Смысл мифов в том, что они постоянно пересказываются и переинтерпретируются. У них есть первоначальный контекст, но есть и цепочка того, как одна и та же история читалась по-разному в разное время. Для этого мифу даже не обязательно быть древним — многие пьесы Шекспира читаются сейчас сильно иначе, нежели в Елизаветинскую эпоху: Шейлок стал трагическим персонажем, Просперо колониальным администратором, "Двенадцатая ночь" квир-фестом про гендерные роли. И это даже не сравнивая с дошекспировскими источниками…
…Которые читал один человек из ста, и в этом и есть основная проблема с "тайнами": говоря о тайнах, люди как правило ищут узнать некий секрет жизни из мира сефл-хелпа и эзотерики, тот самый способ стать похудевшим миллионером или ведающим истинную подоплёку вещей. Никто не желает слышать, что тайны лежат в области классической филологии, и большей частью представляют собой удовольствия для задротов.
Кем были Гомер и Гесиод? Был ли Посейдон главным богом минойцев? Имели ли гомеровские τῑμή и κλέος моральный аспект, и доступны ли античные понятия человеку пост-Просвещения в принципе? Как вообще греческая мифология воспринималась самим греками? Как на восприятие мифологии влияло начало монетной системы и изменения в металлургии? Была ли книга Иова пьесой, если она написана как пьеса, и ответ Бога Иову может читаться с эллинистическим правом сильного?
Так примерно выглядят связанные с мифами тайны. Они дико интересны, но это интерес иного рода. В них нет личной заинтересованности. А за пределами этого мифы сводятся к самым простым всемирно-известным клише:
Будь собой. Не гордись. Не делай зла ближнему. Жизнь коротка. Судьба переменчива. Все обладания мимолётны.
Это не тайны, потому что все это и так знают. Причина, по которой многим этого недостаточно, и им нужно чувствоаать себя причастными тайных знаний — потому что заниматься хернёй легко, а жить по вышеуказанным предписаниям сложно.
Теперь вы знаете.