя из которых могла быть выполнена уже упоминавшимся архиепископом Вульфстаном Harvey P.D.S. Rectitudines Singularum Personarum and Gerefa // The English Historical Review. 1993. Vol. 108. № 426. P. 21.. Как показывает текстологический анализ, эти компиляции также были записаны в XI в. 32. Современный филологический анализ этих источников показывает, что они были созданы или, по меньшей мере, отредактированы одним и тем же автором в первой четверти XI века, которым с большой долей вероятности был тот самый Вульфстан Ibid. P. 457.. Ему также обычно приписывают составление «Правды» Кнута и нескольких кодексов Этельреда. Таким образом, есть серьёзные основания полагать, что Вульфстан мог перенести практику первой четверти XI в. на эпоху пятидесятилетней давности, что необходимо учитывать при работе с этими источниками. 33. Согласно «Geþyncðo», «некогда по английским законам» керл, который «был настолько состоятелен, что он имел 5 гайд полностью своей земли, [кухню], часовню, ворота, место и особую службу при королевском дворе… был достоин прав тэна» (Geþyncðo, 2) Ibid. S. 456. And gif ceorl geþeah, þæt he hæfde V hida fullice agenes landes, [kycenan], bellan 7 burhgeat, setl 7 sundornote on cynges healle, þonne wæs he þanon for þegenrihtes wyrðe.. Кроме того, у тэна мог быть свой тэн, который мог за него приносить клятву, если «имел 5 гайд земель для королевской защиты, прислуживал своему господину в королевском зале и трижды отправлялся к королю с поручениями», а его господин, в свою очередь, «служил королю [и] исполнял обязанности конного гонца в его доме» (Geþyncðo, 3) Ibid. And se þegen þe geþeah, þæt he þenode cynge 7 his radstæfne rad on his hirede, gif se þonne hæfde þegn, þe him filigde, þe to cynges [utware] V hida hæfde 7 on cyninges sele his hlaforde þenode 7 þriwa mid his ærendan gefore to cynge, se moste siððan mid his foraðe his hlaford aspelian 7 his onspæce geræcan mid rihte, swa hwar swa he þorfte.. Также «Достоинства…» закрепляют права тэна за купцом, «что трижды плавал за широкое море за свой счёт» (Geþyncðo, 6а) Ibid. 7 gif massere geþeah, þæt he ferde þrige ofer wid sæ be his agenum cræfte, se wæs þonne syððan þegenrihtes weorðe.. 34. Последнее положение, как кажется, подтверждает наш вывод о трансформации исследуемого нами социального явления к рубежу тысячелетий в привилегированный общественный статус, которым могут обладать не только королевские держатели боклендов, выполняющие три традиционные повинности: «военная служба, строительство укреплений и мостов» (Rectitudines Singularum Personarum, 1) Ibid. S. 444. Đegenes lagu. Đegenlagu is, þæt he sy his bocrihtes wyrðe 7 þæt he ðreo ðinc of his lande do: fyrdfæreld 7 burhbote 7 brycgeweorc.. Но больше всего внимания со стороны историков, как и в случае с законами Дэнло, получили пять гайд, необходимые для приобретения этого статуса керлом. Повторение этой нормы в «Достоинствах…» и законах Области Датского Права нельзя рассматривать как дополнительное подтверждение её существования, поскольку оба источника были написаны с большой вероятностью одним и тем же автором. 35. Внимательный анализ работ Вульфстана показывает, что архиепископ активно интересовался юридическим статусом тэна в контексте социальной стратификации. Практически все приписываемые ему работы (или те, которые он мог редактировать) в какой-либо степени затрагивают эту проблему: «Правда» Кнута, «Rectitudines…», «Grið», «Að», «Norðleoda lagu», «Mircna laga», «Hadbot», а также «Norðhymbra preosta lagu» Bethurum D. Op. cit. P. 461. Стоит, однако, отметить, что в первую очередь Вульфстан действовал в интересах Церкви, и в его работах основной упор сделан на положении клира, а не тэнов в обществе.. Этот факт наводит на мысль, что Вульфстан пытался тем или иным образом выстроить какое-то подобие системы критериев, которые и должны были определять обладание англо-саксом «тэнским достоинством». Не исключено, что интерес Вульфстана был обусловлен исторической ситуацией на Острове в его время. Вторая волна нашествий викингов на рубеже X-XI вв., завоевание Англии Свейном Вилобородым и Кнутом, а также распря между последним и сыном Этельреда Нерешительного, Эдмундом Железнобоким, нанесли колоссальный ущерб стране. Урон, который понесла знать, был огромен, её ряды по всему королевству были в буквальном смысле выкошены. Как пишет К. Мак, «в результате гибели аристократии и отсутствия систематического создания Кнутом нового класса землевладельцев, в англосаксонской социальной и политической структуре произошёл значительный сдвиг»  Mack K. Thegns: Cnut's Conquest and the English Aristocracy // Albion: A Quarterly Journal Concerned with British Studies. 1984. Vol. 16. № 4. P. 380.. 36. Эти факты позволяют взглянуть на работы Вульфстана под другим углом зрения. Представляется вполне вероятным, что подобные потрясения нарушили традиционные представления англосаксов о правовом положении тэна. Проще говоря, в первой четверти XI столетия границы этой группы населения оказались настолько размыты, что возникли серьёзные затруднения при определении юридического статуса отдельного индивида. Не исключено, что наиболее состоятельные керлы в это смутное и жестокое время домогались привилегий знати. При этом в качестве аргумента они, видимо, выдвигали наличие тяжелого воинского снаряжения Что выглядит вполне логично – широко известна закономерность, когда после крупных военных столкновений на руках у населения всегда оказывается большое количество оружия; нет никаких причин отказывать ей в праве на существование в этот период: ничто не мешало сельскому населению подбирать оружие на полях сражений.. Всё это могло сподвигнуть Вульфстана создать какую-либо более или менее унифицированную систему, в рамках которой человек считался тэном, и которая должна была установить правила перехода керлов в разряд тэнов. 37. Если попытаться выстроить какую-либо более или менее непротиворечивую концепцию, обобщающую собранные и проанализированные данные, то она может иметь следующий вид. 38. В связи с широкой раздачей земли королевским тэнам в Х столетии, к началу второй волны скандинавской экспансии многие из них держали свои бокленды не в первом поколении, и это считалось нормой, а сам тэн уже несколько десятилетий был богатым землевладельцем, имеющим общественный вес и обладающим повышенным статусом, предающимся по наследству, который, тем не менее, не был одинаков в разных областях страны: тэны Области Датского Права гораздо слабее связаны с королём и не получают от него боклендов, хотя и они со временем «встраиваются» юридическую систему уэссексских государей – их участие в судах уапентаков упоминается в судебнике Этельреда, а тэны из «гильдии» Кембриджа считаются с королевским законодательством, ограничивающим кровную месть. Также и сумма вергельда не была одинакова на востоке и на западе. После социальных потрясений рубежа тысячелетий, общественная структура в Англии была сильно расшатана, что привело к появлению группы керлов, претендовавших на привилегированное положение в обществе, что в свою очередь вызвало к жизни норму владения пятью гайдами земли для обладания оным (хотя у нас нет никаких сведений о том, как положения «Geþyncðo» и «Norðleoda lagu» работали на практике). 39. Возможно, что в это время тэнство как бы разделяется на два слоя: высший составляют люди, по-прежнему находящиеся на королевской службе и несущие традиционные повинности (воинская и строительная); низший же образован теми самыми выходцами из керлов, поднявшимися по появившемуся социальному лифту и добившихся признания своего положения (не исключено, что они составляли ту локальную элиту или её часть, к которой Этельред адресовал свои предписания собираться на суд и выступать соприсяжниками). Во всяком случае, законодательство Кнута в 1020-е годы фиксирует несколько разных категорий тэнов (Cnut II, 71,1-5) Gesetze, Bd. I. S. 358. Cnut II, 71,1: 7 syððan cingces þegnas, þe him nyhste syndan: IIII hors, II gesadelode 7 II unsadelode, 7 II swurd 7 IIII spera 7 swa feala scylda 7 helm 7 byrnan 7 L mances goldes. Cnut II, 71,2: 7 medemra [в другой рукописи – oðres, – Д. С.-Х.] þegna: hors 7 his geraeda 7 his wæpn oððe his healsfang on Wessexan; 7 on Myrcan II pund 7 on Eastenglan II pund. Cnut II, 71,3: And cingces þegnes heregeata inne mid Denum, þe his socne hæbbe: IIII pund. Cnut II, 71,4: 7 gif he to þam cingce furðor cyððe hæbbe: II hors, I gesadelod 7 oðer unsadelod, 7 swurd 7 II spera 7 II scyldas 7 L mances goldes. Cnut II, 71,5: 7 se ðe læsse mage si: II pund.: среди прочих выделяются группы «королевских тэнов» (cynges þegen) и «средних» или «других тэнов» (medem (в другой рукописи – oðer) þegen), а последние вдобавок ещё и отличаются по своему положению в основных регионах страны – Уэссексе, Мерсии и Восточной Англии. И если это предположение верно, то ситуация в Англии очень напоминает положение в континентальной Европе, где примерно в это же время «рыцарями» (milites) могли быть и состоятельные крестьяне, которые вели образ жизни, подобающий «знатному человеку»  Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние Века. М., 2006. С. 83–86.. Быть может, водораздел также проходил по линии противопоставления «древней знати» и «новой знати» – так, внутреннее противоречие в законах Дэнло, о котором мы упоминали выше, можно толковать следующим образом: сохранение пяти гайд в течение трёх поколений делали род владельца «родом гезитов» Этот термин Вульфстан, очевидно, взял из законов Ине (688-726 гг.), так как статьи 7-8, в которых говорится о положении валлийцев, заимствованы именно оттуда. Gesetze, Bd. III. S. 259. Приложение 1. Королевские пожалования (900-975 гг.) Приложение 2. Карта дарений уэссексских королей (900-975 гг.), то есть «аристократичным», в то время как отсутствие такой родословной даровали керлу права тэна (которыми мог обладать и купец, и священник), но не переводили его в категорию «благородный». Ещё раз повторимся, что это лишь наша рабочая гипотеза, в которой есть известное количество допущений, а также много белых пятен, связанных с неполнотой наших сведений из доступных источников. 18