Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что за люди участвуют в аукционных торгах и насколько они разбираются в искусстве?

Искусство и культураКартиныАукционы
Анонимный вопрос
  · 3,1 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 13 окт 2018  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Давайте отобьем один момент сразу: искусство редко покупают для инвестиций. И искусство совсем не покупают для инвестиций на аукционах.

Аукционные дома оставляют себе до трети суммы транзакции, картины облагаются отдельным налогом на роскошь, транспортировка и хранение их непропорционально дороги. Кроме того, не существует никакого индекса доходности на рынке искусства, никакого аналога S&P 500 (Mei Moses считает только перепродажи) — и их в принципе невозможно построить, поскольку абсолютное большинство картин не перепродается с аукционов (а галереи не разглашают суммы перепродаж публично), а те, что перепродаются, попадают под лютый survivor bias. Лучшее, что у нас есть — это средние цифры с 1900-го года, по которым годовой рост на рынке искусства почти вдвое уступает банальным государственным займам (2.4% vs 4.9%) — и это не рост каждой картины в принципе, а общий по рынку в целом. Рост лично вами приобретенной картины не гарантирует абсолютно ничто: искусство по умолчанию илликвидно.

Примеров тому более чем достаточно: Рыболовлев пару лет назад потерял 80 миллионов на перепродаже Гогена. Некогда звездный проект Artist Pension Trust в прошлом году снял 19 лотов с торгов, поскольку сами художники предпочитали работать с галереями, нежели с аукционным домом. Даже печально известный art flipping приводит порой к таким же бессмысленным результатам, попутно уничтожая карьеру художника: после своего неожиданного взлета Люсиен Смит за год упал в стоимости на 90%.

В сумме это означает вот что: буквально во всё что угодно вкладывать выгоднее и безопаснее, чем в искусство. Индексовые стоки, займы, недвижимость, big pharma. Если даже вы по какой-то причине торчите на волатильных активах, криптовалюты обойдутся вам в сто раз дешевле потому что их перевозка не будет обходиться в пятизначные суммы. И единственная — единственная — причина в принципе обращаться к рынку искусства — если вы действительно планируете повесить это у себя дома.

И именно поэтому к нему и обращаются. В среднем, treasure assets составляют примерно 9% состояния людей с высоким достатком, и на искусство приходится более половины. Что в свою очередь периодически привлекает исследователей рынка — чьи выводы заключаются в том, что главной и подавляющей причиной покупки искусства является удовольствие от обладания предметами искусства и возможность делиться ими с другими (Enjoyment: 62-69%, Protection and sharing: 36-42%, Investment: 9-11%).

Собственно, в этом можно убедиться просто хоть раз побывав внутри аукционного дома. Выставки перед торгами кардинально отличаются от галерейных и структурно, и эмоционально: работы висят кучей, занимая все ровное место включая коридоры, безо всякой системы и хронологии. Ближе к закрытию их начинают заворачивать и готовить к транспортировке прямо в залах — и когда картину снимают со стены, это существенно напоминает об ее предметности, материальности. Коллекционеры, опять же, не стоят возле картин так, как люди стоят на выставках — они чаще ходят от одной к другой, выбирают между несколькими исходя из бюджета, сравнивают варианты. В конце концов, выставка перед торгами — это собрание вещей, чье место еще не определено.

Но перейдем к людям.

Доходы крупнейших коллекционеров редко связаны с искусством: чаще всего это финансы, недвижимость, мода, consumer goods. Впрочем, в этом правиле есть видные исключения: к примеру, Герберт и Дороти Вогел, известные как "proletariat collectors", работали соответственно на почте и в библиотеке, и собрали коллекцию из четырех тысяч работ. Кроме того, около десяти процентов коллекционеров занимаются чистой филантропией.

Большинство коллекционеров — из Северной Америки, Европы, Китая и Южной Кореи. Столицами рынка искусства по-прежнему являются Нью-Йорк и (сильно отставший) Лондон.

Коллекции чаще бывают крупными, нежели мелкими: около половины частых коллекций это собрания по 500 произведений и более.

К слову, многие из этих коллекций вполне публичны. В мире сейчас существует больше 300 крупных частных музеев, плюс около половины коллекционеров так или иначе сотрудничают с культурными институциями, что включает долговременные лоны, финансирование выставок или гранты. Что, к слову, совершенно не значит, что интерес к искусству разделяет рядовой зритель: музей Лихтенштейна в Вене, в котором находилась одна из крупнейших частных коллекций старых мастеров, закрылся в 2012-м году из-за низкой посещаемости.

Иными словами, да — коллекционеры разбираются в этом деле. Строго говоря, это одни из немногих людей, помимо критиков и кураторов, кто совершает какие-либо вложения в эту сферу — а это значительно больше того, что делает в ней кто-либо из рядовых граждан.

Как следствие — и это один из тех моментов, которые почему-то игнорируются критиками аукционной системы — коллекционеры банально не любят продавать. Если бы видный коллекционер вдруг выставил на торги существенную часть коллекции, это показало бы его в дурном свете, поскольку подобный акт может означать что-то одно из двух: или коллекционера подвел вкус, что плохо, или у него проблемы с деньгами, что еще хуже. 

Коллекционеры покупают для обладания. Каждая покупка в идеале рассматривается как заложение долговременных отношений с художником — что особенно важно на рынке, целиком построенном на репутации и экспертных оценках. И если кто-нибудь сомневается, насколько серьезно к этому этикету относятся когда дело доходит до прибыли, то тут можно привести пример Чарльза Саатчи, внесенного в черный список Лондонских галерей именно из-за чрезмерных продаж.

Просто люди не покупают искусство с целью обретения статуса. Для статусности покупают классические автомобили, старинную мебель и ювелирку. В мире искусства этот механизм перевёрнут: в галерею вообще нельзя зайти и что-то купить, галереи отпускают работы через waiting list, где позиция коллекционера определяется не суммой его активов, а его уже существующим положением в мире искусства. Галерея скорее продаст картину частному музею за $75,000, чем шут знает кому за $250,000, даже если шут знает кто придет туда с чемоданом налички и попросит завернуть вон ту красненькую.

Это не сентимены, а чистая прагматика: верхушка сообщества защищает таким образом последние полпроцента первичного рынка. Но оно не редуцируется до прагматики; мало что в мире искусства вообще до нее редуцируется.

В заключение стоит отметить, что все это совершенно не означает, что рынок работает идеально, или заслуживает беспрекословного доверия, или что у мира искусства нет к этому рынку вагона совершенно адекватных претензий: многомиллионные торги напрягают и художников, и музейных кураторов, и галеристов.

Но это уже тема другого вопроса.

Источники:

  • Barclays. 2012. “Profit or Pleasure? Exploring the Motivations behind Treasure Trends.

  • Dimson, E., and C. Spaenjers. “The Investment Performance of Art and Other Collectibles.

  • Goetzmann, W., L. Renneboog, and C. Spaenjers. 2011. “Art and Money.

Искусство против пустоты: находим правильный контент для вашего дома! Продажа...  · 28 сент 2020  · gallerysmart.ru

На этот вопрос есть ответ в отличной книге Дональда Томпсона "Как продать за 12 миллионов $ чучело акулы" (скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах)

И что особо улыбало - есть реверанс и в сторону российских покупателей)

околоскусствовед  · 18 мар 2019
Как мне кажется, любая покупка подобного рода является осмысленной, просто больно много стало сфер, помимо классической искусствоведческой, в которых покупатели могут искусство «понимать». Зачастую картина рассматривается не только в рамках академической красоты, но и как товар, а художник - как бренд (и хочу заметить, что так было на протяжении всей истории искусств... Читать далее