Конечно всё это правда — но не в том смысле.
Алхимия существовала, и начиналась примерно в то время, когда раннее христианство писало свои самые дикие апокрифы, а Римская империя набирала сил на первый раунд самоуничтожения. История алхимии удивительно точно иллюстрирует переход от античного политеизма к символическому восприятию мира в раннем Средневековье, затем к схоластике, и позже к интеллектуальному энциклопедизму Возрождения — Арчимбольдо со своими цветочно-овощными портретами это один из примеров последнего. Строго говоря, алхимия осталась градусником восприятия и после своего исчезновения: Майринк обращался к ней когда в 19-м веке начался подъем мистицизма, Юнг — когда в 20-м ему на смену пришел психологизм.
Нумерология существует постольку, поскольку это часть базового набора всечеловеческих суеверий, в свою очередь являющихся объектом постоянного внимания антропологов. Есть образцовое исследование George Gmelch, очерчивающее сходства в поведении американских бейсболистов и новогвинейских рыболовов-ныряльщиков: в обоих случаях, ныряльщики и игроки, чей успех сильнее всего зависит от удачи и случая, придерживаются жесткой системы ритуалов. Mark Teixeira, к примеру, на все игры носит носки с разными номерами. Turk Wendell старается чтобы все, что он делает, было кратно девяти. Derek Holland заказывает перед игрой еды ровно на 30 долларов. И так далее.
Масонство это по сути удивительная мутация религиозных орденов в пост-Просвещенческую эпоху, и удивительная тем более, что оно продолжает существовать по сей день. Этой зимой я лично наткнулся на крошечное здание местной ложи в горах Новой Англии когда блуждал в буране в поисках лесопилки. Лесопилка была на соседней улице. Прямо напротив — кафе, где по-видимому рабочие лесопилки обсуждают, как их соседи, в облупленном одноэтажном сарае, тайком управляют миром. Быть масоном в американской глубинке в 2020-м году, в городе, где все друг друга знают, и со всеми сопутствующими стереотипами — это же готовый предмет для книги.
Иными словами, чтобы быть интересными, всем этим вещам не обязательно поставлять тайные знания об устройстве вселенной. Они интересны как культурные явления, которые могут что-то сказать о своем времени и о природе человека вообще — интересны своей историей, интересны как предмет исследования в социальных науках, интересны в абсолютно житейском смысле.
И они дико интересны. Именно этим.
В конце концов, человек в каком-то смысле соразмерен своим потребностям. Одним нужно верить, что кудрявые люди являются источником всего мирового зла. Другим нужно во что бы то ни стало победить в соревнованиях, пусть даже путем невразумительных суеверий.
Третьим просто интересны люди, как они есть. Жизнь. Знания.
Человек это то, что ему интересно. Выбор, как всегда, у каждого свой.
Тайные общества необходимы людям. Человеку надо во что - тл верить. Человек с пождения запрограмирован подчиняться какой не будь высшей воле ) . Иначе он себя чувствует не в своей тарелке ( ему человеку становиться не вкусно жить)