Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему одни люди воспринимают произведения искусства, а другие совершенно не видят в них смысла?

Искусство и культураЗачем я это узнал?Искусство
Анонимный вопрос
  · 20,8 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 3 мая 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Представьте себе многолетнюю переписку двух человек.

Они хорошо знают друг друга, им есть что обсуждать. Они шутят, что-нибудь вспоминают, иногда друг с другом не соглашаются, иногда один иронизирует над другим, а другой может быть обижается, и т.д. — но в принципе вы всегда можете определить тон письма на основании его текста.

Это одна из форм функциональной грамотности — понимать не что написано, а как написано. Ей учатся в процессе жизни и много позже чем учатся определять, что написано.

Мировое искусство — это переписка великого множества людей, начавшаяся как минимум в неолите. В ней они обсуждают в первую очередь вопросы формы, композиции, цвета. Время от времении в ней появляются вопросы о содержании. Главное — у нее есть тон.

Но визуальной грамотности не учат. Она полностью отсутствует в российской школьной программе, замененная эрзац-классами МХК, которые просто показывают людям отдельные известные вещи, но никак не учат их "читать". Даже их форму. Тем более их тон.

В результате рядовой зритель, подходя к неизвестной картине, в лучшем случае может сравнить происходящее на картине с ее названием: "Пшеничное поле" > на холсте поле, возможно пшеничное > ну, вроде всё правильно.

Но может ли он определить, написана ли она сухо? Мягко? С сочувствием? С ностальгией? Иронией? Смотрит ли она в прошлое или в будущее? Есть ли у нее надежды и опасения?

022221003.jpg

Современный человек оказывается в таких вопросах в положении читателя, способного прочитать текст, но не способного определить его интенцию. Шутки и оскорбления звучат для него одинаково. Он не может определить, когда его о чем-нибудь просят, а когда над ним издеваются.

Именно поэтому у людей возникают такие массовые проблемы с восприятием художественной абстракции — поскольку ее задача именно в том чтобы обойти сюжетность и использовать тон напрямую. Достигать ощущения сухости, мягкости, иронии, ностальгии, надежды и опасения — просто формой. Той же самой, что и в классическом фигуративе.

Хуже того — в отсутствие визуальной грамотности самым распространенным типом восприятия искусства становится бессмысленное восхищение, когда имярек вспоминает о живописи только чтобы воспеть хвалу условному Микеланджело в контрасте с условным Ротко, не понимая что на уровне тона Микеланджело и Ротко занимались одним и тем же. Это тоже один из артефактов образования — догоняющая спустя десятилетия привычка повторять за учителем. Любить не за понимание и не за чувствование, но только за узнавание.

И тем хуже, что оно почти никогда не имеет отношения к искусству, и собственно не пересекается с содержанием картин.

На фоне подобного восприятия — не удивительно, что многие не видят смысла углубляться в искусство в принципе.

Я не совсем согласна с автором , что искусство - это переписка , точнее всего это отражение мировоззрения , но... Читать дальше
Автор книги "Как остаться инженером в век искусственного интеллекта"  · 2 июн 2020

Однажды на курсе фотографии я прочитал замечательную фразу "последний шаг в фотографии делает зритель"
Вы можете сделать сколь угодно гениальную работу, но её не сможет оценить зритель, который не умеет "ходить"

Делаю проект "Справочник базовых навыков". Предлагаю заполнить форму по ссылке: Перейти на forms.gle/AUgJWTBEpNUbZPuN6
Развлекательно-новостной портал https://art-assorty.ru/  · 4 авг 2020
Люди все разные, есть теоретики, есть практики, есть работяги, есть лентяи. Существует определённый пласт людей, которые тяготеют к творчеству, сами занимаются, в том числе и рукоделием, или же просто наслаждаются искусством. Другим же это не нужно, они не склонны мечтать, витать в облаках, для них красота в реальности. Последним, если и нравится искусство, то... Читать далее
Интересуюсь всем, что происходит вокруг меня и в мире. Хобби - история ВОВ. Главный...  · 7 июл 2020
Мне кажется вопрос поставлен не верно. По моему людей, не видящих смысла в искусстве не существует. Ведь и кино искусство, и цирк, когда на арене работают подобные Никулину или Попову тоже искусство. Люди, конечно, различаются по образованию, воспитанию и, естественно, в связи с этим у них могут быть разные критерии понятия, что является искусством, а что с их точки... Читать далее
Тусовка и финансы - это отдельная печальная тема. Уже были случаи, когда вновь найденные картины не признавали... Читать дальше
Искусство против пустоты: находим правильный контент для вашего дома! Продажа...  · 28 сент 2020  · gallerysmart.ru
Очень интересный вопрос) В своей деятельности часто сталкиваемся с людьми, которые не знают, как относиться к тому или иному произведению искусства. На наш взгляд, такой ступор случается именно потому, что человек ощущает себя вынужденным что-то "понять". А здесь нужны другие категории - это про "почувствовать". То есть про эмоции, про эмпатию. "Понять" - это про... Читать далее
" Видеть в чудесном чудесное---вот ключ ко всем тайны мира." Лао-цзы. Индийский мудрец Рабиндрант Тагор : "Япония дала жизнь совершенной по форме культуре и развила в людях такое свойство зрения, когда правду видят в красоте, а красоту в правде". Высказано 100 лет тому. И в настоящее время, если вы приедете в Японию то увидите,что каждое дерево это произведение иску... Читать далее
Ум - это не набор знаний и умений, но способность эти знания и умения получать и...  · 9 июл 2020
Вопрос следовало бы для начала либо уточнить, либо дополнить. Т.е. не просто "почему одни воспринимают, а другие не видят смысла", а "почему воспринимают по-разному". Все дело в том, что воспринимают-то абсолютно все. Ведь если человек дает чему-то оценку (то самое "нет смысла"), то он уже воспринял предмет или явление - восприятие уже произошло. Значит воспринимают... Читать далее
Первый
Воспитание, образование и способность к восприятию. Именно в таком порядке. Первые 2 субъективны - зависят от родителей, школы, окружения и пр. Способность к восприятию объективна (Только не надо считать таких людей ущербными! Гениальный ученый, инженер может быть совершенно не восприимчив к живописи, например.). А изобразительное искусство и музыка (особенно!), это... Читать далее
Врач-стоматолог  · 22 мая 2020
Общественное бытие определяет общественное сознание. Поэтому воспринимают произведения искусства и видят в них смысл (речь идёт именно об общепризнанных произведениях искусства, а не о поделках, выдаваемых за произведения искусства) те люди, которым произведения искусства чем-то помогают в жизни. Эта помощь может быть сугубо материальной, например гонорар писателю за... Читать далее
Восприятие произведений искусства зависит от многих факторов, и основные из них - воспитание, образование и среда обитания. Так же, на понимание произведений искуства влияет историческая эпоха, в которой живёт человек. К примеру, два-три века назад библейские сюжеты или греческие мифы были понятны большинству и символизм легко читался в живописи, скульптуре или... Читать далее
Есть такая категория людей, которые ищут скрытый смысл во всем и часто его там находят и каждый находит свой свой... Читать дальше