Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Восприятие искусства крайне субъективно, поэтому любая критика пристрастна и не имеет ценности для читателя. Согласны с этим?

Искусство и культураЛитература+2
Дмитрий Сухтэ
Клуб писателей
  · 3,9 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 2 февр 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Искусства полны оценочных суждений, но не для всех это выглядит чем-то проблематичным.
В профессиональной среде последние серьёзные обсуждения на этот счёт прошли ещё при жизни Раскина примерно в 1890-х, и даже не о субъективности как таковой, а о сугубо локальных трениях внутри позднеромантического канона (напомню также, что большую часть истории искусство не считалось чем-то субъективным в принципе). Если взглянуть на лит. теорию последних ста с лишним лет — Гадамер, Шкловски, New Criticism, Лео Штраус, Деррида и т.д. — субъективность учитывается как часть герменевтики, но в целом всем как бы похер.
Вы также не найдёте системного обсуждения субъективности среди самих литераторов (многие из которых писали критику: Гёте, Мольер, Стендаль, Брехт, Набоков, Элиот, тысячи их). Люди отстаивают свои мнения и эстетические стратегии, но сам факт этих разногласий по-видимому не волновал никого настолько чтобы обсудить его на бумаге, тем более ставить под вопрос целесообразность целых художественных дисциплин.
Проблема субъективности занимает почти исключительно любителей и людей, не занятых искусством напрямую. Из неё часто делаются непропорциональные выводы, от глубокого скепсиса в отношении любого признанного искусства, до отрицания любого анализа, и в экстремальных случаях до клиники.
Так и в чём причина этой дистанции?
Я регулярно сталкиваюсь с абсолютно бредовыми искусствоведческими заключениями (А), когда проходные любительские работы сравниваются с какой-нибудь незыблемой классикой — тексты, написанные за деньги, по знакомству или безо всякой квалификации. Я также регулярно встречаю ужасные галерейные пресс-релизы (В) — не демонстрирующие обмана как такового, но просто бессодержательные, потому что они сводятся к составленному в целые предложения списку ключевых слов.
Наконец, я читаю достаточно много критики разного уровня: простые тексты для массового потребления вроде выставочных отчётов в Newyorker'е (С), и сугубо литературоведческие исследования вроде эссе Дерриды о Целане или чьей-нибудь диссертации об эссе Дерриды о Целане (D).
Тексты А бывают похожи на С. Тексты С бывают похожи на В. Тексты В бывают похожи на D. Тексты D бывают похожи на А. Но они все тем не менее являются четырьмя разными, непересекающимися явлениями. Они также содержат реальную ценность, доступную любому человеку, привычному к тому, как они пишутся.
К примеру, все четыре типа текстов могут проводить аналогию с античным искусством, и во всех четырёх случаях это будет иметь разный смысл:
• Текст А — делает бессмысленный жест, предполагая, что он не будет иметь никаких последствий, ни для работы, ни для читателя;
• Текст В — намекает, что художник закончил магистратуру и будет продолжать писать 10-12 картин в год;
• Текст С — помогает читателю решить, на какую из тридцати только что открывшихся выставок ему стоит потратить время;
• Текст D — говорит, что личная авторская поэтика связана с античностью в силу формальных/структурных/исторических параллелей.
Человек в теме определит эти интенции и стоящий за ними месседж.
Человек не в теме не обязательно их различит. Он может категоризировать все четыре текста как "мнения" потому что это единственное, что он в них видит, и приводить их в пример того, как критики пускают читателю пыль в глаза, но это фактически неверно: читатель не был обманут. Мы получили именно те сведения, которые нам нужны.
И кроме того, совершенно не важно, что эссе Дерриды о Целане является его мнением. Оно интересно как мнение. Оно интересно как пример рецепции Целана, и интересно как сочинение Дерриды: это три разных ценности из одного текста. Так же как пресс-релиз может быть интересен как маркер галерейной стратегии, а палёное заключение искусствоведа как пример того, на что обычно ведутся одержимые величием граждане (как и при Раскине, на классицизм).
Поэтому людям, сомневающимся, стоит ли им читать критику — стоит почитать критику. И хорошую, и проплаченную, и проходную, и абсолютно упоротую. Посмотреть, как слова работают, научиться отделять сигнал от шума.
Этому можно научиться, читая критику.
Этому нельзя научиться, её не читая.
1 эксперт согласен
Навсегда ничего не бывает.  · 4 февр 2022
Нет, не согласна! Да, восприятие субъективно: мы понимаем и оцениваем прочитанное каждый по-своему. Говорят, литература - зеркало жизни. Скорее всё же не зеркало, а зазеркалье, и там всё может быть вроде бы и как в жизни, и всё-таки не так. На каждом шагу загадки: в слове, образе, рассуждениях... Наверное поэтому, настоящее чтение – увлекательнейшее занятие. Чтобы... Читать далее
Просвещение и профессиональный взгляд на произведение - это ценная штука! Вопросы только в том: Где читателю найти... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 2 февр 2022
Задача критики не состоит в том, чтобы показать читателю объективное мнение. У критики совершенно другая задача. Я про профессиональную критику, если что, а не про "мне не нравится". Основная задача критика - это каталогизация произведений литературы с целью дать читателю направление движения, помочь ему выбрать нужную литературу. В мире ежегодно появляются около... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
1 эксперт согласен
Музыкант, артистка Большого театра России, лауреат международных и Всероссийского...  · 4 февр 2022
Восприятие искусства крайне субъективно, и именно поэтому любая критика пристрастна и имеет ценность для читателя! Вот, как я вижу это. Критика - это, безусловно, про субъективность в той мере, в которой она возможна. Но касательно искусства давайте разбираться. Только критика, грамотная и нет, основанная на фактах или лжи, заранее «заказанная» или нет, может... Читать далее
1 эксперт согласен
Тут какое дело: внутри себя мы не можем добиться объективности, мы лишь можем бесконечно усложнять своё восприятие в надежде, что когда-то оно станет хоть сколько-нибудь полным. Наш собственный взгляд, какой бы глубокой и развитой ни была наша личность, ограничен нашими возможностями в каждый конкретный момент времени. Задача критика проявить новые (нетривиальные... Читать далее
Закажите точный и понятный перевод или запишитесь на занятие по испанскому.Перейти на esperues.com
1 эксперт согласен
Кстати, слышал от многих людей, не считающих критику ценной, такой аргумент - мол, мнение критиков имеет какое-то... Читать дальше
литературная критика, кинокритика, философия, юмор, политика, основная профессия инженер-э...  · 5 февр 2022
Не вызывает сомнения, что может существовать два противоположных взгляда на оценку художественного произведения. В этом нет ничего противоестественного. Более того, в этом проявляется достоинство литературы - она вызывает общественную дискуссию, способствуя развитию риторических способностей её участников. Нередко, при этом расширяется кругозор читателей. Следовательно... Читать далее
Мой канал целиком и полностью будет посвящен теме авторской песни. Портретные статьи,...  · 6 мар 2023
Категорически нет. Другое дело, что сейчас субъективность восприятия искусства поселилась у широких масс в голове прочно. Это какой-то странный признак деградации, вообще-то. Но если бы это было реально так, никакие творческие конкурсы или модные сейчас баттлы или слэмы не имели бы ни малейшего смыслы, а они не просто существуют, но и набирают популярность. Причем даже... Читать далее