Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что критики сами ничего не умеют? Или это, напротив, особый талант?

ПсихологияИскусство и культура+2
Николай Николаевич Литвинов
Спроси психолога
  · 4,7 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 16 июн 2021  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Мне в таких случаях каждый раз интересно — это мнение возникает от лютой начитанности, да? Человек читает критические сборники, историю критики, секции критики в литературных журналах — и приходит к своим выводам на основании тщательного обзора литературно-критического поля?

Или если от сказующих всё-таки не создаётся ощущения, что они приходят с работы и два часа в качестве отдыха штудируют раннего Блума, то это должно ставить под сомнение их уровень разборчивости что в литературе, что в критике, что в способности издалека определять чужие таланты, не так ли?

На практике, "чистых" критиков, то есть людей, пишущих только и исключительно критику, и известных только и исключительно в качестве критиков, достаточно мало. Подавляющее большинство, буквальные девяносто процентов, известны в первую очередь или как литераторы (Элиот, Вульф, Апдайк, Стивенс), или как философы (Деррида, Фуко, Беньямин), или как теоретики литературы (Барт, Бахтин, Шкловский) — факт настолько очевидный в силу известности этих имён, что байка о бесталантных писателях, вынужденных ругать других может быть убедительной только при условии, что человек не интересовался критикой вообще никогда. То есть, не только ничего не читал в принципе, но даже в Гугл ни разу не заходил.

Можно конечно специально отсеять все крупные имена (видимо, в качестве неистинных шотландцев, хз), и судить о критике только по текстам проходных редакционных колонок, но и тогда возникают вопросы.

Во-первых, много ли останется от большой литературы при идентичном отсеве? Мы не говорим о великих писателях как о неудавшихся плотниках, рестораторах, менеджерах по продажам — почему в таком случае мы говорим о критиках, очевидно выполняющих свою функцию, как о неудавшихся писателях? Если даже высокая целеустремлённость при бедности результатов сама по себе является поводом для охаивания, тогда большинство читателей этого текста должны стыдиться, что так и не стали ни актёрами, ни космонавтами.

Во-вторых, в условиях массовой безграмотности предъявлять что-либо людям, в какой-либо мере практикующим любовь к литературе — по меньшей мере странно. Самый бездарный критик скорее всего читает на два порядка больше книг в год, чем большинство людей допустим в России, и кроме того делает это публично. По-видимому, сама подобная роль создаёт для многих удобный вымышленный образ, на который можно изливать фрустрацию по поводу отсутствия личного интереса к литературе (и ощущения что он типа должен быть).

Это очень занятно, но это также мешает людям выстраивать здоровые отношения с литературой — которые, на определеённом этапе, без критики не обходятся.

2 эксперта согласны
Психология, кино, ИТ.  · 13 окт 2021
Интересная постановка вопроса. То есть, критиковать — это уже не умение? Критик — это же тоже профессия. Она не подразумевает, что критик должен обязательно эволюционировать в критикуемого. Каждый нужен на своём месте. Примеров, когда критики сами что-то создавали, немало, другое дело, что идеальных творений не бывает, поэтому и на их работу найдётся критика.
Создатель студии музыки Prima, педагог вокала.  · 13 окт 2021
К сожалению, такие выражения часто летят не только в отношении критиков, но и преподавателей. Мол певец или художник из тебя не вышел, вот и преподаешь. Мое мнение таково. Критик, как и преподаватель является теоретиком. Его мозг - кладезь информации. Он глубоко погружен в изучение тематики своей деятельности. Его талант в том, что бы анализировать, сравнивать... Читать далее
🎶Онлайн и оффлайн уроки вокала🎤 и игры на фортепиано 🎹 для детей и взрослых🎶Перейти на instagram.com/prima_music_studio
"Алхид" (Вопреки всему.)   · 13 окт 2021  · алхид.рф
Хорошим критиком может быть только тот поэт, писатель, музыкант, кто сам является поэтом, писателем, музыкантом, ибо человек далекий от профессии (призвания), критиком быть не может, точнее не может быть хорошим.
Потомственный Терский казак. Зам. Атамана по связи с общественностью. ДОСААФ Санкт-Петербу...  · 28 окт 2021
Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами соседнего дома № 5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михайловичем договор, по которому Полесов обязывался привести железные ворота дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязывалось уплатить... Читать далее
Советую, когда спрашивают.  · 11 окт 2021
Считаю, что хороший критик– это особый талант, подкреплённый многолетним опытом. Чтобы проанализировать чью - либо работу, выявить сильные места, указать на недостаточность, слабость каких- то моментов, портящих или искажающих произведение, надо критикующему очень много читать, смотреть, знать, чувствовать. Знаете ли, как говорят, что тренеру по... Читать далее
Классику мы ценим за вневременную актуальность. Не все, что хорошо, ново, и не все, что...  · 12 окт 2021
Понимаете, когда люди с юмором говорят или на полном серьезе, что "я не читал, но категорически осуждаю" - это говорит о глупости человека, у которого проблемы с логическим мышлением или очень удачно все с лицемерием обстоит. Но вот тот факт, что В .Белинский сказал аналогичное в письме Анненкову, окончательно уронило Белинского в моих глазах: "я не читал и никто из... Читать далее
1 эксперт не согласен
Увы, но автор ответа не понимает сути профессии "критик". Критик не обязан писать никаким образом. Его задача -... Читать дальше