Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Экологист и волонтёр команды «Видное ЗА Раздельный сбор отходов». Волонтёр движения...  · 18 окт 2022

«Короче»: итоги обсуждения

13 октября мы открыли новый сезон Экокиноклуба в режиме онлайн, обсудив драму «Короче» 2017 года. Спешим поделиться, к каким выводам пришли эксперты сообщества «Экология».
Во-первых, мы не могли не поговорить о том, как в фильме показана технология уменьшения людей и всё, что с ней связано. Это оригинальная идея с не самой удачной реализацией. Дело в том, что не показан целый пласт проблем, который мог бы возникнуть, будь эта технология реальной: полная зависимость мира маленьких людей от мира больших, из-за которого уменьшение всего человечества невозможно,  и его хрупкость перед лицом обычных природных явлений. Первое норвежское поселение никак не защищено, и его жители лишь отмахиваются, что не интересны насекомым и животным (осадки, похоже, их тоже не беспокоят). 
И главный герой не сталкивается с негативными последствиями своего выбора. Конфликт привнесён извне — жена героя в последний момент передумала уменьшаться, развелась с ним и лишила его состояния, заработанного на уменьшении. Если бы не это стечение обстоятельств, он бы счастливо жил с другими маленькими людьми, не зная, что в его прекрасном городе есть целое гетто и что человечество находится на грани гибели. Получается, что авторы фильма в самом уменьшении (если оно добровольное) никаких угроз не видят.
А какие плюсы могут быть у этой технологии? Действительно, уменьшенный человек потребляет в разы меньше энергии и ресурсов. При этом, вопреки обвинениям, звучащим в адрес героя от пьяного посетителя бара, такая жизнь не вредит развитию экономики. Маленький человек так же пользуется услугами и может заниматься интеллектуальным трудом, что важно в постиндустриальном обществе и вкладывается в концепцию циклической экономики, к которой человечество стремится. 
Но есть впечатление, что, уменьшившись, люди не решили свои проблемы, а отложили их на потом. В начале фильма показывают первую группу добровольцев и количество образованных ими за год отходов. И хоть тридцать маленьких людей накопили не больше мешка мусора, в перерасчёте на их размер это всё равно много. Не ищем ли мы слишком радикальные решения? Ведь логичнее изначально сокращать количество образованных отходов. 
Но для этого нужно менять свой образ жизни, а маленькие люди этого не хотят так же, как не хотят люди большие. Они уменьшаются ради финансовой выгоды и гедонизма, а не из желания спасти планету. И кажется, что авторы фильма показывают это явление с негативной стороны. Хотя на самом деле ничего плохого в нём нет. Экологические решения должны быть выгодны, иначе их не будут принимать. Просто выгода может быть разной, и не все её видят. 
Также хочется отметить в сюжете некоторые параллели с фильмом «Не смотрите наверх». В обоих фильмах человечество ждёт катастрофа: из-за падения астероида или выброса метана в Антарктиде. И хоть у жителей Земли в фильме 2017 года есть в запасе ещё лет двести, заявляется, что катастрофа уже не минуема, и малая часть людей спасается в технологичном подземном убежище. Главный герой, как и в фильме  «Не смотрите наверх», отказывается от спасения, чтобы провести остаток своей жизни с близкими людьми. Но в отличие от героя ДиКаприо, кажется, что для героя Дэймона —  это не осознанный моральный выбор, а следствие его инфантильности. Весь фильм он следует за другими, пассивен в своих решениях и то, что выброс метана представляет серьёзную проблему, узнаёт только по пути в Норвегию. 
Более того, в отличие от падения астероида, изменение климата не происходит мгновенно, зритель не видит никаких последствий (выброс метана только заявляется в разговорах героев), а поэтому в конце остаётся чувство недосказанности. Главный герой пожертвовал собой или просто люди, ушедшие под землю, — откровенные сектанты? Кто в итоге прав и какая часть человечества выживет? Максим Семёнов-Макаревский даже предположил, что будущее тех, кто ушёл в пещеры, отражено в сюжете фильма «Город Эмбер»
В общем и целом, у участников киноклуба сложилось впечатление, что авторы сами не определись, какой фильм они хотели снять. Толком не раскрыта ни тема уменьшения, ни тема конца света, любовная линия выглядит натянуто, а главный герой инфантилен. Но всех точно порадовал сосед главного героя в исполнении Кристофа Вальца — кажется, это единственный человек, который трезво смотрит на происходящие события.
Полную запись встречи вы можете посмотреть на нашем Youtube-канале. Ставьте лайк и присоединяйтесь к нашему Экокиноклубу. 
Ваши кураторы Экологии на Кью