Одна из форм заботы о себе на своем Пути взросления взрослого – это обращение за помощью к помогающим специалистам (психологам, психотерапевтам, консультантам, коучам). Есть много разных образов, которые используются для описания «на что похож» процесс терапии. Я иллюстрирую свое понимание книгой А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного Города»; в некоторых специальных случаях я также рассказываю про Золотой Шар из «Пикника у обочины» братьев Стругацких. Как известно, «люди чувствуют удовлетворение, когда их ожидания соответствуют их достижениям» (К.Грове); соответственно, непроясненные (или нереалистичные) ожидания от терапии могут приводить к неудовлетворенности как процессом, так и терапевтом, так и самим собой. На мой взгляд, удерживание упомянутых метафор позволяет довольно близко обсудить, чего следует и чего не следует ожидать от терапии; и мне хочется дать свою развернутую интерпретацию, которая соотносится и с групповым, и с индивидуальным форматом. Еще один положительный момент – корреляция этих моих личных метафор с концепцией Дж.Кэмпбела «Путь Героя» (приятно, когда можно сослаться на авторитеты, не только на сказочников и фантастов).
Если говорить о «Волшебнике Изумрудного города», то суть всего процесса можно было бы описать так: герои отправляются в некое путешествие за некими способностями, которые, как они воспринимают, находятся у них «в дефиците». Страшиле не хватает мозгов, Дровосеку – сердца, Льву – смелости, а Элли просто хочет попасть домой. Когда они, наконец, добираются до пункта назначения, Волшебник, на которого герои уповали, оказывается простым человеком, а способности, за которыми они так долго ходили, оказывается, были присущи героям изначально.
В этом месте – как иногда и в реальной терапии – возникает вопрос (я тут изложу его цензурную форму) «ну и зачем?» [все эти хождения вокруг вавилонских башен, да еще и за деньги]. Если такой вопрос возникает, то, скорее всего, изначально терапевт воспринимался таким «волшебником [в голубом вертолете]», который что-то магическими пасами «починит/улучшит/дополнит/[и бесплатно покажет кино]», главное – успеть до него добежать; сама терапия в этом понимании – те «фокусы», которые случились в Изумрудном городе, пока всё не прояснилось. Я же предлагаю рассматривать терапию в метафоре как «Дорогу, вымощенную желтым кирпичом», т.е. как [трансформационное] движение от себя к себе же, обладающему уже другим уровнем (восприятия, благополучия, интеграции своей личности, удовлетворенности своей жизнью и пр.). Это путь Домой – в то место и состояние, где/ с кем я хочу быть, таким, каким я хочу быть. Если продолжать параллели, то можно указать на то, что
-движение по Дороге осуществляется в направлении запроса; запрос в терапии это как раз формулировка «наилучшего результата» для клиента («мозги/сердце/смелость»);
- трансформация происходит не в момент «бутафорских» испытаний в Изумрудном зале, а на всем протяжении Пути;
- [что упустил Волков:] «кирпичи» для Дороги герои создают и мостят по ходу движения: это опыт, ситуации выбора, взаимодействие героев друг с другом, с встречающимися им на пути другими персонажами; любые навыки/компетенции/уменья нужно тестировать на адаптивность (применяемость, эффективность) и постоянно практиковать;
- результаты трансформации важно увидеть и «присвоить» (сцена, где опилковые «мозги», тряпичное «сердце», блюдце со «смелостью» помещаются внутрь героев);
-[плохая новость]: нет Волшебников, которые могли бы щелкнуть пальцами, и "все у всех стало бы хорошо"; каждый человек - сам лучший эксперт в своей жизни, только он сам сможет прийти (или не прийти) туда, куда ему надо, и идти придётся - таков Путь (с);
- [хорошая новость]: в итоге запрос решается, и повзрослевшая Элли попадает домой (ответвление сюжета- если запрос сформулирован некорректно, дом приземляется на голову Гингемы).
Для группового формата фабула подходит, как есть: есть разные участники групповой терапии, у каждого - свой запрос, и в группе они все идут во взаимодействии. В индивидуальной терапии больше пространства для интерпретаций; такая метафора может показывать взаимоотношения частей личности, взаимодействие интеллектуальной (Страшила), эмоциональной (Дровосек), деятельностной (Лев) сфер, образ Элли может использоваться как образ самости и т.п.
Где во всей этой истории терапевт? Это - Проводник, профессионально обученный ориентироваться в различных малоисследованных местах и территориях. Он(а) идет вместе с героем; его/её задача – ориентирование на местности: подсвечивать в направлении цели/запроса, вокруг, под ноги; он(а) не может идти вместо клиента, или тащить на себе, но может помочь сформовать «кирпичи» (осознание/опыт), выбросить те, которые не подходят, побыть рядом, когда сложно, помочь вернуться, если сбился, помочь исследовать разные направления/варианты.
#счастьявсемдаром