В целом, нельзя вообще сказать, что существует некая сформулированная теория вечного возвращения. Была у Ницше идея с таким названием, страшно его занимала, сыграла важнейшую роль в становлении его философии, но в итоге Ницше так и не нашёл, как она могла бы быть интегрирована в науку.
Тем не менее, со времени смерти этого философа наука проделала огромный путь, и по пути столкнулась почти с теми же проблемами, которые в своё время озадачивали Ницше. Физика XX века была вынуждена проблематизировать такие основополагающие понятия, как существование объекта и причинности. Чем не Ницше? И тут встаёт вопрос, насколько ответы физики похожи на те ответы, который предвосхищал Фридрих своей философией.
И тут как раз не всё так однозначно. Конечно, формально об идеях Ницше в физике едва ли кто вспомнит. Но посмотрим, допустим, на онтологию квантмеха: нет объекта, положение которого в каждый момент времени было бы строго определено и полностью опосредовано его состоянием в предыдущим момент времени; объект существует, но с некоторой долей неопределённости; более того, он может оказаться в состоянии, которое никакой цепочкой непрерывных изменений не может быть достигнуто из предыдущих (см., например, Туннельный эффект) или в состоянии, которое возможно только на очень короткий промежуток времени и только в силу упомянутой выше неопределённости.
Что это за существование такое, которое так противоречиво? Но, с другой стороны, так ли оно противоречиво с позиции вечного возвращения, которое позволяет всему не присутсвовать в мире вечно (и тем самым не напарываться постоянно на непреодолимые препятствия), а постоянно возвращаться: таким, каким это сейчас возможно, и настолько, насколько это возможно.
Ницше не совсем философ.