Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как архитекторы работают с промнаследием?

Как понимают, насколько то или иное решение уместно/нужно.
Искусство и культураАрхитектура
Анонимный вопрос
Архитектура, город, люди
  · 8,7 K
Архитектурный критик  · 4 июл 2022
Более или менее как со всем остальным наследием. Но у промышленного наследия есть несколько особенностей.
  • Статус памятника. Большинство дворцов и замков представляют собой особенные архитектурные сооружения, именно поэтому они сохранились. Промышленное наследие обычно очень рядовое, аскетичное, простое. Когда его осталось совсем мало от какого-то периода времени, тогда оно становится вдруг особенным, но оно таким не задумывалось (хотя есть много исключений из этого правила). Но кроме чисто архитектурных достоинств, у прома есть еще много других, которые тоже надо иметь в виду, но законодательно их бывает очень не просто описать и защитить. Например, иногда промышленные сооружения очень важны для истории района или целого города, для поколений, которые работали на этом заводе. Иногда не так важна архитектура, как станки и оборудование, иногда — какая-то инженерная деталь, конструктивное решение (которое, тем не менее, не имеет большого смысла без всего остального). Наконец, часто промышленные памятники очень крупные по размеру, это целые комплексы — нужно ли сохранять их целиком или какой смысл сохранить один цех или корпус?
  • Размеры. Промышленная архитектура часто представляет собой здания большого размера. С одной стороны, это ценится — можно сделать большой музей или офис с открытой планировкой. Но когда размеры становятся слишком большими — начинаются проблемы. Делить цеха по горизонтали или по вертикали — зачем тогда вообще сохранять? Самое ценное теряется. Не делить — слишком много пустоты, трудно эффективно использовать, в том числе, отапливать. Наконец, бывают и объекты со сложной геометрией — элеваторы, например.
  • Коммуникации. Промышленная архитектура построена для очень простых движений людей и материалов: вход-выход, начало конвейера-конец, въезд на территорию-выезд. Часто этого крайне мало для современной эффективной жизни здания или территории. Возникает необходимость резать стены, крушить заборы, приделывать лестницы — все это создает массу проблем практического свойства, но и возникают вопросы с точки зрения наследия.
  • Материальность. Когда мы говорим о промышленном наследии, то чаще всего в памяти всплывают благородные краснокирпичные фабрики кон. 19 и нач. 20 века. Это все любят, но даже там есть проблемы: большие объемы материала — кирпича стен, металла перекрытий — которые подвергались иногда вредному воздействию изнутри, от того производства, которое там было, и всегда снаружи — от природы, от грязной атмосферы городов. За дворцами следят получше. А если речь идет о чем-то более позднем, где уже железобетон, то проблем еще больше — он плохо стареет, не вызывает (пока еще) таких теплых чувств как кирпич, реставрировать его еще труднее.
  • Загрязнение. Тут все понятно, иногда производства такие вредные, что очистить территорию почти невозможно. Есть прецеденты, когда было проще накрыть геоматериалом, залить бетоном и положить новую землю. Но стены иногда так и не получается очистить.
  • Положение в городе. Я уже упоминал, что промышленные территории — часто очень крупные и отрезанные от города участки. От жилья и транспорта их отделяют заборы, автотрассы, защитные зеленые зоны, ж/д пути, ЛЭП, трубопроводы и прочее. Им не хватает дорог, электричества, канализации, воды и тепла. Так что мало придумать новую функцию и восстановить здание — надо решить еще и все эти проблемы тоже.
Все это относительно подробно исследовано не так давно по Москве и Петербургу, есть и небольшие исследования по отдельным городам или комплексам, проходят конференции, есть всякие проекты:
1 эксперт согласен
Есть даже направление такое, лофт. Которое очень популярно сегодня. У меня чуть-ли не каждый второй заказ освещения - это лофт.  Даже небольшую статью на эту тему писал. Вообще для практикующего архитектора и дизайнера, на сой взгляд, сейчас обязательно уметь с этим работать. Для меня важно в дизайне интерьера сохранить частичку этой истории. Вообще я очень люблю истор... Читать далее
Безопасный интернет в одном приложенииПерейти на hidemy.name
1 эксперт согласен